АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объектом исследования в данной статье является самостоятельная работа обучающихся в образовательных организаций МВД России по дисциплине «Огневая подготовка». Предметом исследования становятся методические рекомендации самостоятельных занятий образовательных организаций МВД России по дисциплине «Огневая подготовка». Особое внимание в статье уделяется анализу имеющихся методических рекомендаций по самостоятельной работе обучающихся в огневой подготовке. Автором выявлен ряд проблем, а также обоснована необходимость в их устранении и дальнейшем совершенствовании методики самостоятельных занятий. Кроме того, в статье приведены первоначальные данные опроса преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России, которые отражают состояние организационно-методических условий самостоятельной работы по дисциплине «Огневая подготовка» на данный момент. Основные методы, используемы в данной статье, это библиографический розыск, анализ имеющихся методических рекомендаций, их сравнение, а также анкетирование преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Новизна данного исследования заключается в том, что в связи с переходом на педагогическую парадигму развивающего обучения, необходимо развивать самостоятельность в освоении дисциплины «Огневая подготовка». Основным выводом проведенного исследования является необходимость разработки методических рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по огневой подготовке, которые будут способствовать облегчению в усвоении материала дисциплины курсантами образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова:
методика, огневая подготовка, самостоятельная работа, организационно-методические условия, методические рекомендации, самостоятельное обучение, профессиональное образование.
Текст

Введение. Современная система образования, опирающаяся на педагогическую парадигму развивающегося обучения, ориентирована на подготовку самостоятельно мыслящего, инициативного, сознательного и ответственно действующего высококвалифицированного специалиста. Для достижения этой цели необходима собственно деятельность обучаемого, основанная на принятии самостоятельных решений и поиске путей саморазвития и самореализации. Именно проявление индивидуальных усилий в обучении способствует развитию и становлению самостоятельной профессиональной личности. И необходимо мотивировать обучающегося на данный вид деятельности, ведь «мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности» [4].

Теоретический обзор проблемы исследования. Одной из основных задач образовательных организаций МВД России - это формирование активного субъекта образовательной деятельности, умеющего правильно определить проблему, анализировать ее и принять верное и правильное решение. Выполнение данной задачи требует поиск новых методов обучения. В этой связи парадигма развивающего обучения выделяет приоритетное направление в подготовке специалистов–самостоятельное обучение. Самостоятельное обучение в образовательных организациях МВД России представляет собой сложный педагогический процесс, соединяющий в себе различные формы и виды самостоятельной деятельности.

В связи со спецификой преподаваемых дисциплин в образовательных организациях МВД России, задача самостоятельной работы – максимально ускорить адаптацию обучающихся к процессу обучения, пробудить у них интерес к учебе и, как следствие, перевести теоретические знания, полученные в период обучения, в практическую деятельность, обеспечивающую успешное овладение программой профессиональной подготовки и готовящую сотрудников к условиям службы в соответствующих подразделениях органов внутренних дел [9].

Учебная дисциплина «Огневая подготовка» также предусматривает самостоятельную работу обучающихся: в рабочих программах на ее выполнение отводятся часы самоподготовки.

Самостоятельная подготовка проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других формах занятий, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам [6]. Самостоятельная работа может проводиться на аудиторных занятиях, в рамках учебного занятия под руководством преподавателя, на консультации по различным вопросам, в библиотечном центре, при ликвидации различных видов задолженностей, исправлении неудовлетворительных оценок, а также в домашних условиях.

Основной проблемой остается создание мотивации, которая будет способствовать вовлечению обучаемого в процесс самостоятельного получения знаний. С данной проблемой сталкиваются преподаватели, так как самостоятельная работа-это один из методов обучения и педагогический процесс одновременно, который не мыслим без помощи педагога и соответствующей мотивации [3]. Как известно, вузовский преподаватель лишь определенным образом организует познавательную деятельность студентов, но самопознание осуществляет обучающийся; эту работу за него не может выполнить никто, и ее эффективность зависит, в первую очередь, от характера собственной познавательной деятельности обучаемого [1]. При этом в практике вузовского образования организационно-методические условия самостоятельной работы, ее планирование, а также система контроля и мониторинга остаются несовершенными и менее исследуемыми проблемами в современной педагогической теории.

Проблеме обучения и совершенствования огневой подготовки курсантов системы образования МВД России и сотрудников ОВД посвящены исследования А.А. Хвастунова (1995), С.Г. Горбенкова (1997), А.И. Щипина (1999), А.И. Ушакова (2002), А.С. Калинникова (2003) [8].

Практическая часть исследования. Проведен анализ состояния организационно-методических условий самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Огневая подготовка» в образовательных организациях МВД России. Анализ учебно-методической литературы, рабочих программ, примерных планов, методических рекомендаций по самостоятельной работе обучающихся был осуществлен в Московском университете МВД России имени В.Я Кикотя, Орловском юридическом институте МВД Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, Белгородском юридическом институтеМВД России имени И.Д. Путилина, Воронежском институте МВД Российской Федерации, Уфимском юридическом институте МВД России, Сибирском юридическом институтом МВД Российской Федерации.

В результате ознакомления с учебно-методическим материалом, имеющимся на кафедрах огневой подготовки в образовательных организациях МВД России, следует отметить:

  1. в примерных программах по огневой подготовке определяется количество часов, отводимое на самоподготовку, которое составляет 30% от общего количества часов, отводимых на дисциплину. При этом, в таблице по объему дисциплины и видов учебной работы содержится понятие «другие виды самостоятельной работы», без указания, какие именно виды работ.В рабочих программах имеются методические рекомендации обучающимся по усвоению дисциплины, в которых говорится о выполнении практических заданий с использованием стрелкового тренажера СКАТТ, а также о ведении стрелкового блокнота, в котором обучающийся может записывать алгоритм своих действий, технику производства выстрела, результаты стрельб, а также рекомендации, которые дал ему преподаватель.Для повышения общекультурного уровня знания об оружии в качестве самостоятельной работы обучающимся рекомендуется просматривать журналы и Интернет-ресурсы оружейной и спортивно-стрелковой тематики. Имеются методические рекомендации по самостоятельной подготовке Шестопаловой Е.В. Их них: «Анализ и самоанализ результатов стрельбы», «Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Огневая подготовка». Также имеется Сборник заданий для самоподготовки, подготовленный авторским коллективом кафедры: В.П. Полянский (доктор пед. наук), Е.В. Шестопалова (кандидат пед. наук), В.А. Болдарев, Н.В. Голдобина, Е.Ю. Дьякова, Д.Ю. Загубный, Н.В. Ковшов, Е.В. Костина, А.А. Юшкевич.
  2. в учебно-методических пособиях содержатся рекомендации для самостоятельной подготовки, в которых отражены: порядок изучения материальной части пистолета Макарова, сборка/разборка, принцип действия, боевые свойства ПМ, правилами заряжания и разряжания пистолета, порядок осмотра ПМ и подготовка его к несению службы, стрельбе, осмотр пистолета в разобранном виде,подготовка к занятиям по изучению приемов и правил стрельбы из пистолета, порядок производства выстрела, изготовка к стрельбе, удержание пистолета, доставание оружия из кобуры, заряжание пистолета, прицеливание, дыхание,ошибки, отрицательно влияющие на качество выстрела, их признаки, причины и способы устранения.
  3. в рабочих программах содержится раздел, посвященный перспективным направлениям повышения уровня знаний теоретического раздела огневой подготовки.

Необходимо заметить, что важность самостоятельной работы и интерес к ее совершенствованию волнует все образовательные организации МВД России, стремящиеся подготовить к выполнению своих служебных обязанностей высококвалифицированных сотрудников, уровень образования которых должен соответствовать современному, постоянно изменяющемуся миру.Сейчас из-за огромного роста научной информации и связанного с этим быстрого старения знаний значение самостоятельной работы постоянно растет, и вооружение студентов соответствующими умениями и навыками становится одной из основных задач высшего образования [1].

В этой связи, некоторые образовательные организации, перечисленные ранее, приняли участие в анкетировании, направленном на исследование состояния самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Огневая подготовка». В анкетирование приняли участие профессорско-преподавательский сосав кафедр огневой подготовки, а так же курсанты и слушатели разных годов обучения и профилей подготовки. Всего в данном опросе участвовало 313 человек: 66 из числа профессорско-преподавательского состава, 247 из числа курсантов и слушателей.

Анкетирование проводилось в два этапа. На первом этапе была создана анкета, где были заданы интересующие нас вопросы по данной проблематике с предоставлением отвечающему высказать свою точку зрения и дать свой вариант ответа. Проанализировав ответы, был создан окончательный вариант анкеты, где отвечающему необходимо было выбрать ответ из уже имеющихся вариантов, которые чаще всего повторялись при ответе на пробную анкету.

При первоначальном опросе преподавателей выявлялся их стаж педагогической деятельности, отношение преподавателей к самостоятельной работе обучающихся, а также участие преподавателей в обучении и организации самостоятельной деятельности курсантов и слушателей.

С помощью анкеты было установлено наличие или отсутствие методических рекомендаций на кафедрах огневой подготовке по организации самостоятельных занятий. Выявлено отношение преподавателей к использованию в педагогической деятельности стрелкового тренажера СКАТТ, отношение к научной деятельности, которая является одной из самостоятельной и творческой деятельности обучающегося. Также в анкете ставились вопросы о том, какие упражнения преподаватели дают курсантам для самостоятельной работы, как часто профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие в организации и обучении курсантов самостоятельной подготовке в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Анкета позволила оценить возможности кафедр огневой подготовке по обеспечению самостоятельной работы обучающихся. Опрашиваемые высказали свои предложения по улучшению самоподготовки в образовательных организациях МВД России.

В рамках проведенного опроса была получена информация, касающаяся введения в речевой оборот преподавателей такого понятия как «Культура обращения с оружием», преподаватели при ответе на поставленные вопросы отразили свое отношение, понимание и необходимость использования данного понятия, а также возможность влияния самостоятельной работы обучающегося на культуру обращения с оружием. Кроме того, было выявлено желание профессорско-преподавательского состава кафедр огневой подготовки принять участие в педагогическом эксперименте, направленном на оптимизацию ресурса самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Огневая подготовка».

При составлении анкет для обучающихся нас интересовала следующая информация: отношение курсантов к дисциплине «Огневая подготовка» в целом; успеваемость курсантов по данной дисциплине; наличие неудовлетворительных оценок по тому или иному разделу дисциплины; отношение обучающихся к самоподготовке, проведение ее по огневой подготовке; где, в какое время, в какой форме и как часто проводятся ими самостоятельные занятия по данной дисциплине; с какими методическими рекомендации по организации самостоятельной работе они знакомы и откуда. Анкета дала представление о целях, задачах, мотивах, которые преследуют обучающие на самостоятельных занятиях по огневой подготовке.

В рамках анкетирования определилось мнение курсантов об организующей роли преподавателя в обучении самостоятельной подготовки; оценена популярность использования стрелкового тренажера «СКАТТ» среди обучающихся и его эффективность по их мнению. Также анкетирование помогло дать оценку активности обучаемых в научной и спортивной деятельности. Кроме того, через анкету установлено, имеют ли обучающиеся в наличии собственные материально-технические атрибуты для занятий по огневой подготовке и в целом для обращения с оружием; собственное пневматическое/массогабаритное оружие/макеты и используют ли они его в самостоятельной работе. В ответах опрашиваемых отражено знание упражнений для самостоятельной работы в домашних условиях. В анкете курсанты высказали свои пожелания к кафедре огневой подготовки по улучшению организации и проведения самостоятельных занятий.

По полученным в результате анкетирования ответам можно сделать вывод о том, что курсанты не умеют планировать свое время, не располагают эффективными навыками самостоятельной работы, а в большинстве случаев не проводят самостоятельных занятий по огневой подготовке.  Не смотря на их разные года обучения, разные профили подготовки, а также обучение в разных образовательных организациях МВД России, отмечается, что курсанты низко оценивают свои умения и навыки работать самостоятельно по данной дисциплине. Более того, данные опроса свидетельствуют о том, что преподаватели мало обращают внимание на формирование соответствующих умений у курсантов, некоторые из них считают, что обучение самостоятельной работе курсантов, как и сами самостоятельные занятия в целом, малоэффективны в освоении дисциплины «Огневая подготовка». При этом большая часть опрошенных среди профессорско-преподавательского состава отмечает важность и эффективность самостоятельных занятий в овладении дисциплиной и в формировании общей культуры обращения с оружием.

Таким образом, вводный срез показал несовершенство в организации, планировании и проведении самостоятельной работы обучающимися по дисциплине «Огневая подготовка» и необходимость, несмотря на наличие некоторых методических рекомендаций, работы кафедры по их дальнейшему совершенствованию и созданию единых организационно-методических условий проведения самостоятельных занятий обучающихся.

В качестве вывода хочется отметить, что полученные в результате анонимного опроса данные могут быть использованы при проведении педагогического эксперимента, направленного на совершенствование организационно-методических условий самостоятельных занятий по дисциплине «Огневая подготовка» и созданию единой, научно-обоснованной методической рекомендации по самоподготовке в рамках данной дисциплины.

Список литературы

1. Белевцев В.В. Диссертация на соискание ученой степени к.пед.н. Организация процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре, 2003. 184 с.

2. Врублевская Н.М. Проблемы организации самостоятельной работы при подготовке конкурентоспособных специалистов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 13. С. 130-133

3. Козенко Е.Ю., Гордеев Н.Н., Кудря А.Д. Формирование у студентов вузов мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1 (58). С. 107-110;

4. Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега). Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 89-93;

5. Приказ от 23 ноября 2017 г. N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

6. Приложение к приказу МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя от 29.02.2016 № 204 «Положение об организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя», С. 13-15;

7. Рабочие учебные программы по огневой и боевой подготовке образовательных учреждений МВД РФ;

8. Семёнов В.В. Формирование методических умений курсантов и слушателей при исправлении ошибок, допускаемых при стрельбе, в процессе самостоятельной работы. // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями № 11-2, 2013. С. 116-118;

9. Украинский С.В., Власенко Е.Е. Самостоятельная подготовка: проблемные вопросы в период прохождения первоначального обучения по профессии «Полицейский» в образовательных организациях МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2017 №3 (37) С.194 -198.


Войти или Создать
* Забыли пароль?