Россия
с 01.01.2007 по 01.01.2019
Россия
Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муниципального образования, наряду с основами составления проектов бюджетов, определенными Бюджетным кодексом РФ, определяется также соответственно законам субъектов Федерации и муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В юридической литературе такой подход признается оправданным, так как на каждом уровне бюджетной системы имеется специфика в разработке бюджетных показателей. Кроме того, невозможно применить унифицированный подход к детальной организации составления проектов региональных и местных бюджетов, поскольку сроки и содержание процедур составления проектов бюджетов в субъектах Федерации и муниципальных образованиях зависят от целого комплекса факторов социально-экономического и политического характера. Учитывая изложенное, разработка региональных и местных бюджетов должна регламентироваться бюджетно-процессуальными нормами, принимаемыми на соответствующих уровнях бюджетной системы. Составление проектов региональных и местных бюджетов и актов о бюджете традиционно возлагается на исполнительные органы. Соответственно, проект бюджета субъекта Федерации составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 169 БК РФ) [1]. Составление бюджета любого уровня в силу ч. 2 ст. 172 БК РФ основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; бюджетном прогнозе на долгосрочный период; государственных (муниципальных) программах.
бюджет, бюджетный процесс, проект бюджета, Ямало-Ненецкий автономный округ, бюджетная политика, налоговая политика
Прогноз доходов проекта окружного бюджета на 2017 – 2019 гг. основан на сценарных условиях функционирования экономики автономного округа и основных параметрах прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 г. [2].
Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта окружного бюджета на 2017 – 2019 гг., представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели, использованные для прогноза
доходов окружного бюджета
Показатель |
Единица |
2015 г. отчет |
2016 г. отчет |
2017 г. отчет |
2018 г. оценка |
2019 г. прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Курс доллара США (среднегодовой) |
Руб. за долл. США |
61,0 |
67,2 |
64,8 |
64,1 |
62,7 |
Цена на нефть марки «Юралс» |
долл./барр. |
51,2 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
Цена на газ (среднеконтрактые, включая страны СНГ) |
долл./ тыс. куб. м |
225,6 |
152,5 |
160,1 |
152,1 |
168,2 |
Цена на газ (ДЗ) |
долл./ тыс. куб. м |
245,4 |
159,2 |
167,2 |
159,1 |
174,8 |
Объемы добычи |
|
|
|
|
|
|
Нефти |
млн тонн |
20,5 |
24,5 |
29,1 |
32,8 |
35,9 |
Газового конденсата |
млн тонн |
24,1 |
27,8 |
27,7 |
31,8 |
32,9 |
Природного газа |
млрд куб. м |
501,4 |
492,3 |
507,6 |
517,4 |
521,5 |
Прогноз доходов окружного бюджета сформирован с учетом планируемых изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и автономного округа и оказывающих влияние на формирование доходной базы окружного бюджета, в том числе:
– увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, что в свою очередь приведет к увеличению издержек нефтегазовых компаний и соответственно к большему, чем планировалось, снижению поступлений налога на прибыль организаций в бюджет автономного округа;
– централизация в федеральном бюджете 1% от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для дальнейшего перераспределения в виде дотаций наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации [3];
– поэтапное увеличение ставки налога на имущество организаций в отношении имущества магистральных трубопроводов, линий электропередач, железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технической частью этих объектов.
В прогнозе доходов окружного бюджета учтены условия договора между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономного округа, предусматривающие передачу 29,5% налога на прибыль организаций в бюджет Тюменской области.
Согласно условиям договора с Тюменской областью в бюджет области в 2017 г. прогнозируется передать доходы в сумме – 9 475 млрд руб., в 2018 г. – 11 749 млрд руб., в 2019 г. – 11 508 млрд руб. [5].
При формировании проекта окружного бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. приоритетными видами экономической деятельности, имеющими важное социально-экономическое значение для развития автономного округа, и видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера являются следующие направления:
1) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
2) переработка и консервирование рыбы;
3) переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции;
4) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
5) научные исследования и разработки;
6) предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
7) производство нефтепродуктов;
8) производство химических веществ и химических продуктов;
9) строительство электростанций;
10) строительство местных линий электропередачи и связи;
11) строительство автомобильных и железных дорог;
12) деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта;
13) деятельность внутреннего водного грузового транспорта;
14) деятельность пассажирского воздушного транспорта;
15) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (зарегистрированных в реестре туроператоров автономного округа по въездному туризму);
16) сбор, обработка и утилизация отходов.
Традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера определены:
1) оленеводство. Переработка продукции оленеводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, окостенелых рогов, пантов, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;
2) рыболовство и реализация водных биологических ресурсов;
3) разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;
4) промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
5) собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
6) художественные промыслы и народные ремесла (изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
7) строительство (изготовление) национальных традиционных жилищ (чумов) и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
В 2017–2019 гг. в автономном округе будет действовать 27 государственных программ, у 7 из которых в 2018 г. заканчивается срок действия. Динамика и структура расходов окружного бюджета в 2017 – 2019 гг., а также установление «потолков» расходов в разрезе государственных программ и непрограммных направлений деятельности представлены в бюджетном прогнозе автономного округа на долгосрочный период [4].
В 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. планируется сохранить процентное соотношение расходов каждой государственной программы в общем объеме расходов окружного бюджета. При этом без соответствующего перераспределения полномочий между различными уровнями публично-правовых образований в Российской Федерации либо дополнительного наделения субъектов Российской Федерации государственными полномочиями Российской Федерации принятие новых государственных программ не планируется [7].
Расходы на непрограммные направления деятельности будут составлять по отношению к общему объему расходов окружного бюджета не более 3,5%.
Предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ на 2016 – 2018 гг. будут доведены до их ответственных исполнителей, которые совместно с главными распорядителями средств окружного бюджета – соисполнителями государственных программ на последующих этапах должны осуществить распределение указанных предельных объемов по конкретным мероприятиям государственных программ (кодам бюджетной классификации) [6]. Таким образом, ответственные исполнители могут уточнить подходы к определению параметров финансового обеспечения конкретных мероприятий, самостоятельно определять расходные приоритеты в рамках соответствующих государственных программ, неся ответственность за достижение целевых индикаторов и ожидаемых результатов их реализации.
В целом, бюджетная политика автономного округа в сфере государственного управления и национальной безопасности сохранит свою преемственность по решению задач, поставленных в предыдущем бюджетном цикле.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО// Красный Север. - 2008. - № 44/1.
3. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗАО // Красный Север. -2015. Спецвыпуски - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.
4. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г. 90-ЗАО // Красный Север. - 2016. Спецвыпуски - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.
5. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон ЯНАО от 16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север. - 2017. Спецвыпуски - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.
6. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север. - 2011. - № 39.
7. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север. - 2016. Спецвыпуск - № 48/5.
8. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от 26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru
9. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от 21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север. - 2017. - Спецвыпуски - № 29/2, 29/3.
10. Облигации для населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа:http://www.yamalfin.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, свободный (дата обращения: 25.12.2018).
11. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущие позиции по уровню кредитного рейтинга среди регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, свободный (дата обращения: 25.12.2018).