Новоиндустриальные страны в современной системе международного торгового сотрудничества
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В этой статье рассмотрены основные особенности участия новоиндустриальных стран Юго-Восточной Азии, в частности, Сингапура, в системе современного торгового сотрудничества. При написании статьи использованы работы ряда российских специалистов, зарубежные источники. Соавторами применены методы сравнительного и количественного анализа.

Ключевые слова:
экономическое развитие, внешняя торговля, ориентация на экспорт, новоиндустриальные страны, Сингапур, Юго-Восточная Азия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Новоиндустриальные страны на современном этапе развития выступают как наиболее динамичные экономики в регионе Юго-Восточной Азии. К ним относятся Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, а также Индонезия (хотя по ее классификации пока не существует единого мнения экспертов). Особое положение среди них занимает Республика Корея. Некоторые из новоиндустриальных стран Азии являются традиционными партнерами Российской Федерации в сфере внешнеторговых связей, поэтому исследование их участия в современной системе торгового сотрудничества представляется соавторам актуальным.

Прежде всего, следует рассмотреть внешнеторговые связи Сингапура со странами – членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), членом которой он стал с момента ее формирования. Сингапур провозгласил свою независимость в 1965 г. За прошедшие полвека в стране получилось создать сильное как в экономическом, так и политическом плане государство.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была создана в 1967 г. Государствами – ее основателями – считаются Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (см.: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]).

Изначально организация создавалась для того, чтобы совместными силами развивать экономики стран-участниц, а также для сокращения своей зависимости от более крупных держав. Позднее к организации присоединились такие страны, как: Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа, статус наблюдателя имеют Папуа – Новая Гвинея и Восточный Тимор.

АСЕАН сейчас – одна из крупнейших в мире зон свободной торговли, к которой в ближайшее время планируют присоединиться такие страны, как КНР, Япония и Республика Корея. Для нас очень важно понять принципы взаимодействия в рамках данной организации, начать следует с точки зрения неформального лидера – Сингапура.

Региональные инвестиции крайне важны для поддержания конкурентоспособности сингапурского рынка, который может в скором времени потерять былую популярность в свете стремительно развивающейся экономики Китая, поэтому Сингапур сейчас активно сотрудничает со странами – членами АСЕАН (см.: [9; 10; 11; 12; 13; 14]).

Малайзия. Поддерживание хороших отношений с Малайзией необходимо для Сингапура хотя бы по той причине, что страна импортирует оттуда пресную воду. На текущий момент страны являются крупными торговыми партнерами. Лидерство Малайзии в экспорте и импорте Сингапура обусловлено тем, что государства находятся рядом друг с другом и им удалось наладить эффективный механизм взаимодействия.

В рамках АСЕАН как Сингапур, так и Малайзия относятся к группе государств, которые по большей части занимаются наукоемким производством. В основном это микрочипы, компьютерные платы, автомобильная электроника. Так как Сингапур более развит технологически, он способен производить современную электронику, но по сей день нехватка площадей для производства не дает возможности производить ее в больших объемах. При этом Малайзия готова предоставить производственные площади в рамках партнерства в АСЕАН, так как не испытывает проблем в нехватке территории и имеет дешевую рабочую силу. Также для создания единого конкурентоспособного технопарка привлекаются инвестиции зарубежных ТНК, в основном это компании из США и Японии, заинтересованные в удешевлении процесса производства электроники и электротехники.

Соответственно, Сингапур экспортирует в Малайзию высокотехнологичную электронику, а импортирует продукты питания и топливо. На данном этапе взаимодействие Сингапура и Малайзии не ограничено лишь торговлей нужными ресурсами, имеет характер всестороннего сотрудничества, а также тенденцию к дальнейшему улучшению не только экономических, но и политических связей между ними.

Индонезия. Перешагнув через трудности в национальной политике в 70-х гг. ХХ в. Сингапур и Индонезия начали активно выстраивать свои отношения. Странам было интересно взаимодействие в разных областях, однако Сингапур ставил во главу угла экономическое сотрудничество.

Для компаний, которые работают в Сингапуре, Индонезия является весьма привлекательной, так как, и в случае с Малайзией, это способ решения проблемы нехватки производственных площадей на территории страны за счет частичного или полного переноса производства на территорию Индонезии. Это позволяет добиться большего прогресса в секторе наукоемкого производства в странах АСЕАН. В размещении таких объектов на своей территории заинтересована и сама Индонезия, так как это позволяет создать новые рабочие места и уменьшить долю безработных по стране. Помимо создания рабочих мест, размещение технопарков способствует развитию образования и научно-техническому прогрессу в Индонезии.

Первым крупным совместным проектом двух государств стал технопарк в Батаме. В 1989 г. составили план по созданию нового технопарка на территории Индонезии, аналогичный тем, что уже существовали в Сингапуре. В результате  данный технопарк стал крупным центром наукоемкого производства и, несмотря на тяжелую экономическую обстановку в Индонезии, продолжал активно развиваться и привлекать инвесторов. К 1999 г. в этот проект было инвестировано 1,5 млрд долл. США, основными инвесторами выступали сингапурские компании (см.: [15; 16]).

Позже, к 2005 г. Сингапур занимал лидирующее место среди иностранных инвесторов в экономику Индонезии – около 4 млрд долл. США. Прямым доказательством успешности взаимодействия между Сингапуром и Индонезией является растущий объем внешней торговли между ними.

В 1992 г. была начата Сингапурская программа сотрудничества, которая находит спрос в Индонезии. Данная программа предоставляет для индонезийских управленцев очень качественное образование, нацеленное на то, чтобы повысить в АСЕАН уровень образования в принципе, чтобы общими силами решать социальные проблемы.

Стоит отметить, что Сингапур и Индонезия также активно сотрудничают в сфере обеспечения безопасности. Причина в том, что Малаккский пролив является одной из крупнейших транспортных артерий мира, однако не самой безопасной из них. Особенно остро стоит проблема пиратства. В связи с этим Сингапур и Индонезия совместно регулярно проводят учения военно-морского флота, а также оказывают всяческую поддержку для обеспечения безопасного прохода для торговых судов. Также в 2007 г. был подписан оборонный договор на 25 лет.

 Сингапур и Индонезия в начале ХХI в. вместе преодолели практически все разногласия и стали крупными торговыми и военными партнерами. Также в отношениях с Индонезией серьезную роль играет взаимодействие в социальной сфере: активно перенимается опыт сингапурских коллег, и благодаря этому становится легче взаимодействовать на всех уровнях.

Таиланд. Являясь крупными торговыми партнерами, Сингапур и Таиланд нарастили объемы взаимной торговли. Особое место в отношениях между этими странами отведено взаимодействию в научной сфере.

Таиланд является одним из лидеров АСЕАН в сфере инноваций. В среднем за год в стране регистрируется 1173 патентных заявок от граждан Таиланда и 4851 от иностранных граждан.

 В 2015 г. страны подписали Меморандум о сотрудничестве, являющийся серьезным шагом к дальнейшему развитию отношений между государствами. Полученные новые возможности в рамках переговоров для Ведомства интеллектуальной собственности Сингапура, разрешают регистрировать патенты на территории Таиланда, и они будут действовать также в Сингапуре. Это значительно упростило совместную работу в регистрации патентов.

Так как и Сингапур, и Таиланд настроены на дальнейшее продуктивное торгово-экономическое сотрудничество, то они продлили соглашение, в рамках которого граждане обоих государств не облагаются двойным налогом на прибыль, если получают ее на территории другого государства, либо от другого государства.

Одним из перспективных направлений взаимодействия между этими двумя странами является туризм. За последние несколько лет поток туристов в общем вырос примерно на 34%, поэтому можно сказать, что эта сфера может быть еще больше развита в будущем.

На данном этапе развития отношений между Сингапуром и Таиландом, можно сказать, что между странами сложилось весьма полное взаимопонимание. Сингапурская программа сотрудничества в значительной степени помогает решению социальных проблем, а также способствует взаимодействию в сфере инноваций. Некоторое внимание уделяется и вопросам безопасности: между Сингапуром и Таиландом имеется ряд договоров, которые касаются взаимодействия военных сил этих стран.

Филиппины. Как и в случае с Малайзией, Индонезией и Таиландом, с Филиппинами Сингапур связывают тесные торговые отношения, а также активное сотрудничество в осуществлении проектов АСЕАН. Вопросу безопасности отведено особое место, особенно после сентября 2001 г.

В 1998 г. Филиппины и Сингапур подписали Меморандум о взаимопонимании, а его одной из основных целей является укрепление дружественных отношений между странами. План действий поделили на 6 составляющих: сотрудничество в области экономики, IT-сотрудничество, развитие рынка капиталов, сотрудничество в области образования, сотрудничество в области культуры, сотрудничество в области международного обмена, сотрудничество в военной сфере.

Основным направлением сотрудничества в экономической сфере является создание технопарков. Крупнейшим и успешным является технопарк «Carmelray». Благодаря этому проекту Филиппины стали одним из крупнейших производителей электроники в АСЕАН. Сингапурские инвесторы вкладывают свои деньги в филиппинскую экономику и делают это активно, так как был создан благоприятный инвестиционный климат из-за сотрудничества на общегосударственном уровне.

Между Сингапуром и Филиппинами активно развивается туризм, для привлечения в данный сектор инвестиций сотрудничество осуществляют министерства туризма двух стран. Причем основными инвесторами являются правительства Сингапура и Филиппин.

Между Сингапуром и Филиппинами сложились дружественные межгосударственные отношения. За более чем 20 лет после подписания Меморандума о взаимопонимании были укреплены взаимодействия почти во всех сферах. Успех совместных предприятий говорит сам за себя, сейчас эти проекты становятся объектом интереса иностранных ТНК, которые активно расширяют свою присутствие в странах АСЕАН.

 

***

Проведенный анализ показывает, что внешняя торговля, инвестиции Сингапура способствуют налаживанию добрососедских связей между странами – членами АСЕАН, позволяют ее лидеру обеспечивать перспективы дальнейшего развития сотрудничества.

 

Список литературы

1. Булавина Е.М. Опыт новых индустриальных стран по преодолению экономической отсталости. Монография. – Екатеринбург. 2017. – 221 c.

2. Гладков И.С. Международная торговля на перепутье: актуальные тренды//Международная экономика. – 2019. – № 4. – С. 6–14.

3. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. – 2019. – Т. 27. – № 2. – С. 88–92.

4. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 5. – С. 77–84.

5. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). Монография. – М., 2000. – 104 с.

6. Гладков И.С. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и провалы 2015 г// Власть. – 2016. – Т. 24. – № 6. – С. 92–100.

7. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров // Власть. – 2014. – № 5. – С. 15–18.

8. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. – 2014. – № 7. – С. 31–38.

9. Гололобов В.Я. Феномен новоиндустриального развития в регионе Азии (на примере экономики Сингапура) // Журнал экономических исследований. – Т. 5. – № 2. – 2019. – С. 99–101.

10. Иващенко А.С. Причины динамичного развития экономики новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (60-е гг. ХХ в. – начало XXI в.). – М., 2013. – 125 c.

11. Оболенский В.П. Внешнеторговая политика в процессе открытия экономики_//_ Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 1. – С. 78–90.

12. Соболевский А.А. Роль внешней торговли в развитии национальной экономики // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2019. – № 3. – С. 37–39.

13. Суслова Е.И., Паскарь А. Роль внешней торговли в экономическом развитии страны // Приложение Российский импортер. Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2019. – № 6. – С. 5–10.

14. Фирсов Ю.И. Инновационная экономика Сингапура//в сб. Современные корпоративные стратегии и технологии в России. – М., 2015. – С. 162–168.

15. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова / М., 2017. – 234 с.

16. UNCTAD. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unctadstat.unctad.org (Дата обращения 01.07.2019.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?