ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На современном этапе развития общества научный интерес исследователей к проблеме физической культуры и физическому воспитанию молодежи значительно вырос. Физическая культура и спорт в последние годы упоминаются не только как автономный социальный факт, но в большей степени как значимая и устойчивая структура личности. Вместе с тем, следует отметить, что только около 40% населения России занимаются спортом, тогда как в Европе данный показатель составляет 60 %. Увеличение количества населения, заинтересованного в спорте как образе жизни и форме досуга возросло за последнее 10 лет с 17% до 40%. В данной статье рассматриваются вопросы физического воспитания в образовательных организациях высшего образования. Авторы предлагают актуализировать проблему формирования ценности физической культуры в молодежной среде как основу для формирования полноценной личности профессионала. Современная концепция физического воспитания в высшей школе как целостное педагогическое явление имеет определенную структуру и требует проводить занятия по физической культуре в течение всего периода обучения. В статье представлена идея модернизации высшего образования посредством обучения физической культуре через внедрение инновационных технологий, имеющих профессиональную направленность.

Ключевые слова:
физическая культура, физическое воспитании, личность студента, здоровье, спорт, общество, педагогический процесс, валеология.
Текст

Введение. В Российской Федерации физическое воспитание подрастающего поколения, и прежде всего студенческой молодежи находится в состоянии постоянного развития и постепенного совершенствования. Так, на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г. президент РФ В.В. Путин отметил ,что «Сфера спорта, физической культуры была и остаётся для нас одним из приоритетов социальной политики…Занятия спортом – это возможность для самореализации, для нового качества жизни каждого человека» [www.kremlin.ru/events/president/news/60152 (дата обращения 09.04.2019)]. Однако наряду с тем, что политика государства сегодня и становится все более ориентированной на здоровье и физическую культуру граждан, тем не менее ряд объективных показателей современной жизни не позволяет говорить о некоей общей стабильной данного вопроса в обществе, например фиксируется значительное ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи, инертное отношение к занятиям спортом.

Теоретический обзор проблемы исследования. Известно, что физическое воспитание — важная часть общего развития человека, уроки физкультуры начинаются в школе и продолжаются до последних курсов института. Главными целями становятся: укрепление здоровья, формирование психологических качеств и личности в целом. Это организованный педагогический процесс, развивающий силу воли и умение достигать поставленных целей.

Тренировки в образовательных организациях высшего образования должны проводиться не только с учетом определенного направления, рекомендуется учитывать следующие принципы:

  1. Принцип возрастной адекватности. Нужны разные нагрузки для разного возраста. В юношеском возрасте идет интенсивное развитие мышц и формирование скелета. До 25 лет организм бурно растет, поэтому при правильном подборе программы развития можно добиться хороших успехов в любом направлении физической подготовки.
  2. Принцип гармоничного развития личности – нужен комплексный подход, чтобы успехи в спорте или профессиональной деятельности пошли на пользу человеку и обществу. Физическая культура и достижения в спорте не должны идти во вред человеку. Нужно пресекать использование силы и спортивных приемов для преступных целей, хулиганства, бахвальства и демонстрации превосходства над другими.
  3. Принцип взаимосвязи физкультуры с практикой жизни – каждый тренирующийся человек должен понимать, что полученные навыки, умения и физическая выносливость обязательно пригодятся в повседневной жизни.

В процессе приобретения профессиональных знаний физическое воспитание, как важная составляющая всего комплекса подготовки специалиста, оказывает большое влияние на формирование личности будущего профессионала. Как учебная дисциплина физическая культура, входящая в обязательную программу для всех специальностей, служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физическому и духовному усовершенствованию. Во многом благодаря данной дисциплине возможно формирование гармонично-развитой личности: эмоционально-устойчивой, с развитыми интеллектуальными способностями, положительными морально-нравственными ценностными установками, гражданской позицией.

Но отсутствие именно духовной культуры рассматривается как причина легкомысленного отношения к здоровью и пренебрежения здоровым образом жизни. Во многих научных трудах подчеркивается отсутствие у студентов отношения к физической культуре, как к моральной ценности, определяющей способ жизни и в целом жизни устойчивость. Зачастую обязательные занятия по физической культуре в высшей школе вызывают негативные эмоции у студентов. Анкетирование студентов ряда учебных заведений показал, что только 20 % студентов были бы готовы посещать занятия физической культуры, а остальные 80% признались, что отказались бы от посещения, если бы занятия были не обязательными.

О том, как вызвать у студенческой молодежи осознание ценности физической культуры для формирования полноценной личности, пишет В.С. Матвеев. Автор предлагает при проведении занятий физической культурой использовать теорию погружения в определенный вид физической активности, что будет выявлен в результате исследовательской работы. К тому же организация процесса физического воспитания должна быть лишена всяких лимитирующих ограничении, так как, основываясь на свободном выборе студентов, можно способствовать выстраиванию последовательности приоритетов потребностей и моральных предпочтений [3].

По мнению многих исследователей, организация преподавания физического воспитания в университетах и институтах не достигла того уровня, чтобы в обязательном порядке способствовать повышению уровня физической подготовки, улучшению здоровья и воспитанию интереса у молодежи к занятиям физическими упражнениями. Ряд авторов отмечает, что для того, чтобы занятия физкультурой были результативными, то есть способствовали развитию психофизических профессиональных качеств, студенческая молодежь должна принять более современные подходы к овладению физической культурой, что соответствуют индивидуальным особенностям, в большей степени способствуют реализации разносторонних интересов молодых людей, что позволит более уверенно чувствовать себя в будущей профессии.

Исследователи отмечают, что система физического воспитания в высшей школе не рассматривает формирование психофизического состояния молодежи, как обязательную составляющую общего процесса педагогического воздействия.

Главной целью данной работы является анализирование современных тенденций физического воспитания в высшей школе, которые полностью отвечает растущим требованиям общества к конкурентоспособному специалисту. В России создано правовое поле в сфере образования, приняты Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также – Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и др.

Образование по своему содержанию базируется на таких составляющих, как обучение (дидактическая подсистема), воспитание (педагогическая подсистема образования) и становится весомым фактором в формировании социально активной, физически и духовно здоровой личности, отвечающая созданию будущего профессионально-трудового потенциала нации. Итак, принципиально важным становится внедрение инновационных процессов в физическом воспитании студенческой молодежи. Главное в новых тенденциях физического воспитания составляют следующие моменты:

• овладение студентами методологией и технологией инновационных внедрений, базирующихся на этнорегиональных особенностях места жительства, обучения;

• создание на учебных занятиях условий, способствующих разработке и закреплению образовательных инноваций, что способствуют повышению двигательной активности студентов;

• формирование личности студента, которая способна усваивать и творчески воплощать в повседневную жизнь средства и методы физического воспитания для гармоничного развития.

Предоставление студентам возможности свободного выбора вида двигательной деятельности и ориентация на их потребности, мотивы, жизненные планы способствует воспитанию позитивного отношения студенческой молодежи к физическому воспитанию и собственному здоровью, а также активизирует физкультурно-оздоровительную деятельность.

 Создание педагогических условий для совершенствования процесса обучения способствовало эффективному проведению занятий с использованием физических упражнений силовой направленности, а следование алгоритму годового цикла занятий силовой направленности позволило оптимизировать преодоление трудностей обучения, более широко дифференцировать тренировочную нагрузку. Продолжая тему, акцент на необходимости воспитания выносливости, как определяющего качества в процессе адаптации молодежи к трудностям, делают Смирнова О.Н., Кукленко С.В. Как показали исследования П.М. Гунько, силовые нагрузки, включаемые в процесс физического воспитания студентов-юношей, показали высокие результаты в повышении мотивации к обучению.

Но времени, уделяемого физической культуре в университетах, не достаточно для того, чтобы завершить процесс воспитания и обучения. Совершенствование системы физического воспитания В.С. Кузнецов видит во внедрении различных форм физического воспитания за стенами образовательных организаций.

В. Ломан рекомендует физическое совершенствование студентов проводить через приоритетное использование прыжков, бега, метания. Н.А. Федорова считает, что обучение подвижным играм ведет к гармонизации личности студента, его физическому, интеллектуальному, эмоциональному совершенствованию.

Практическая часть исследования. Проведенные исследования дают основания предположить, что использование в качестве специализированных занятий по физическому воспитанию спортивных игр, способствует развитию таких необходимых свойств, как умение в нужный момент переключать внимание, тренирует высокую скорость восприятия и оценки информации, формирует стремление к принятию самостоятельных решений. Указанные свойства будут полезны специалистам различных направлений деятельности, поэтому их можно рекомендовать как основу для характеристики профессиональной личности.

Для эффективного внедрения системы современного физического воспитания студентов разработана ее теоретико-функциональная модель, где отражены основные компоненты учебного процесса, критерии эффективности и ожидаемый результат.

Системообразующим ядром модели является ее цель - модернизация освоения дисциплины физическая культура через внедрение инновационных технологий, имеющих профессиональную направленность [4]. Например, в университетах МВД курсантов обучают боевым приемам борьбы, то есть у них формируют необходимые для будущей профессии навыки.

Обозначенная цель конкретизуется в задачах, которые можно разделить на группы: оздоровительные, образовательные, воспитательные, а также прикладные.

Еще одной составляющей модели являются следующие компоненты: мотивационный, управленческий, процессуальный, содержательный.

Критерием эффективности модели является всестороннее развитие личности студента, которое выражается в реализации его индивидуального потенциала, что отражается в следующих основных аспектах: биологическом, образовательном, социальном, психологическом, валеологическом.

Образовательный аспект – профессиональная и гуманитарная подготовка, в частности, физическое воспитание.

Психологический аспект – личностные качества и свойства характера.

Физиологический аспект – адаптивные возможности и морфофункциональное состояние организма.

Валеологический аспект – сохранение и укрепление здоровья, профилактика профессиональных отклонений в состоянии здоровья, потребность в здоровом образе жизни.

Социальный аспект – этическая и эстетическая культура, правила общения и поведения.

 Для реализации модели необходимо создать следующие педагогические условия:

1. компетентность преподавателей физического воспитания (личностная, профессиональная (спортивные успехи в настоящем), психолого-педагогическая;

2. интеграция физического воспитания в процесс обучения

3.пропаганда здорового образа жизни и ценности физического воспитания для профессии

4. формирование мотивации у студентов к занятиям физическим воспитанием через организацию воспитательной работы со студентами: флешмобы, встреча со значимыми личностями, межвузовские соревнования, интеллектуально-спортивные игры и конференции, творческие мероприятия и др.

Традиционная и многолетняя система физического воспитания в России до 2016 учебного года базировалась на технологиях общей физической подготовки, которые не были направлены на формирование у студентов мотивации к регулярным занятиям физическим развитием, про возможность выбора речь не шла вообще [2]. В настоящее время для высшего образования в России внедрены федеральные государственные образовательные стандарты, соответствующие современным требованиям по получению образования.

Приобретение навыков на предпочтительных занятиях безоговорочно должно способствовать психофизической подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности, укреплению здоровья, пониманию и развитию функциональных возможностей молодого организма, достижению посильных спортивных результатов. Современная концепция физического воспитания в высшей школе как целостное педагогическое явление имеет определенную структуру.

В соответствии со структурой предложенной концепции, занятия физической культурой проводятся в течение всего периода обучения, где каждый курс соответствует определенному этапу, на котором решаются конкретные задачи.

1 курс – этап здоровье сбережения. Основная задача преподавателя адаптировать вчерашнего школьника к новым условиям обучения и требованиям высшей школы, в том числе по физической культуре. Содержательно физические упражнения, выполняемые на данном этапе должны способствовать профилактике умственного и психофизического переутомления.

2 курс – этап здоровье-формирования. На данном этапе уже подготовленный и адаптированный организм студента готов воспринимать разнообразие методов и форм физического воспитания, которые будут носить пролонгированный характер.

3 курс– этап профессионального образования. В этот период решаются задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

4 курс – этап профессионального становления. Этот этап физического воспитания ориентирует студента на достижение высокого уровня функциональной и психофизической готовности к профессиональной деятельности, усовершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности, а также на поддержание достигнутого высокого уровня физического состояния.

На всех этапах обучения предусматривается систематическое участие не только в учебном процессе, но и в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях. Новые тенденции физического воспитания в высшей школе с профессиональной направленностью позволяет реализовать социальный заказ нашего общества на здорового человека, ведь состояние здоровья выступает важным показателем развития и сохранения человеческого потенциала любой страны.

Вывод. Таким образом, для успешной реализации обозначенной тенденции необходимо регулярно проводить мониторинги, тем самым оценивая динамику состояния здоровья студентов; добиваться увеличения физкультурной нагрузки студентов в результате перехода самостоятельных заданий по физическому воспитанию в разряд жизненных ценностей; непрерывно вести работу по увеличению числа разнообразных спортивных секций в образовательных организациях высшего образования; использовать научно обоснованные тесты, которые помогут оценить степень физической подготовки и физической возможности с учетом особенностей приобретаемой в образовательной организации профессии, строить спортивные залы или переоборудовать имеющиеся площади для организации занятий доступными видами физкультуры с оптимальным использованием технической и материальной базы образовательных учреждений [2].

Список литературы

1. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н. От А до Я в педагогике высшей школы. Словарь понятий и терминов по профессиональному образованию и педагогическому менеджменту / Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва, 2003.

2. 2.Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений в обл. физ. культуры и спорта/ М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. -М.: Гардарики, 2007 год.

3. 3.Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996 год.

4. 4.Рожков, П.А. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства / П.А. Рожков // Теория и практика физической культуры. - № 1. - 2012 год.

5. 5.Ульянова И.В. Педагогика XXI века. / Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва, 2017.295 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?