ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕПУТАЦИОННЫМИ РИСКАМИ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные реформы в системе российского высшего образования приводят к повышению требований к университетам нашей страны. В таких условиях возрастает вероятность возникновения для вузов различных рисков, действие которых может грозить учебному заведению снижением или даже потерей его репутации. Данное обстоятельство определяет важность и необходимость рассмотрения в качестве одного из направлений репутационного менеджмента университета управление его репутационными рисками. В связи с этим, представленная статья посвящена изучению принципов и инструментов репутационного риск-менеджмента вуза.

Ключевые слова:
университет, репутация вуза, репутационный менеджмент, репутационные риски, принципы, инструменты управления
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Система российского высшего образования развивается сегодня под влиянием большого количества факторов, которые часто являются негативными. Среди них следующие: государственная политика в области высшего образования; неблагоприятная демографическая ситуация в стране; высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг и ее повышением, вызванным рядом причин, который в значительной степени повлиял на региональные вузы; нестабильность внешней среды высших учебных заведений; сокращение бюджетного финансирования учебных заведений, что особенно сильно затронуло экономические и управленческие направления подготовки; рост самостоятельности учебных заведений как результат действия перечисленных выше факторов; повышение ответственности руководителей вузов за эффективность своей деятельности и др.

Учитывая перечисленные обстоятельства, повышение репутации вуза является одной из важнейших задач его руководства и всего персонала. В рамках реализации стратегии развития вуза руководство учебного заведения должно идентифицировать, прогнозировать и оценивать возможные репутационные риски университета, своевременно и грамотно ими управлять.

Концепция управления рисками должна строиться на интегрированном подходе, т.е. данный процесс отличается комплексностью, поэтому риски должны выявляться своевременно, а управленческие решения – вырабатываться грамотно, чтобы в любой момент последовала правильная и своевременная реакция на возникающие угрозы. Чтобы репутационные риски были под контролем, управление ими должно занимать ключевое место в системе менеджмента каждой организации и университета, в частности. А процесс управления репутационными рисками включает в себя несколько этапов, среди которых: идентификация, классификация, оценка, анализ рисков.

В предыдущих работах автора представленной статьи рассмотрены существующие подходы разных ученых [1], [2], [3], [4], [5] к пониманию содержания репутационных рисков. Основываясь на этих подходах, сформулировано определение понятия репутационных рисков высшего учебного заведения. Данную категорию будем трактовать как угрозу потери или ухудшения репутации вуза, в результате чего снижается его привлекательность для абитуриентов, конкурентоспособность, заинтересованность различных целевых групп в деятельности университета и взаимодействии с ним, лояльность персонала, что влечет за собой сокращение или полную потерю стоимости репутационных активов, а также финансовые потери. [6]

Цель любого высшего учебного заведения, которая преследуется им в процессе управления его репутационными рисками, заключается, в первую очередь, в необходимости сохранения и поддержания репутации университета среди различных представителей его внешней и внутренней сред, а также снижения возможных убытков.

Управление репутационными рисками начинается с их идентификации, выявления возможных угроз, которые могут возникнуть в деятельности университета. Выявление репутационных рисков при этом необходимо начинать с определения причин их возникновения.

Причины возникновения репутационных рисков университета можно разделить на две группы: внутренние и внешние [7].

В табл. 1 представлена классификация внутренних причин возникновения репутационных рисков вуза.

Таблица 1

Внутренние причины возникновения репутационных рисков университета

Группы внутренних причин репутационных рисков

Классификация

Причины, связанные с неэффективным управлением персоналом вуза

Трудовые конфликты среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза

Нарушение трудовой дисциплины преподавателями и сотрудниками университета

Нарушение учебным заведением трудового законодательства РФ

Неэффективная система мотивации или ее отсутствие

Причины, связанные с невыполнением вузом своих обязательств

Нарушение вузом законодательства РФ

Невыполнение вузом договорных обязательств

Причины, связанные с оказанием образовательных услуг ненадлежащего качества

Неэффективность системы менеджмента качества вуза

Неэффективность системы дополнительного профессионального образования или ее отсутствие

Неразвитая материально-техническая база

Причины, связанные с нарушением этических норм

Пренебрежительное отношение руководства, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов вуза к вопросам этики

Нарушение организационной культуры

Негативное отношение к социальной ответственности

Коррупция в вузе

Причины, связанные с неэффективным руководством вузом

Неэффективная система менеджмента вуза

Неэффективная система управления рисками или ее отсутствие.

 

Классификация внешних причин возникновения репутационных рисков высшего учебного заведения представлена в табл. 2.

Таблица 2

Внешние причины возникновения репутационных рисков российского университета

Группы внешних причин репутационных рисков

Классификация

Причины, связанные с публикациями о вузе в СМИ

Неэффективная система взаимодействия со СМИ

Негативные публикации в СМИ о фактах нарушения вузом этических норм

Причины, связанные с негативной общественной оценкой ректора вуза

Неэтичное поведение первого лица вуза

Низкий уровень репутации ректора вуза

Неэффективное взаимодействие первого лица вуза с органами власти, с другими ректорами

Причины, связанные с поведением вуза на рынке образовательных услуг

Использование нечестных способов привлечения абитуриентов

Распространение негативных слухов о вузах-конкурентах

Негативные отзывы работодателей о выпускниках и студентах вуза.

 

В ходе реализации стратегии развития высшего учебного заведения управление репутационными рисками базируется на следующих общих принципах:

1. Системность и целостность. Системный характер репутационного риск-менеджмента университета является определяющим, так как этот принцип подразумевает комплексное рассмотрение совокупности всех рисков как единого целого, с учетом всех взаимосвязей и возможных последствий.

2. Комплексность и взаимосвязанность. Сложная структура репутационного риск-менеджмента предполагает одновременный анализ большого числа рисков разной природы, а также изучение характера и степени влияния различных факторов на развитие кризисной ситуации и возникновения неблагоприятных последствий.

3. Эффективность и адекватность. Высокая результативность системы управления репутационными рисками университета проявляется в том, что данная система должна оперативно реагировать на изменение условий, т.е. должна обладать эффективными каналами обратной связи, что служит надежной гарантией успешной реализации антикризисной стратегии.

4. Постоянность и непрерывность. Процесс управления репутационными рисками вуза должен носить постоянный характер, а, следовательно, быть непрерывным.

5. Гибкость и адаптивность. Система репутационного риск-менеджмента вуза должна реагировать, изменяться, приспосабливаться к новым возникающим рискам.

6. Целенаправленность и результативность. Система управления репутационными рисками высшего учебного заведения должна иметь своей целью идентификацию, классификацию рисков, предупреждение их, анализ и оценку, управление рисковыми ситуациями, минимизацию негативных последствий, достижение положительных результатов в борьбе с ними.

7. Массовость. Процесс риск-менеджмента должен проходить с привлечением к анализу и оценке рисков специалистов той или иной сферы деятельности университета в зависимости от видов риска.

8. Доступность. Возможность доступа всех заинтересованных лиц к получению информации, необходимой в процессе управления рисками.

9. Оперативность. Система репутационного риск-менеджмента должна предполагать своевременное реагирование на возникающие кризисные ситуации.

10. Объективность. Информация, используемая в процессе управления рисками вуза, должна быть документально обоснованной и достоверной, отражать реальные результаты деятельности университета, что призвано обеспечить результативность и эффективность системы репутационного риск-менеджмента.

Применение рассмотренных принципов управления репутационными рисками высшего учебного заведения обуславливает следующие положения, которые должны быть положены в основу системы репутационного риск-менеджмента:

  • система управления репутационными рисками является частью общего менеджмента вуза и соответствует стратегии его развития;
  • при управлении репутационными рисками университета следует учитывать внешние и внутренние ограничения, что предполагает согласование любых действий с возможностями и условиями функционирования вуза;
  • в отношении всей совокупности рисков должна проводиться единая комплексная политика, в которой коммуникационная составляющая является одной из важнейших;
  • процесс управления репутационными рисками вуза носит динамический характер, что связано с непрерывностью принятия решений в сфере риск-менеджмента университета.

Рассмотренные выше положения и принципы управления позволили определить инструменты репутационного риск-менеджмента российских вузов. Возможности предупреждения и минимизации негативного влияния репутационных рисков можно реализовать с помощью некоторых мероприятий: маркетинговых, управленческих и организационных [7]. Данные инструменты управления репутационными рисками должны быть ориентированы на все целевые группы университета и касаться всех направлений его деятельности.

Маркетинговые инструменты управления репутационными рисками вуза могут включать в себя следующие средства и приемы:

1. Анализ и мониторинг рынка образовательных услуг, который может быть проведен с использованием таких методов, как опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, наблюдение и др.

2. Политика в сфере образовательных услуг – развитие системы дополнительного образования для преподавателей, сотрудников, студентов и представителей других целевых групп вуза, диверсификация портфеля образовательных услуг, разработка и проведение различных курсов, семинаров, тренингов и т.д.

3. Ценовая политика – установление разумной стоимости обучения на договорной основе по направлениям подготовки, на которые вуз не получил бюджетных мест; разработка оптимальных тарифов на оплату обучения на ФДПО (факультете дополнительного профессионального образования).

4. Политика продвижения образовательных услуг вуза – реализация и развитие маркетинговых технологий продвижения (реклама в прессе, на телевидении и радио, наружная реклама, печатная и сувенирная продукция, организация и участие в различных образовательных выставках, ярмарках, форумах, проведение дней открытых дверей, организация и участие в научных конференциях и семинарах, создание и ведение сайта вуза, интернет-реклама, страницы и сообщества в социальных сетях и др.

Управленческие инструменты репутационного риск-менеджмента университета реализуются за счет использования таких средств и приемов, как:

  • уклонение – отказ от совершения действий или решений, характеризующихся высокой вероятностью возникновения рисковой ситуации; отказ от взаимодействия с ненадежными партнерами; распределение операций и процессов деятельности (особенно опасных) во времени;
  • компенсация – создание специальных фондов на покрытие непредвиденных расходов, связанных с возникновением риска, резервирование, самострахование, страхование;
  • предупреждение – постоянный мониторинг, оценка и контроль текущей ситуации; планирование возможных действий и мероприятий в кризисных ситуациях; постоянное совершенствование системы управления вузом;
  • лимитирование – установление предельных сумм расходов.

Организационные инструменты управления репутационными рисками российских вузов представляют собой совокупность следующих средств:

  • организационно-распорядительные – разработка и соблюдение положений, регламентов, принципов, кодексов и стандартов в процессе деятельности университета, в работе и поведении руководства, профессорско-преподавательского состава и сотрудников с целевой аудиторией вуза; дисциплинарных мер стимулирования, наказания и ответственности; оптимизация организационной структуры университета; создание специальных подразделений (центр маркетинга, отдел управления рисками, аналитический отдел и т.д.);
  • информационные – создание общей внутренней нормативной базы, различных баз данных, информационных сервисов (облачный сервис, электронная почта вуза, электронная библиотека, система дистанционного образования, электронный деканат и др.); оптимизация информационных потоков, совершенствование защиты и работы с информацией.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репутационный риск-менеджмент университета представляет собой комплекс маркетинговых, управленческих и организационных инструментов, эффективное применение которых способствует профилактике возникновения репутационных рисков, снижению их негативного влияния и устранению негативных последствий для университета за счет формирования его позитивного образа и повышения имиджа среди целевых аудиторий.

Таким образом, в результате изучения подходов к определению инструментария репутационного риск-менеджмента можно сформулировать следующие выводы:

1. Обоснована актуальность проблем управления репутационными рисками российских университетов, возникновение которых обусловлено влиянием различных факторов: современные реформы в системе высшего образования нашей страны, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг, сокращение бюджетного финансирования, поддержка государством ведущих вузов, сложная демографическая ситуация и др. Чтобы репутационные риски были под контролем, управление ими должно занимать ключевое место в системе менеджмента университета.

2. Представлено определение понятия репутационных рисков высшего учебного заведения. Данную категорию будем трактовать как угрозу потери или ухудшения репутации вуза, в результате чего снижается его привлекательность для абитуриентов, конкурентоспособность, заинтересованность различных целевых групп в деятельности университета и взаимодействии с ним, лояльность персонала, что влечет за собой сокращение или полную потерю стоимости репутационных активов, а также финансовые потери.

3. Определены внутренние причины возникновения репутационных рисков вуза. К ним можно отнести: причины, связанные с неэффективным управлением персоналом вуза; причины, связанные с невыполнением вузом своих обязательств; причины, связанные с оказанием образовательных услуг ненадлежащего качества; причины, связанные с нарушением этических норм; причины, связанные с неэффективным руководством вузом.

4. Описаны внешние причины возникновения рисков для репутации университета: причины, связанные с публикациями о вузе в СМИ; причины, связанные с негативной общественной оценкой ректора вуза; причины, связанные с поведением вуза на рынке образовательных услуг.

5. Обоснованы принципы репутационного риск-менеджмента высшего учебного заведения. В ходе реализации стратегии развития высшего учебного заведения управление репутационными рисками должно базироваться на следующих общих принципах: системность и целостность, комплексность и взаимосвязанность, эффективность и адекватность, постоянность и непрерывность, гибкость и адаптивность, целенаправленность и результативность, массовость, доступность, оперативность, объективность.

6. Разработаны и представлены инструменты управления репутационными рисками российских университетов, которые можно разделить на три группы управленческих мероприятий. Среди них: маркетинговые, управленческие, организационные инструменты, включающие в себя набор конкретных средств и приемов.

Список литературы

1. Алексеева Е.П. Репутационные риски в современных российских организациях [Текст] // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - № 4. - С. 93-94.

2. Важенина И.С. Риски деловой репутации: идентификация и оценка [Текст] / И.С. Важенина, С.А. Пестриков, Т.Р. Шарипов // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 17 (224). - С. 2-11.

3. Гриффин Э. Управление репутационными рисками: Стратегический подход [Текст] / Э. Гриффин: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес букс, 2009.

4. Демченко М.О. Управление рисками в условиях кризиса [Текст] / М.О. Демченко // Управление финансами и рисками в лизинговой организации. - 2009. - № 1.

5. Заман А. Репутационный риск: управление в целях создания стоимости [Текст] / А. Заман. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.

6. Резник С.Д. О репутационных рисках университета [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - №8. - С. 99-107.

7. Коробко М.О. Разработка методического инструментария оценки и управления репутационным риском предприятий-авиаперевозчиков коммерческой гражданской авиации России [Электронный ресурс]. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Специализация - Менеджмент) / М.О. Коробко. - М.: НИУ МАИ, 2015. // URL: https://docplayer.ru/31807479-Korobko-mariya-olegovna.html (дата обращения: 13.09.2019).

8. Коробко М.О. Информационно-организационное обеспечение процесса управления репутационным риском на предприятии [Текст] / М.О. Коробко // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2014. - № 1.

9. Лапуста М.А. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] / М.А. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Reznik S.D. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities [Текст] / S.D. Reznik, T.A. Yudina // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - № 7 (2). - Рр. 379-391.

11. Резник С.Д. Репутационная ответственность вуза: проблемы, опыт, перспективы [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Высшее образование в России. - 2017. - №1. - С. 56-61.

12. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 227 с.

13. Слободский А.Л. Риски в управлении персоналом [Текст] / А.Л. Слободский. - СПб.: СПбГУЭФ, 2011.

14. Юдина Т.А. Рискообразующие факторы репутации высшего учебного заведения [Текст] / Т.А. Юдина // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник статей IХ Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?