ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муниципального образования, наряду с основами составления проектов бюджетов, определенными Бюджетным кодексом РФ, определяется также соответственно законам субъектов Федерации и муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В юридической литературе такой подход признается оправданным, так как на каждом уровне бюджетной системы имеется специфика в разработке бюджетных показателей. Кроме того, невозможно применить унифицированный подход к детальной организации составления проектов региональных и местных бюджетов, поскольку сроки и содержание процедур составления проектов бюджетов в субъектах Федерации и муниципальных образованиях зависят от целого комплекса факторов социально-экономического и политического характера. Учитывая изложенное, разработка региональных и местных бюджетов должна регламентироваться бюджетно-процессуальными нормами, принимаемыми на соответствующих уровнях бюджетной системы. Составление проектов региональных и местных бюджетов и актов о бюджете традиционно возлагается на исполнительные органы. Соответственно, проект бюджета субъекта Федерации составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 169 БК РФ) [1]. Составление бюджета любого уровня в силу ч. 2 ст. 172 БК РФ основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; бюджетном прогнозе на долгосрочный период; государственных (муниципальных) программах.

Ключевые слова:
бюджет, бюджетный процесс, проект бюджета, Ямало-Ненецкий автономный округ, бюджетная политика, налоговая политика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Прогноз доходов проекта окружного бюджета на 2017 – 2019 гг. основан на сценарных условиях функционирования экономики автономного округа и основных параметрах прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 г. [2].

Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта окружного бюджета на 2017 – 2019 гг., представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели, использованные для прогноза
доходов окружного бюджета

 

Показатель

Единица
измерения

2015 г.

отчет

2016 г.

отчет

2017 г.

отчет

2018 г.

оценка

2019 г.

прогноз

 

1

2

3

4

5

6

7

Курс доллара США (среднегодовой)

Руб.

 за долл. США

61,0

67,2

64,8

64,1

62,7

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./барр.

51,2

40,0

40,0

40,0

40,0

Цена на газ (среднеконтрактые, включая страны СНГ)

долл./

тыс. куб. м

225,6

152,5

160,1

152,1

168,2

Цена на газ (ДЗ)

долл./

тыс. куб. м

245,4

159,2

167,2

159,1

174,8

Объемы добычи

 

 

 

 

 

 

Нефти

млн тонн

20,5

24,5

29,1

32,8

35,9

Газового конденсата

млн тонн

24,1

27,8

27,7

31,8

32,9

Природного газа

млрд куб. м

501,4

492,3

507,6

517,4

521,5

 

Прогноз доходов окружного бюджета сформирован с учетом планируемых изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и автономного округа и оказывающих влияние на формирование доходной базы окружного бюджета, в том числе:

– увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, что в свою очередь приведет к увеличению издержек нефтегазовых компаний и соответственно к большему, чем планировалось, снижению поступлений налога на прибыль организаций в бюджет автономного округа;

– централизация в федеральном бюджете 1% от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для дальнейшего перераспределения в виде дотаций наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации [3];

– поэтапное увеличение ставки налога на имущество организаций в отношении имущества магистральных трубопроводов, линий электропередач, железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технической частью этих объектов.

В прогнозе доходов окружного бюджета учтены условия договора между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономного округа, предусматривающие передачу 29,5% налога на прибыль организаций в бюджет Тюменской области.  

Согласно условиям договора с Тюменской областью в бюджет области в 2017 г. прогнозируется передать доходы в сумме – 9 475 млрд руб., в 2018 г. – 11 749 млрд руб., в 2019 г. – 11 508 млрд руб. [5].

При формировании проекта окружного бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. приоритетными видами экономической деятельности, имеющими важное социально-экономическое значение для развития автономного округа, и видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера являются следующие направления:

1) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

2) переработка и консервирование рыбы;

3) переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции;

4) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

5) научные исследования и разработки;

6) предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;

7) производство нефтепродуктов;

8) производство химических веществ и химических продуктов;

9) строительство электростанций;

10) строительство местных линий электропередачи и связи;

11) строительство автомобильных и железных дорог;

12) деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта;

13) деятельность внутреннего водного грузового транспорта;

14) деятельность пассажирского воздушного транспорта;

15) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (зарегистрированных в реестре туроператоров автономного округа по въездному туризму);

16) сбор, обработка и утилизация отходов.

Традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера определены:

1) оленеводство. Переработка продукции оленеводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, окостенелых рогов, пантов, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

2) рыболовство и реализация водных биологических ресурсов;

3) разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

4) промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

5) собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

6) художественные промыслы и народные ремесла (изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

7) строительство (изготовление) национальных традиционных жилищ (чумов) и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

В 20172019 гг. в автономном округе будет действовать                                         27 государственных программ, у 7 из которых в 2018 г. заканчивается срок действия. Динамика и структура расходов окружного бюджета в 2017 – 2019 гг., а также установление «потолков» расходов в разрезе государственных программ и непрограммных направлений деятельности представлены в бюджетном прогнозе автономного округа на долгосрочный период [4].

В 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. планируется сохранить процентное соотношение расходов каждой государственной программы в общем объеме расходов окружного бюджета. При этом без соответствующего перераспределения полномочий между различными уровнями публично-правовых образований в Российской Федерации либо дополнительного наделения субъектов Российской Федерации государственными полномочиями Российской Федерации принятие новых государственных программ не планируется [7].  

Расходы на непрограммные направления деятельности будут составлять по отношению к общему объему расходов окружного бюджета не более 3,5%.

Предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ на 2016 – 2018 гг. будут доведены до их ответственных исполнителей, которые совместно с главными распорядителями средств окружного бюджета – соисполнителями государственных программ на последующих этапах должны осуществить распределение указанных предельных объемов по конкретным мероприятиям государственных программ (кодам бюджетной классификации) [6]. Таким образом, ответственные исполнители могут уточнить подходы к определению параметров финансового обеспечения конкретных мероприятий, самостоятельно определять расходные приоритеты в рамках соответствующих государственных программ, неся ответственность за достижение целевых индикаторов и ожидаемых результатов их реализации.

В целом, бюджетная политика автономного округа в сфере государственного управления и национальной  безопасности сохранит свою преемственность по решению задач, поставленных в предыдущем бюджетном цикле.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО// Красный Север. - 2008. - № 44/1.

3. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗАО // Красный Север. -2015. Спецвыпуски - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.

4. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г. 90-ЗАО // Красный Север. - 2016. Спецвыпуски - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.

5. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон ЯНАО от 16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север. - 2017. Спецвыпуски - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.

6. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север. - 2011. - № 39.

7. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север. - 2016. Спецвыпуск - № 48/5.

8. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от 26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

9. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от 21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север. - 2017. - Спецвыпуски - № 29/2, 29/3.

10. Облигации для населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа:http://www.yamalfin.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, свободный (дата обращения: 25.12.2018).

11. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущие позиции по уровню кредитного рейтинга среди регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, свободный (дата обращения: 25.12.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?