СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье соавторами рассмотрены основные особенности внешнеторговой политики стран с развитой экономикой на примере Норвегии. Основное внимание в анализе уделяется проблемам развития внешнеторговых связей Норвегии с ее наиболее важными партнерами, включая Российскую Федерацию. Применены методы количественного и сравнительного анализа.

Ключевые слова:
экономическое развитие, внешнеторговая политика, внешняя торговля, Норвегия, Европейский союз (ЕС), Российская Федерация, европейский регион
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Современная внешнеторговая политика развитых стран отражает особенности их социально-экономического развития. Норвегия с ее продвинутой экономикой занимает неординарное положение среди европейских стран, включая страны Северной Европы. Так, с одной стороны, она достигла значительных высот по основным макроэкономическим и микроэкономическим показателям. Специализация Норвегии в сферах нефтегазового промысла, рыбодобывающей, химической промышленности объясняется географическим положением страны и ее ресурсным потенциалом [1; 2; 3; 4; 5; 13; 15; 18; 19]. С другой стороны, очевидно, страна поражена «голландской болезнью», как и в ситуации с Россией, в Норвегии наблюдается высокая зависимость ее экономики от вывоза нефти и газа.

На современном этапе Норвегия не входит в состав Европейского союза (ЕС), но она состоит в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), что показывает, что Норвегия находится в Европейской экономической зоне [6; 7; 9; 10; 11; 20]. По отношению к ЕС в Норвегии есть следующие претензии. Евросоюз чрезмерно стимулирует рост объемов производства и централизацию, что приводит к растратам природных ресурсов, инфраструктура развивается вместе с более активным использованием транспорта, а это приводит к ухудшениям условий окружающей среды. Норвежцев не устраивает недостаток демократии внутри Евросоюза, не устраивает навязывание ЕС развивающимся странам заключения договоров о вступлении в зону свободной торговли. Такие соглашения препятствуют развитию локальных производств, но благоприятно сказываются на деятельности ТНК. Наконец, во внешнеторговой политике Евросоюза принятие решений по вопросам международной торговли проводится на основании консенсуса, что мешает самостоятельности Норвегии в решении внешнеторговых споров. Страна стремится сохранять свой суверенитет.

         Внешнеторговая деятельность позволяет Норвегии получать дополнительный доход от продажи национальных товаров (нефть, газ, рыба, изделия из стали и железа, продукты лесопереработки, удобрения) и услуг за рубежом; насыщать внутренний рынок; преодолевать ограниченность национальных ресурсов («голландская болезнь», нефть и газ); повышать производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировые рынки.

         Внешняя торговля Норвегии динамично развивается, даже в условиях всеобщей «турбулентности» в международной торговле. Несмотря на осложнения, страна добивалась постоянного положительного сальдо внешнеторгового баланса (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Внешнеторговые связи Норвегии, 2015 – 2018 гг. (млрд долл. США, %)

 

Показатели       /       Годы

2015

2016

2017

2018

Экспорт товаров Норвегии

104 800,0

89 628,3

101 976,0

122 971,5

Темпы роста, %

-28

-14

14

21

Импорт товаров Норвегии

77 193,2

72 809,8

85 525,8

87 626,0

Темпы роста, %

-14

-6

17

2

Внешнеторговый баланс

27 606,8

16 818,5

16 450,2

35 345,5

 

 

 

 

 

 

Составлено и подсчитано соавторами по: [22].

 

         Так, за период 2015–2018 гг. норвежский товарный вывоз повысился с 104,8 млрд долл. США до 123,0 млрд долл. США, примерно на 17,4%. Наиболее тесные связи Норвегия имеет с Великобританией (с объемом экспорта 26,5 млрд долл. США), Германией (19,6 млрд долл.), Нидерландами (13,1 млрд долл.), Швецией (8,1 млрд долл.), Францией (8,1 млрд долл.), Бельгией (6,3 млрд долл.), Данией (5,7 млрд долл. США). Экспорт Норвегии в Россию составлял в 2018 г. 305,4 млн долл. США.

         Самыми важными партнерами Норвегии в области импорта, который в 2015–2018 гг.  повысился с 77,2 млрд долл. США до 87,6 млрд долл. США, выступали Швеция (10,5 млрд долл. США), Германия (9,5 млрд долл.), Китай (8,7 млрд долл.), США (7,0 млрд долл.), Дания (4,8 млрд долл.), Великобритания (4,7 млрд долл.), Нидерланды (3,2 млрд долл. США). Импорт из России в Норвегию в 2018 г. достиг 2,1 млрд долл. США (составлено соавторами по: [8; 12; 14; 16; 17; 23]).

        Широкое использование морского транспорта, а также контейнерно-морского и наливного-морского транспорта (транспортировка нефти и нефтепродуктов)  в настоящее время – основа, составляющая норвежский экспорт в сфере услуг. На эти виды транспорта приходилось 37,3% от общего объема реализованных работ для иностранных партнеров.

         Экспорт в области нефинансовых услуг компаниями Норвегии в страны – члены ЕС насчитывал 54% от суммарного потока. В страны Азии экспорт нефинансовых услуг составил 19%. Экспорт в страны НАФТА составил 16%.

В норвежском импорте услуг превалируют работы в нефтяной и газовой сферах с общей долей равной 19% от суммарного объема импорта услуг. В целом, доля сферы добычи полезных ископаемых составила  26% от общего импорта. Сфера услуг по хранению и транспортировке составила 28%. В 2018 г. Норвегия ввезла 46% услуг в денежном выражении из стран – членов Европейского союза. На долю стран НАФТА и Азии в импорте пришлось 12 и 13% соответственно за данный период.

Основное внимание норвежской внешнеторговой политики традиционно направлено на многостороннюю торговую систему, воплощенную в ВТО. Другие элементы норвежской торговой политики, будь то на региональном уровне через единое экономическое пространство или ЕАСТ, или на двусторонней основе, основаны на фундаментальных принципах многосторонней торговой системы и должны рассматриваться как дополняющие друг друга элементы [19; 21; 22].

         Норвегия активно работает со странами – членами Всемирной торговой организации, так как осознает важность диалога по существенным вопросам торговой политики в рамках ВТО, как основного регулятора международной торговли на современном этапе ее развития.

Поэтому Норвегия постоянно прилагает усилия, направленные на содействие ВТО как организации и сохранение ее роли как форума для переговоров по выработке торговой политики. Норвегия подчеркивает важность успеха в деятельности Всемирной торговой организации (даже с учетом скромности возможных результатов), поскольку неудача в переговорных процессах будет означать реальный риск глобального кризиса ВТО.

Неслучайно, Норвегия обращает особое внимание на элементы из сферы экспортной конкуренции в сельском хозяйстве; меры в отношении наименее развитых стран; прозрачность мер национального регулирования в части торговли услугами и других сфер (антидемпинговое законодательство, субсидии в рыболовстве).

По вопросам экспортной конкуренции Норвегию интересует вопрос экспортных субсидий (поскольку эта сфера затрагивает страну непосредственно, принимая во внимание довольно высокий уровень защиты сельскохозяйственного производства и его экспортного субсидирования в стране). Некоторые страны – члены ВТО обсуждают сроки введения запрета экспортных субсидий. Норвегия в связи с этим работает над тем, чтобы было достигнуто сбалансированное решение, при котором все его участники (включая США) были бы обязаны устранить так же, в максимальной степени мешающие свободной конкуренции, системы экспортного кредитования. В самой Норвегии правительство объявило об отказе экспортных субсидий с 2019 г.

При этом в вопросе о преференциях услугам и поставщикам услуг из наименее развитых стран Норвегия исходит из своей «лучшей практики соглашений о свободной торговле». Нотификация в ВТО по вопросам преференций наименее развитым странам будет включать все сектора и способы поставки. По части мер в отношении наименее развитых стран Норвегия считает, что существующие предложения слишком объемные и мало реализуемые. Со своей стороны, Норвегия прикладывает максимальные усилия по поиску оптимальных решений по вопросам преференций для наименее развитых стран.

Относительно вопроса о прозрачности мер национального регулирования в части торговли услугами и других сфер, Норвегия высказывает сожаление, что существующие предложения сведены до минимума, и нет уверенности в том, что даже такие ограниченные меры будут приняты в ВТО. Одновременно правительство страны отмечает, что существует согласие сторон в части прозрачности субсидий в рыболовстве и запрета на субсидирование незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Таким образом, современная внешнеторговая политика Норвегии характеризуется сбалансированностью подходов к основным, обсуждаемым в ВТО, проблемам дальнейшего развития международной торговли.

 

Список литературы

1. Ашинянц С.А. Норвегия: экономика и энергетика//Энергохозяйство за рубежом. - 2015. - № 4 (281). - С. 2-15.

2. Баурина М.С. ВВП Норвегии и влияние экономики на уровень жизни в стране // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 252-256.

3. Кнобель А.Ю., Спартак А.Н., Баева М.А. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста. - М.: Дело, 2019. - 58 с.

4. Гладков И.С. Международная торговля на перепутье: актуальные тренды // Международная экономика. - 2019. - № 4. - С. 6-14.

5. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 88-92.

6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения // Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.

7. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 2 (10). - С. 91-107.

8. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г. // Власть. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 136-145.

9. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей европейского союза в XXI в. // Власть. - 2015. - № 9. - С. 53-57.

10. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского Союза // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4 (4). - С. 30-38.

11. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. - 2014. - № 7. - С. 31-38.

12. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского Союза и Российской Федерации // Власть. - 2013. - № 5. - С. 014-018.

13. Дикович А.С., Колесников С.Д., Матяс А.А. Роль внешней торговли в экономическом развитии малых стран Западной Европы // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя D. Эканоміка, сацыялогія, права. - 2013. - № 2 (42). - С. 24-34.

14. Криворотов А.К. Политика государства как фактор конкурентоспособности арктических регионов: методология исследования, опыт Норвегии и уроки для России / монография. Апатиты, 2015. - 320 с.

15. Ризванова Э.Р. «Зеркальная» статистика внешнеторговых данных России и Норвегии // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 2. - С. 189-198.

16. Ризванова Э.Р., Шаныгин С.И. Сопоставительный анализ официальной информации Норвегии об итогах внешней торговли с Россией // В сб.: Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016) Труды международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 134-138.

17. Росляков А.Ю. Внешняя торговля России со странами Северной Европы // В сб.: World science: problems and innovations Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 197-199.

18. Суслова Е.И., Паскарь А. Роль внешней торговли в экономическом развитии страны// Приложение Российский импортер. Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2019. - № 6. - С. 5-10.

19. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - М., 2017. - 234 с.

20. Ярошевич В.И. Малая открытая экономика в процессе глобализации // Белорусский экономический журнал. - 2016. - № 4 (77). - С. 37-49.

21. Министерство иностранных дел Норвегии / Ministry of Foreign Affairs (на англ. яз.). - 2017-2018. Режим доступа: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/

22. UNCTAD. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unctadstat.unctad.org (Дата обращения 11.08.2019.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?