ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается положительный опыт использования некоторых форм и методов практического обучения курсантов и слушателей при освоении основной образовательной программы по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности уголовно-правовой специализации, узкой специализации предварительное следствие в органах внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Показаны кадровые, правовые, организационные, психологические условия профессиональной служебной деятельности следователей, в которых предстоит работать выпускникам университета. Анализируются необходимые профессиональные компетенций будущего следователя. Для наилучшей адаптации к будущей профессии следователя в процесса обучения курсантов и слушателей необходимо использование элементов практического обучения, создание условий, максимально приближенных к реальной обстановке совершения преступления и его предварительного расследования. Рассмотрено использование ролевых игр при решении практических задач по расследованию преступлений, что позволяет погрузить обучающихся в обстановку совершения преступления, а также его расследования. Уделено внимание психологической подготовке курсантов, навыкам производства следственных действий в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова:
практическое обучение, производственная практика, выездные занятия, криминалистические полигоны, курсант, слушатель
Текст

 

Актуальность. Выпускникам образовательных организаций МВД России по специализации предварительное следствие в органах внутренних дел приходится работать в непростых условиях. Нагрузка на следователей по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам постоянно возрастает. В то же время численность следователей в системе Министерства внутренних дел за последние годы сократилась с пятидесяти четырёх до сорока пяти тысяч [Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2019.]. В этой связи качественная подготовка специалистов для органов предварительного расследования является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел РФ.

Накопившиеся проблемы в деятельности органов предварительного расследования, по нашему мнению, обусловлены целым комплексом разноплановых причин. Это, прежде всего, моральное устаревание правил уголовного судопроизводства, применение в следственной практике устоявшихся алгоритмов деятельности, не отвечающих современным реалиям развития общества, отставание уголовного судопроизводства по внедрению современных информационных технологий от иных сфер деятельности государства. Стоимость расследования преступлений, трудозатраты следователя могут во много раз превышать ущерб от совершенного преступления. Строго формализованное расследование, значительный объем следственных действий, производство судебных экспертиз обуславливают длительность сроков расследования.

С учетом непростых условий будущей работы выпускника необходимо обеспечить качественную подготовку кадров для органов предварительного следствия, сформировать у курсантов необходимые профессиональные качества следователей. Уровень подготовки сотрудников для органов предварительного расследования должен соответствовать современным стандартам высшего образования. По окончании университета выпускники должны обладать как глубокими теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности, успешного расследования наиболее сложных и опасных преступлений, в числе которых киберпреступность, экономические преступления, незаконный оборотом наркотиков и других.

Важнейшее значение имеет формирование комплекса профессиональных компетенций будущего следователя, среди которых не только знания теоретических основ квалификации и расследования преступлений, но и умения организовать и провести расследование конкретного преступления, работать в составе следственно-оперативной группы, действовать в различных следственных ситуациях. Кроме того, необходимо владение тактическими приемами производства следственных действий, формами организации расследования отдельных видов и групп преступлений.

О необходимости усиления практической направленности обучения, способствующей быстрой адаптации и включению выпускника университета в профессиональную деятельность органов предварительного расследования указывают как ученые, так и руководители следственных органов [2].

Таким образом, практическая подготовка будущих сотрудников для органов предварительного расследования является важнейшей составляющей обучения.

Обсуждение проблемы. Следует заметить, что актуальность данных компонентов практического обучения подтверждается и планируемыми изменениями в законодательстве об образовании. Так, на момент подготовки данной статьи Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся". В пояснительной записке к проекту Федерального закона № 607448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся отмечено, что к выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования предъявляются все более высокие требования к уровню практической подготовки, который рассматривается как важнейший показатель качества профессионального образования. Практическая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки, обеспечивая обучение умениям и навыкам, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Именно образовательная организация должна обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе освоения им профессиональной образовательной программы. В то же время, как показывает практика, выполнение студентами традиционно предусматриваемых в образовательных программах лабораторных и курсовых работ (проектов), прохождение учебных производственных практик не позволяет им достигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели. Сегодняшние реалии, очевидно, демонстрируют необходимость усиления практической подготовки обучающихся в процессе освоения ими профессиональных образовательных программ.

 В данном проекте предлагается использовать новый термин "практическая подготовка" – форма организации учебной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы" [Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL.: https://sozd.duma.gov.ru/bill/607448-7 (Дата обращения. 04..08.2109)].

Следует отметить, что в вопросам качества практической подготовки курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (далее-университет) – будущих следователей уделяется особое внимание. В отличие от многих высших образовательных учреждений страны, где после окончания выпускники самостоятельно решают вопросы трудоустройства, в образовательных организациях системы МВД России существует целевой набор и предусмотрено прохождение дальнейшей службы в соответствии с полученной специальностью. Таким образом, выпускник образовательных организаций системы МВД России с большой степенью вероятности применит свои знания в практике. При этом университетом установлена обратная связь с практическими органами, в ходе которой оценивается уровень практической подготовки выпускников и оперативно вносятся коррективы в учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин.

В университете преподаются специальные практико-ориентированные учебные дисциплины, в ходе обучения курсанты под руководством преподавателей отрабатывают различные навыки производства следственных действий, в том числе по составлению процессуальных документов. Имеется практика совместного проведения практических занятий преподавателями разных кафедр, приемов экзаменов в форме учений, проводятся межвузовские оперативно-тактические учения в условиях криминалистических полигонов [1].

В целях качественной практической подготовки курсантов и слушателей в учебных планах, рабочих программах по учебным дисциплинам профессионального цикла предусмотрены как традиционные практические занятия, так и деловые игры, подготовка практикумов, проведение учений, занятий на криминалистических полигонах, различные виды практик. Рассмотрим некоторые их них.

В ходе проведения практических занятий курсанты и слушатели под руководством преподавателя осуществляют анализ практической ситуации, оценивают правомерность действий следователей, предлагают алгоритмы действий. При этом можно использовать методы проведения деловых и ролевых игр. Так, перед решением практической задачи, выполнением необходимых учебных следственных и процессуальных действий весьма эффективным показало разыгрывание курсантами и слушателями в ролях ситуации совершения преступления в соответствии с имеющейся фабулой. Это позволяет непосредственно осуществить погружение участников занятия в обстановку совершения преступления, пережить определенные эмоциональное состояние, увидеть и понять механизм, способ совершения преступления, следы, оставленные преступником. Кроме того, через осознание реальности преступления у обучающихся появляется интерес к последующему его расследованию, производству следственных и процессуальных действий. Преподавателю при проведении занятий с распределение ролей между обучающимися необходимо обеспечить вовлеченность всех курсантов группы, предлагая выступить экспертами, делать замечания, оказывать помощь тем или иным участникам игры. Необходимо вести учет активности курсантов, чтобы в следующих практических ситуациях роли выполняли уже другие курсанты. Решение практических задач может предусматривать процессуальное оформление полученной информации, принятого решения в определенной следственной ситуации в виде протокола, постановления или иного документа.

Данная форма практического занятия является эффективной для получения слушателями навыков анализа исходной информации; принятия решения в сложившейся следственной ситуации, взаимодействия в локальном специализированном коллективе.

Подбор исходных данных для практических ситуаций преподаватели осуществляют в следственных подразделениях органов внутренних дел [3]. Также целесообразным является приглашение на такие практические занятия практиков – следователей органов внутренних дел, специализирующихся на расследовании рассматриваемого на занятии преступления.   

Рассматривая практическую направленность обучения следует отдельно обратить внимание на широкое использование криминалистических полигонов, где в рамках практических занятий отрабатываются навыки производства осмотров различных мест происшествия и других следственных действий, среди которых имеются продуктовый, промтоварный, ювелирный магазины, отделение банка, салон сотовой связи, аптека, кафе, квартира, гостиница, склад контрафактных товаров, также фрагменты проезжей части с учебными транспортными средствами. Кроме того, на данных полигонах проводится практическая часть государственной итоговой аттестации слушателей.

Особо стоит отметить опыт психологической подготовки курсантов и слушателей, формирование необходимых навыков принятия процессуальных решений в стрессовых, нестандартных, конфликтных ситуациях. В процессе производства курсантами и слушателями учебных следственных действий преподавателями моделируются различные ситуации: например, конфликт с допрашиваемым, заявление множества ходатайств от участников следственного действия, неправомерное вмешательство защитника в ход производства следственного действия и прочее. При этом такие занятия могут проводится как в подгруппах, то есть внутри одной учебной группы, так и между курсантами различных учебных групп, когда курсанты одной группы выполняют роль следователя, а другие противодействуют производству следственного действия, пытаясь парализовать, дестабилизировать деятельность следователя. Таким образом, практика проведения учебных следственных действий в условиях конфликтных ситуаций позволяет сформировать, необходимые в практической деятельности навыки стрессоустойчивости, а также способности быстро принимать обоснованные решения.

Практическая направленность обучения обеспечивается также выполнением заданий практикумов, в ходе которых курсантами и слушателями формируются учебные уголовные дела по соответствующей фабуле преступления. Для качественной подготовки данных учебных уголовных дел имеются раздаточные материалы, макеты уголовных дел о типичных преступлениях, встречающихся в следственной практике.

Традиционной является практика проведения выездных занятий в следственные подразделения, следственные изоляторы, экспертно-криминалистические подразделения, суды.

Весьма полезным является метод моделирования расследования реально совершенного преступления, включающий в себя анализ обвинительного заключения, составление схемы совершения преступления и плана расследования. В последующем осуществляется выезд учебной группы в следственное подразделение, где в производстве находится соответствующее уголовное дело. Следователь-практик совместно с преподавателем анализируют составленные курсантами схемы и планы расследования, определяют допущенные ошибки и упущения в моделируемом курсантами расследовании. На основе уголовного дела, расследованного следственным подразделением, разъясняется алгоритм реально проведенного расследования и результаты расследования в систематизированном подшитом уголовном деле.

Следует отметить на имеющийся опыт организации и проведения выездных практических занятий в специальных лабораториях университета (экспертно-криминалистические, компьютерно-технические, "Безопасный город", "ИСОД МВД России" и другие), где совместно с преподавателями других кафедр формируются навыки взаимодействия со специалистами в различных областях знаний.

Закрепление полученных знаний, умений и навыков осуществляется в процессе производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также в ходе производственной преддипломной практики. Прохождение практики является важнейшим этапом практического обучения курсантов и слушателей, неотъемлемой частью образовательного процесса по подготовке квалифицированных специалистов. В ходе прохождения практики курсанты и слушатели приобретают интерес к будущей профессии следователя, реализуют теоретические знания, полученные за период предшествующего обучения, закрепляют умения, вырабатывают навыки планирования деятельности следователя на различных этапах производства по уголовному делу, производства отдельных следственных и иных процессуальных действий, составления служебных документов.

Выводы. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные используемые формы и методы практического обучения курсантов и слушателей – будущих следователей. Полагаем что именно практическое обучение обеспечивает готовность выпускников к самостоятельной работе в должности следователя органов внутренних дел. Формы и методы практического обучения должны постоянно совершенствоваться с учетом современных потребностей органов предварительного расследования.

Применение выпускниками университета полученных знаний, умений, навыков на практике позволит достойно выполнять свой профессиональный долг.

Список литературы

1. Иванов Д.А., Горач Н.Н., Попенков А.В. Некоторые особенности преподавания практико-ориентированных учебных дисциплин на примере "Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам" в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Прикладная психология и педагогика. 2018. Т. 3. № 4. С. 73-79.

2. Мальцева Т.В., Горач Н.Н. Влияние преддипломной практики на особенности копинг-поведения слушателей вузов МВД России, будущих специалистов органов предварительного расследования // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2014. № 4-2. С. 5-6.

3. Орленко С.В., Быстрянцев А.Ф. Формы и методы практического обучения в учреждениях образования на примере модульного обучения // Актуальные проблемы практического обучения Материалы Международной научно-методической конференции. 2014. С. 138-140.


Войти или Создать
* Забыли пароль?