Совершенствование методики оценки поставщиков в организации «ОКТОБЛУ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье был проведен анализ методики оценки поставщиков в организации по разработке, производству и розничной торговли спортивными товарами ООО «ОКТОБЛУ» (Декатлон Россия). Были предложены мероприятия по совершенствованию методики оценки поставщиков, а именно сегментирование информации о поставщиках по классам в зависимости от их надежности и качества поставляемых товаров. Объектом исследования в статье выступает методика оценки и выбора поставщиков в организации ООО «ОКТОБЛУ».

Ключевые слова:
качество, критерии, методика оценки, поставщик, сегментация информации, система менеджмента, торговая сеть
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

ценка и выбор поставщиков является одним из ключевых направлений деятельности в торговой сети, так как широкий и качественный ассортимент повышает конкурентоспособность предприятия.

Совершенствование процесса выбора контрагента в области поставок материальных ресурсов является одним из факторов повышения эффективности ресурсообеспечения организации.

Оптимизация методики выбора поставщиков позволяет снизить риски приобретения некачественного товара, повысить достоверность оценки и снизить издержки.

Ассортимент организации  ООО «ОКТОБЛУ» (Декатлон Россия) представлен различными видами спортивных товаров: одежда, обувь, инвентарь, аксессуары и т.д. Необходимо учитывать, что компания занимается не только оптовой торговлей, но и имеет локальное производство. Данное обстоятельство предполагает необходимость оценки большого количества поставщиков.

Текущая методика оценки поставщиков в компании ООО «ОКТОБЛУ» построена на рейтинговой оценке по следующим показателям (рис. 1).

 

Проанализировав методику оценки поставщиков в организации ООО «ОКТОБЛУ», можно выделить ряд преимуществ и недостатков, которые характерны для рейтинговых оценок в целом.

Преимущества методики рейтинговой оценки поставщиков в ООО «ОКТОБЛУ»:

  1. критерии оценки одинаковы и открыты для всех поставщиков;
  2. высокая достоверность оценки, в том случае если информация является объективной и документально подтверждена;
  3. возможность оценки поставщика по большому количеству критериев, наиболее важных для торговой сети.

Недостатки методики рейтинговой оценки поставщиков в компании ООО «ОКТОБЛУ»:

  1. необходимость обработки большого объема документации со стороны ООО «ОКТОБЛУ»;
  2. риск получения не объективной информации от поставщика;
  3. существенные временные и денежные затраты на оценку.

В связи с большим количеством поставщиков не всегда возможна и необходима такая полная оценка, которая порой требует значительных затрат.

Для удобства и оптимизации данного этапа исследования нами предложен собственный подход к сегментации информации о степени надежности и качества поставщика:

– класс «А» (высокая степень надежности поставщика и качества производимой продукции) – потенциальный поставщик имеет сертифицированную систему менеджмента качества, а также отсутствует информация о недобросовестности данного поставщика;

– класс «В» (удовлетворительная степень качества продукции и надежности поставщика) – потенциальный поставщик имеет систему менеджмента качества, однако найдена информация о поставках товара ненадлежащего качества, либо в ненадлежащие сроки;

– класс «С» (низкая степень качества продукции и надежности поставщика) – у потенциального поставщика отсутствует система менеджмента качества, имеется информация о систематических поставках товара ненадлежащего качества, в ненадлежащие сроки.

Чем больше система менеджмента качества соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015, тем более управляемой становится деятельность поставщика по качеству. Для ООО «ОКТОБЛУ» критерий надежности и качества является первоочередным, в связи с чем и предложена вышеизложенная сегментация по классам.

Для того что бы отнести потенциального поставщика к тому или иному сегменту, необходимо его соответствие ряду критериев, которые изложены в табл. 1.

 

Таблица 1

Предполагаемые критерии сегментации поставщиков по классам в компании ООО «ОКТОБЛУ»

 

Сегмент

Критерии

Подтверждающий документ

1

Класс «А»

Система менеджмента поставщика сертифицирована

Сертификат соответствия СМК

Имеется информация о задержках сроков поставок, срыве поставок, неудовлетворительном качестве поставляемой продукции не выявлена

Претензии потребителей

2

Класс «В»

Поставщик имеет систему менеджмента качества, но она не сертифицирована

Руководство по качеству

Политика в области качества

Имеется информация о поставке товара неудовлетворительного качества (не более 5% от выполненного объема поставок)

Претензии потребителей

Акты о браке товара

 

Класс «В»

Имеется информация о разовых задержках поставок, несоблюдения их объема или несоблюдении иных условий договора (не более 5 раз в год)

 

Претензии потребителей

Судебные иски

 

3

Класс «С»

На предприятии отсутствует система менеджмента качества

Имеется информация о поставке товара неудовлетворительного качества (более 5% от выполненного объема поставок)

 

Акты о браке товара

Отчет по претензиям

Имеется о постоянных задержках поставок, несоблюдения их объема (более 5 раз в год).

 

Претензии потребителей

Судебные иски.

 

 

 

Если оценивать поставщиков, с которыми работала компания ООО «ОКТОБЛУ» за 2018 г. по данным сегментам, то статистика будет следующей (рис. 2).

Из рис. видно, что самым малочисленным является класс «А». К нему относится ряд крупных и надежных поставщиков, например, государственные заводы, которые существуют на рынке не один десяток лет и производят продукцию по государственным стандартам. Приоритетным является заключение сделок именно с такими поставщиками, в том случае если стоимость продукции соответствует планируемому бюджету ООО «ОКТОБЛУ».

К классу Б относится большинство поставщиков. С поставщиками класса Б может быть продолжено сотрудничество, однако они должны пройти дополнительную рейтинговую оценку. С поставщиками класса С сотрудничество не допускается.

Следует отметить, что если даже один из критериев не соответствует классу, то поставщика причисляют к нижестоящему классу. Например, если все критерии класса «А» соблюдаются, однако система менеджмента поставщика не сертифицирована, он причисляется к классу «В».

В заключение можно сделать вывод, что такая сегментация не является окончательным решением о заключении или не заключении контракта с поставщиком. Итоговое решение о сотрудничестве принимается комиссией, которая состоит из менеджера по закупкам, начальника отдела закупок, экономистов, инженеров с учетом сегментации, рейтинговой оценки наиболее значимых поставщиков и учета дополнительных критериев.

Выводы

Таким образом, совершенствование методики оценки поставщиков на предприятии ООО «ОКТОБЛУ» за счет применения сегментации по качеству и надежности позволяет значительно сэкономить время на дальнейшее проведение рейтинговой оценки потенциальных поставщиков и контроль качества образцов приобретаемой продукции.

Также преимуществами предложенной сегментации являются:

– возможность акцентирования на наиболее важных критериях выбора поставщиков;

– повышение эффективности работы отдела закупок;

– сокращение времени на оценку и выбор поставщиков продукции;

– снижение издержек на процедуру оценки и выбора поставщиков в компании ООО «ОКТОБЛУ».

Наиболее важной задачей сегментации информации о поставщиках является получение достоверных данных из всевозможных источников: непосредственно от поставщика, из анализа отчетности, выложенной на официальном сайте, от наиболее крупных партнеров потенциального поставщика.

 

Список литературы

1. Липатова О.Н. Организационно-экономические решения при выборе поставщиков// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2012. – С. 54–58.

2. Официальный сайт Декатлон Россия https://www.decathlon.ru

3. Паутова Т.А., Голкина В.А. Совершенствование методики оценки на предприятии// шестьдесят восьмая научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантом высших учебных заведений с международным участием. – 2015. – С. 1405–1407.

4. Дегтярева Н.М., Яковлев Р. Методические подходы к выбору и оценки поставщиков предприятия// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015 – с. 100–105.

5. Левина Т.А., Дмитриев В.И. Когда много поставщиков, как разо-браться торговой сети кого из них выбрать? Совершенствование процедуры оценки качества поставщиков крупных торговых сетей – 2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?