ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТДЕЛОЧНО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты исследований по повышению эффективности и увеличению технологических возможностей отделочно-упрочняющей обработки деталей машин. Предложены рабочие органы станков в виде комбинированных винтовых роторов с различной поверхностью по периметру. Конструкция и принцип работы оборудования на базе рабочих органов в виде комбинированных винтовых роторов с треугольной поверхностью по периметру показаны на примере станка для отделочно-зачистной и упрочняющей обработки.

Ключевые слова:
отделочно-упрочняющая обработка, рабочий орган, комбинированный ротор, треугольная поверхность, периметр, масса загрузки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Комбинированные винтовые роторы с треугольной поверхностью по периметру  позволяют придавать обрабатываемым предметам (деталям и средам) движение с большой амплитудой за счет своей оригинальной формы, что повышает производительность и качество обработки. Все показанные в статье образцы оборудования, созданные методами начертательной геометрии и инженерной  графики, являются, по классификации академика Л.Н. Кошкина, машинами четвертого класса, предметы обработки в которых обрабатываются пространством  [1-12]. 

 Методы и пути совершенствования рабочих органов станков

На  рис. 1 показана установка для отделочно-зачистной и упрочняющей обработки, состоящая из комбинированного винтового ротора 1, снабженного средствами для загрузки (2) и выгрузки (3) обработанных деталей, средства для выгрузки отходов производства 4 (облой, окалина, заусенцы). Привод на рис. 1 не показан. В комбинированном винтовом роторе 1 к торцевым стенкам прикреплены цапфы 5 и 6, что обеспечивает возможность его вращения в подшипниковых опорах 7 и 8. Для создания условий бесперебойной подачи внутрь ротора предметов обработки носок 9 введен в отверстие цапфы 5. Средство для загрузки 2, подшипниковые опоры 7 и 8 вместе с комбинированным винтовым ротором 1 закреплены на платформе 10, которая с помощью четырех пружин 11 упруго закреплена на основании 12. В установке смонтировано приспособление, которое регулирует угол наклона оси вращения ротора относительно горизонта (на рис. 1 не показано).  Загрузочная цапфа 5 и разгрузочная цапфа 6 снабжены пружинами 13 и 14 с квадратным сечением витков, жестко прикрепленными к их внутренней поверхности.

Комбинированный винтовой ротор 1 (рис. 2) выполнен в виде винтового наклонного усеченного конуса с винтовой боковой поверхностью треугольной формы по периметру и плоскими основаниями в виде торцевых щек эллиптической формы 15 и 16, смонтированных под острым углом β одна к другой и под разными острыми углами ψ и φ к оси вращения ротора. При этом комбинированный винтовой ротор 1 установлен под острым углом α к оси его вращения и снабжен загрузочной и разгрузочной цапфами 5 и 6 конической формы с уклоном в сторону выгрузки и жестко закрепленными по их внутренним диаметрам коническими пружинами 13 и 14 с витками квадратного сечения и уклоном в сторону выгрузки. Большие оси i1-i1 и i2-i2 (рис. 3) торцевых щек 15 и 16 ротора 1 повернуты относительно друг друга на острый угол ω, при этом треугольная боковая поверхность по его периметру сгибается с образованием винтовых поверхностей. По периметру выгрузной цапфы 6 выполнены отверстия 17, позволяющие отделять в средство для отходов 4 отходы производства (заусенцы, облой, окалину) от обработанных деталей, которые выгружаются в емкость 3.

 

 

                       Рис. 1. Установка для отделочно-зачистной и упрочняющей обработки

 

       

Рис. 2. Комбинированный винтовой ротор

 

 

        Посредством средства для загрузки обрабатываемые детали, совместно с частицами рабочих сред (массы загрузки) непрерывным потоком подаются внутрь конической загрузочной цапфы и с помощью витков прямоугольного сечения загружаются во вращающийся барабан. При вращении комбинированного винтового ротора 1 массы загрузки совершают движение по различным эллиптическим траекториям. Созданный эксцентриситет нарушает   скорость и направление движения масс загрузки, и  им сообщаются низкочастотные колебания с большой амплитудой. Этому способствуют винтовая треугольная боковая поверхность комбинированного винтового ротора 1 и карманы треугольной формы по внутреннему периметру ротора, которые захватывают порции масс загрузки при его вращении, поднимают выше угла естественного откоса и бросают на противоположные стенки ротора, навстречу его вращающейся боковой поверхности, увеличивая частоту и энергоемкость взаимодействия обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред.

         За счет дебаланса масс комбинированного ротора 1 и размещенных внутри него обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред, а также средства для загрузки и  платформы, упруго установленных на станине, создаются высокочастотные колебания с малой амплитудой. Совместное воздействие на массы загрузки высокочастотных колебаний с малой амплитудой и низкочастотных колебаний с большой амплитудой, а также нарушения скорости и направления движения масс загрузки, в том числе под воздействием криволинейности винтовых канавок треугольной формы в продольном направлении  по внутреннему периметру комбинированного винтового ротора 1, повышают производительность и расширяют технологические возможности.

 

 

Рис. 3. Наглядное изображение комбинированного винтового ротора

     

 

Массы загрузки движутся в вертикальной  плоскости по эллиптическим траекториям, а в горизонтальной плоскости - возвратно-поступательно. На эти движения воздействуют не только колебания, возбуждаемые асимметричным положением комбинированного винтового ротора 1, но и колебания в трех взаимно перпендикулярных направлениях, а также  колебания, создаваемые  чередующимися выступами и впадинами  треугольной  боковой поверхности ротора.

Поток движущихся деталей и частиц рабочих сред нестационарен. В результате воздействия разнонаклоненных торцевых стенок 15 и 16, а также геометрического уклона комбинированного винтового ротора 1 массы загрузки    двигаются по сложным траекториям и перемещаются в осевом направлении.

Скорость перемещения масс загрузки от загрузки к выгрузке можно менять регулированием угла наклона всей установки для отделочно-зачистной и упрочняющей обработки.

Результаты исследования

Для создания методик расчета  оборудования  на базе  комбинированных винтовых роторов проведено теоретическое исследование (моделирование) движения  обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред во внутренней полости ротора, а также моделирование явления увлекаемости массы его стенками.

Установившийся процесс реального движения частиц рабочих сред и деталей  в комбинированных винтовых роторах (в рабочей камере) можно считать в некотором смысле «взвешенным», со­провождающимся контактными явлениями, когда давление в нижней части вращающегося ротора выше по сравнению с верх­ними слоями. При этом можно считать, что вся засыпаемая при его вращении масса m равномерно рас­пределена по его объему  

Будем рассматривать движение  масс загрузки в поперечной плоскости ХОУ (рис. 4), используя свойство постоянства угла наклона винтовой линии к продольной оси комбинированного винтового ротора.

        

Рис. 4. Схема движения частицы

масс загрузки в комбинированном

винтовом роторе

 

     Если в плоскости XOY ввести полярную систему координат (ρ, φ), то, как известно, система дифференциальных уравнений будет иметь вид [13]

 ,            (1)

где ρ – некоторый ра­диус вращения,  зависящий от геометрии стенок вращающегося в плоскости сечения XOY комбинированного винтового ротора (в зависимости от характера моделируемых сил);  – моделируемые силы; m – масса  точки  (m1 – деталь, шар с радиусом r1; m2 – частица рабочей среды, шар с радиусом r2); производные по времени:  .

         Заметим, что уравнение (1) может описывать и движение, стесненное боковой поверхностью вращаю­щегося  комбинированного винтового ротора.  

  

 

   величина  Wxy общего ускорения:

                                  2)

        Величина ускорения Wz точки М вдоль оси Z:

                    (3)

    После интегрирования становятся известными  характеристики движения масс загрузки   ( ) вдоль продольной оси комбинированного винтового ротора в направлении, противоположном оси Z. Условное ускорение

                                     4)

упростим:

            .                                 (5)

        Из левой части второго уравнения  системы  (1)  и условия (3) получим:

 .

        Тогда продольная скорость перемещения детали (частицы):

 ,               (6)

где C – постоянная интегрирования.

         На рис. 4 показана схема получения  зависимости (6), где ;    ) - в  ;  - в направлении  центра [14; 15];  

         При  ρ = r = const    зависимость (2) имеет вид

 .

         При этом  .

         Продифференцировав по переменной t, получим:

 

 ;       ;

 ;    

         После подстановки получим:

        

 

         Для оценки  скорости продольного перемещения будем  пользоваться зависимостью (6). При этом первое уравнение системы уравнений (1) рас­сматриваем в условиях динамического равновесия (r = const). При интегрировании второго уравне­ния системы (1) (в зависимости от моделирования сил  в направлении ) получаем    .

Пусть   – вес засыпаемой массы, где   и   – соответственно количества засыпаемых (моделиру­емых) материальных точек. Пусть (с целью упрощения)   – удельный вес их материала. Тогда вес P можно представить в виде

                       (7)

где К3 – коэффициент плотности засыпки массы m в объем Vm.

  – вытекает из отношения объема, занимаемого каждым из шаров, к соответст­вующему объему куба, в который он вписан; объем шара равен  ; объем куба равен  

Если отнести Р к   (объему рабочей камеры), то получим так называемый условный удельный вес взвешенных частиц:

 .                      (8)

          Очень важно то обстоятельство, что фигурирует соотноше­ние объемов  , необходимое для моделирования функциональных зависимостей.   

          Условное давление:

                                (9)

Необходимо ввести некоторый эмпи­рический коэффициент согласования  , согласующий реальное давление с моделируемым. Тогда, подставляя (8) в (9), получим:

 .                     (10)

Теперь можно представить явление увлекаемости материальной точки m1 стенками  комбинированного винтового ротора силой  условного ее выталкивания вверх, отнесенной к площади ее попе­речного сечения (m1 - шар,  - площадь поперечного сечения). Если еще учесть, что увле­каемая масса будет проскальзывать относительно стенок комбинированного винтового ротора, то эту силу  можно представить так:

 ,                   (11)

где μ – коэффициент проскальзывания шаров относительно стенок реальной рабочей камеры.

Выражение (11) представляет (как мы убедимся ниже) схематическое моделирование массовых сил, где вводимые коэффициенты должны быть сложными функциями определенной природы. Заме­тим, что в (11) вместо    правильнее было бы считать:

 ,

где индекс у  коэффициента  указывает на природу его об­разования.

         Рассмотрим, как формируется модель скольжения  между m1  и  m2. Например, при  [17]

                                        (12)

 где N и R – нормальная и тангенциальная составляющие силы  трения.

         Тогда с учетом вероятности возникновения контактов между телами силу трения  можно определить согласно зависимости

                         (13)

где   – сила взаимодействия между  массами m1, m2  вдоль направления ; N – сила нормального давления между контактирующими поверхностями  и  ;  – вероятностный  коэффициент числа контактов, уточняемый экспериментальным путем.

За момент  соприкосновения двух масс совершается работа  ;   – перемещение достаточно мало, т.е. массы m1, m2 (согласно принятой модели) после нескольких контактирований сохраняют движение по окружности радиуса  .

          При этом работа обусловливает потерю кинетической энергии [16], равную

 

 ,

где  , если после каждого контакта m1 и m2 удерживаются на траектории движения.

                                            Рис. 5. Схема контактирования частиц масс загрузки

                                                                в радиальном направлении

 

 

          После введения некоторого эмпи­рического коэффициента

силу нормального давления N между контактирующими поверхностями  и   можно определить  с  помощью зависимости

        (14)

 Покажем возможность моделирования коэффициента трения скольжения μ в  выражении (13). Известна общая форма  

              ,               (15)

где

 ; N – сила взаимодействия;   – радиус m2.

          В нашем случае коэффициент пропорциональности ψ = 0,9. С учетом этого  выражение (15) предстанет в виде [14; 16; 18]

 (16)

где  коэффициенты   достаточно малы.

В  математической  модели кон­тактных сил трения, сил увлечения массы загрузки стенками  комбинированного винтового ротора (эти силы выше мы назвали массовыми)  особая роль отводится  эмпирическим коэффициентам, ко­торые должны быть установлены из реального соотношения сил (массовых сил), действующих на каждую из обрабатываемых де­талей. К этому следует добавить, что условие   является достаточно сильным загрублением. Вообще говоря, соотношение коэффициентов  при правильном их подборе должно определять соответствие моделируемого процесса условного движения реальному; процесс можно регулировать путем поочередного варьирования одних из них и фиксирования других. Напри­мер, если   достаточно малы, то это означает пренебрежение массовыми силами. При интегрировании второго уравнения системы (1) мы находимся в условиях

                                      (17)

где выбор постоянной C = C(ω, φ0) может оказаться неудовлетворительным с точки зрения соответствия реальному  . Мало того, если при одинаковом захвате массы, т.е. при  , непрерывно уменьшать угловую скорость вращения комбинированного винтового ротора ω, то моделируемое услов­ное движение не будет обеспечено с энергетической точки зре­ния, так как материальная точка m1 так и не достигнет верхнего по­ложения рабочей камеры, т.е. условие   не будет обеспечено.

В данном случае это будет уже при  , т.е. при снижении количества оборотов. Если при этом добиваться «выполнения энергетики», увеличивая   (начальное значение), то при   уже будет выполняться (17).

Таким образом, массовые силы необходимо не только учитывать, но и функционально представлять, выделяя, напри­мер, фиксированные   и варьируя с функциональными зависимостями r, Kв, Kc . Этот процесс достаточно сложен и опирается на ряд эксперименталь­ных характеристик.

Найдем величину проекции   (рис. 6). Согласно принятой модели, выталкивающая сила   направлена вверх параллельно оси Y и, суммируясь с силой тяжести, дает величину проекции на Y, равную разности сил  .

Рис. 6. Схема действия сил на 

частицу  масс загрузки

         Очевидно, что

а если учесть величину силы трения, то

 .

          С учетом ρ = r = const второе уравнение системы (1) принимает вид

 

 ,                                   (18)

где

 .

Это уравнение можно переписать с учетом (13), (14), (16), (24) в виде

                   .                                       (19)

 ;

 ;

 ;

 ;

 .

 

         Обозначим:

   

В формуле (19) желательно представить разность   в виде

                                                   (20)

где

 .

          Здесь  .

          Исходя из того, что   – реальный коэффициент от силы тяжести,

Заметим, что если  вероятностный коэффициент   будет осреднен, то слагаемое правой части (19) от контактных сил окажется зависимым только от  , которая, в свою очередь, входит и в  выражение (6).

Представление (20) выбрано не случайно: нужно иметь в виду, что реальная продольная скорость перемещения обрабатываемых деталей мала по сравнению с угловыми скоростями вращения  комбинированного винтового ротора, поэтому  , т.е.  , – должна быть величина достаточно малого порядка, тем более с учетом множителя  . С другой стороны, коэффициент увлекания массы   можно рассматривать как некоторый условный коэффициент трения, зависящий от геометрии стенок, угловой скорости вращения  комбинированного винтового ротора, соот­ношения объемов   материала, сыпучести в спокойном состоянии, размеров частиц – материальных точек, размеров поперечного сечения комбинированного винтового ротора, обработки поверхно­сти и других физико-химических свойств, т.е. достаточно сложной природы. Поэтому с учетом вида (11) есть смысл представить   в следующей функциональной форме:

 

                                                

или

 ,                               (21)

 

где   – некоторый статический коэффициент трения покоя;   – коэффициент трения скольжения (из выражения (11) нетрудно видеть, что при увеличении периметра комбинированного винтового ротора  ; в этом случае  , т.е.  );  ;   – вес шара радиуса r; j – его удельный вес.

Параметры   предназначены приблизить условный (моделируемый) процесс к реальному. Последние два коэффициента следует рассмотреть особо.

Заметим, что в определенной мере от коэффициентов   зависит коэффициент   в выражении (19). Этот коэффициент также зависит от геометрии профиля поперечного сечения барабана: порядок коэффициента К2, очевидно, должен соответствовать порядку разности   (выше, может быть, еще допускается, а ниже нет, так как нарушается общее требование к порядку скорости продольного перемещения).

Так как предполагаемые порядки слагаемых правой части уравнения (19) достаточно малы (и с учетом загрубления  ), при интегрировании (19) положим  . Запишем:

 

                            (22)

 

Однако, несмотря на простоту вида, (21) может быть проинтегрировано методом последовательных приближений. В данном случае достаточно остановиться на первом приближении для  , полагая   в качестве начального (нулевого) приближения. Имеем:

 

                     (23)

После вычисления формулы (22)

                                                                 

а  после сокращения на dt и интегрирования запишем:

 ,

 

где   определяется из начальных условий  .

Окончательно получим приближенную зависимость для последующего анализа:

 

  (24)

          Аналогично имеем ( ):

 (25)

         

 

          Нетрудно видеть, что для дальнейшего исследования зависимостей  (24), (25), их интегрирования при заданном диапазоне изменения   (интересующем нас диапазоне) подкоренное выражение удобно разлагать в ряд относительно ω2 (возможно, достаточно ограничиться только линейными числами).

Заключение

Технико-экономические преимущества от внедрения нового оборудования обеспечиваются за счет того, что рабочий орган выполнен в виде комбинированного винтового ротора, установленного под острым углом α к оси его вращения и снабженного по внутреннему периметру винтовыми карманами треугольной формы, а по наружному периметру выполненного с чередующимися винтовыми выступами треугольной формы.

Предложенная конструкция позволяет повысить производительность, расширить технологические возможности обработки за счет одновременного воздействия на массы загрузки высокочастотных колебаний с малой амплитудой и низкочастотных колебаний с большой амплитудой, а также нарушения скорости и направления движения масс загрузки при их встрече с карманами треугольной формы, расположенными по винтовым линиям по внутреннему периметру комбинированного винтового ротора.

Список литературы

1. Пат. 2672974 Российская Федерация, МПК В24В 31/023. Устройство для отделочно-упрочняющей обработки / В.А. Лебедев, Г.В. Серга, И.В. Давыдова, С.Ю. Штынь; Донской государственный технический университет. - № 2017144229; заявл. 18.12.17; опубл. 21.11.18, Бюл. № 33.

2. Пат. 2519398 Российская Федерация, МПК В24В 31/02. Станок для химико-отделочно-упрочняющей обработки деталей / Г.В. Серга, В.В. Иванов, В.А. Лебедев; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2013106597/02; заявл. 14.12.13; опубл. 10.06.14, Бюл. № 16.

3. Пат. 2528291 Российская Федерация, МПК В24В 31/02. Устройство для отделочно-упрочняющей обработки / Г.В. Серга, В.А. Лебедев, В.В. Иванов; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2013106599/02; заявл. 14.02.13; опубл. 10.09.14, Бюл. № 25.

4. Пат. 2572685 Российская Федерация, МПК В24В 31/02. Устройство для отделочно-зачистной обработки / А.Ю. Марченко, А.Н. Иванов, В.А. Лебедев, В.В. Иванов, Г.В. Серга; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2014129160/02; заявл. 15.07.14; опубл. 20.01.16, Бюл. № 2.

5. Пат. 2613517 Российская Федерация, МПК В01F 13/08. Аппарат вихревого слоя непрерывного действия / Г.В. Серга, А.А. Кочубей, В.А. Лебедев; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2016110382/02; заявл. 21.03.16; опубл. 16.03.17, Бюл. № 8.

6. Пат. 2614009 Российская Федерация, МПК В01F 13/08. Аппарат вихревого слоя / Г.В. Серга, А.А. Кочубей, В.А. Лебедев; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2015153707; заявл. 14.12.15; опубл. 22.03.17, Бюл. № 9.

7. Пат. 2614013 Российская Федерация, МПК В01F 13/08. Аппарат слоя вихревого / Г.В. Серга, А.А. Кочубей, В.А. Лебедев; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2016110238; заявл. 21.03.16; опубл. 22.03.17, Бюл. № 9.

8. Пат. 2618568 Российская Федерация, МПК В01F 13/08. Аппарат трубный вихревого слоя / Г.В. Серга, А.А. Кочубей, В.А. Лебедев; Кубанский государственный аграрный университет. - № 2016108190; заявл. 09.03.16; опубл. 04.05.17, Бюл. № 13.

9. Серга, Г.В. Внедрение идеологии Л.Н. Кошкина в виброупрочняющей технологии на примере винтовых роторов / Г.В. Серга, В.А. Лебедев // Вестник РГТУ им. П.А. Соловьева. - Рыбинск, 2017. - № 2 (41). - С. 126-132.

10. Lebedev, V.А. Increase of efficiency of finishing-cleaning and hardening processing of details based on rotor-screw technological systems / V.А. Lebedev, G.V. Serga, А.V. Khandozhko // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2018. - № 327. - 042062.

11. Lebedev, V.A. Method for calculating the power of a rotor-screw machines / V.A. Lebedev, G.V. Serga, I.V. Davydova, T.V. Atoyan, I.G. Koshlyakova, A.V. Gordienko // MATEC Web Conf. - 226 (2018) 01007.

12. Lebedev, V.A. Main trends in intensification of rotorscrew processing of parts / V.A. Lebedev, G.V. Serga, I.V. Davydova, T.V. Atoyan, I.G. Koshlyakova, A.V. Gordienko // MATEC Web Conf. - 226 (2018) 01008.

13. Яворский, Б.М. Справочник по физике / Б.М. Яворский, А.А. Детлаф. - М.: Наука, 1965. - С. 38.

14. Смирнов, В.И. Курс высшей математики / В.И. Смирнов. - М.: Наука, 1961. - Т. 3. - Ч. 2. - С. 641-643.

15. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей / Е.С. Вентцель. - М.: Наука, 1964. - 135 с.

16. Энциклопедический справочник. Машиностроение. Инженерные расчеты в машиностроении. - М.: ГНТИМЛ, 1947. - Т. 1. - Кн. 2. - 456 с.

17. Федорченко, А.М. Теоретическая физика / А.М. Федорченко. - Киев: Высш. шк., 1983. - 231 с.

18. Серга, Г.В. Параметрические исследования кинетики износа кулачков: автореф. дис. … канд. техн. наук / Г.В. Серга. - Львов, 1971.

Войти или Создать
* Забыли пароль?