Особенности внешней торговли новоиндустриальных стран на современном этапе
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В этой статье соавторами рассмотрены основные особенности внешнеторговой практики на примере Сингапура, одной из наиболее успешных новоиндустриальных стран Юго-Восточной Азии. При написании статьи использованы работы ряда российских специалистов, зарубежные источники. Соавторами применены методы сравнительного и количественного анализа.

Ключевые слова:
экономическое развитие, внешняя торговля, ориентация на экспорт, новоиндустриальные страны, Сингапур, Юго-Восточная Азия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

На современном этапе развития экономика Сингапура является одной из самых динамичных в регионе Юго-Восточной Азии, хотя ее роль в мировом хозяйстве выходит далеко за пределы региональной локализации. С точки зрения ретроспективы, сингапурские внешнеторговые связи практически постоянно оказывали значительное воздействие на ход хозяйственного развития страны, которая зависела от продажи и перепродажи товарной продукции (т.е. от экспорта и реэкспорта товаров).

Вслед за Тайванем и Республикой Корея Сингапур примерно в середине ХХ в. принял стратегию по формированию экспорториентированной экономики, что позволило войти в число наиболее технологически продвинутых новоиндустриальных стран Азии. Согласно современным оценкам отечественных специалистов (см.: [1; 5; 10; 11; 12; 13]), основанным на данных Международного валютного фонда, сейчас страна находится в составе «десятки» ведущих экономик по показателю выпуска валового продукта на душу населения.

Динамика внешнеторговых связей Сингапура за последние 10 лет (с 2008 по 2018 г.) показывала довольно высокие темпы роста экспорта и импорта (здесь и далее см. подробнее: [2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 17]). В первую очередь, стоит отметить, что в этот временной промежуток прирост экспорта составил 21,9% (74,5 млрд долл. США), что показывает рост экономики. В 2008–2009 гг. экспорт снижался с 338,1 млрд долл. США до 269,8 млрд долл. США ввиду мирового финансового кризиса, но затем в 2010 г. возрос до 351,8 млрд долл. США и вплоть до 2014 г. держался на отметке чуть больше 400 млрд долл. США. В 2014–2015 гг. в мире снова наступают потрясения, а показатель товарного экспорта страны падает до 346,6 млрд долл. США, но к 2018 г. возвращается к отметке в 412,6 млрд долл. США.

Товарный импорт Сингапура, как и экспорт, с 2008 по 2009 г. падал с объема 319,8 млрд долл. США до 245,8 млрд долл. США из-за мирового финансового кризиса. В 2010 г. объем импорта практически достиг показателя 2008 г., составив 310,8 млрд долл. США и после этого до 2012 г. Сингапур наращивал объемы товарного импорта. С 2012 г. началось падение до 291,7 млрд долл. США в 2016 г. Причиной тому стали кризисные процессы 2014–2015 гг. К 2018 г. объем импорта вырос до 370,6 млрд долл. США, тем самым практически достиг своего «максимума». Отметим, что профицит в торговле товарами составил 42 млрд долл. США. Это показывает, что Сингапур экспортоориентирован в данном виде торговли. Также стоит учитывать, что около 50% импортных товаров реэкспортируется.

Рассмотрение динамики экспорта и импорта услуг Сингапура показывает, что в период с 2008 по 2009 г. экспорт падает ввиду кризиса с 89,7 млрд долл. США до 81,8 млрд долл. США, но затем Сингапур наращивает объемы экспорта. В 2010 г. экспорт услуг даже перешел за отметку 2008 г. и составил 100,8 млрд долл. США. После этого Сингапур стабильно наращивал объемы экспорта услуг, несмотря даже на кризисные 2014–2015 гг., которые практически не повлияли на сферу экспорта услуг Сингапура, который к 2018 г. достиг отметки 184 млрд долл. США.

В 2008–2009 гг. импорт услуг Сингапуром, как и экспорт, понизился в объеме. Если в 2008 г. показатель был равен 91,1 млрд долл. США, то в 2009 г. составлял уже 84,1 млрд долл. США. После этого происходит практически то же самое, что и с экспортом: в 2010 г. объем импорта услуг перешел за 100 млрд долл. США, но в 2014–2015 гг. все-таки понизился на 3% с 168,1 млрд долл. США до 163,2 млрд долл. США. К 2018 г. показатель достиг отметки 187 млрд долл. США.

Как показано выше, внешнеторговая политика и практика Сингапура остается экспортоориентированной. Обусловлено это тем, что страна является одним из лидеров в сфере международных финансов, а в Азии является ведущим финансовым центром. Также в Сингапуре находится один из крупнейших авиаперевозчиков – Singapore Airlines, хорошо развито судостроение, так как Сингапур еще является портом. Но основную позицию в экспорте Сингапура занимает электроника – 21% в 2018 г.

Сингапур является крупным игроком в международной торговле. По оценке ВТО, он занимает 14-е место в мире по объемам экспорта и 16-е по объемам импорта (к 2018 г.). Внешняя торговля обеспечивает основную часть доходов Сингапура. Учитывая тот факт, что экономика Сингапура ориентирована на экспорт, объем экспорта имеет большое значение.

Как отмечалось ранее, объемы экспорта товаров возрастают  – с 338,1 млрд долл. США в 2008 г. до 412,6 млрд долл. США в 2018 г. (за исключением сложных периодов не только для экономики Сингапура, но и для всего мирового хозяйства – 2009 и 2015 г.).

Кроме этого, в этот период наметились сдвиги в географической и товарной структуре экспортно-импортных связей Сингапура.

В географической структуре экспорта страны ведущая роль в 2008 г. принадлежала Малайзии, Индонезии, Гонконгу, ЕС и Китаю, в сфере импорта – ЕС, Малайзии, США, Китаю и Японии. В 2018 г. в структуре экспорта Сингапура уже доминируют Китай, Гонконг, Малайзия, ЕС и Индонезия, а в структуре импорта Китай, Евросоюз, Малайзия, Тайвань и США.

В данный период происходит снижение экспорта электроники – главного товара в экспорте Сингапура. В структуре экспорта (по товарным группам) преобладающими группами являются: электрические машины, приборы и части из них, нефтяные масла, золото, автоматические машины обработки данных, диоды и транзисторные устройства. Отметим также, что в структуре экспорта товаров в Сингапуре присутствует значительная доля реэкспорта. Так, доля реэкспорта в общем объеме экспорта достигает порядка 50%. Причем большая его часть приходится на такую продукцию как электрические машины, диоды, транзисторные устройства (не менее 60%).

Динамика импорта товаров и услуг Сингапура схожа по темпам с экспортом. Основными странами – поставщиками Сингапура в 2008 г. были Евросоюз, Малайзия, США, Китай и Япония, а в 2018 г. – Китай, Евросоюз, Малайзия, Тайвань и США (см.: [14; 15; 16]).

При этом в структуре импорта Сингапура, как и в структуре экспорта, ведущая роль принадлежит продуктам не нефтяного происхождения – 85% от общего объема импорта. В товарной структуре импорта преобладающую роль играют электрические машины, приборы, нефть, нефтепродукты и связанные материалы, а также офисные машины и автоматические машины обработки данных.

Но в рассматриваемый период заметно увеличились объемы импорта нефтепродуктов. Так, в 2000–2005 гг. они выросли в 2,1 раза, в 2005–2010 гг. – в 1,87 раз. Это обусловливается возрастающей потребностью Сингапура в топливе в связи с развитием промышленности, транспорта. При этом большая часть импортируемых нефтепродуктов перерабатывается и реэкспортируется. Сингапурский импорт формируется преимущественно ввозом нефтепродуктов из стран Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сингапур импортирует также электрическое и электронное оборудование, ядерные реакторы, оборудование и котлы.

***

Проведенный анализ показывает, что экспорт и импорт Сингапура в целом имеют схожую товарную структуру: среди основных групп товаров преобладают электрические машины, приборы и части из них, нефть, нефтепродукты и связанные материалы. Стоит отметить высокую роль реэкспорта. Причем география экспорта и импорта Сингапура определена не только его геоположением, но и историческим прошлым. Колониальное прошлое Сингапура отразилось на том, что одним из крупных торговых партнеров страны на современном этапе является Великобритания, хотя большая часть экспорта и импорта Сингапура приходится на страны Азии.

Таким образом, внешняя торговля Сингапура играет жизненно важную роль в экономическом развитии страны, а также в построении отношений с другими государствами с целью поиска новых рынков сбыта продукции.

 

Список литературы

1. Булавина Е.М. Опыт новых индустриальных стран по преодолению экономической отсталости. Монография. – Екатеринбург. 2017. – 221 c.

2. Гладков И.С. Международная торговля на перепутье: актуальные тренды // Международная экономика. – 2019. – № 4. – С. 6–14.

3. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. – 2019. – Т. 27. – № 2. – С. 88–92.

4. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 5. – С. 77–84.

5. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). Монография. Москва, 2000. – 104 с.

6. Гладков И.С. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и провалы 2015 г// Власть. – 2016. – Т. 24. – № 6. – С. 92–100.

7. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров // Власть. – 2014. – № 5. – С. 15–18.

8. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. – 2014. – № 7. – С. 31–38.

9. Гололобов В.Я. Феномен новоиндустриального развития в регионе Азии (на примере экономики Сингапура)//Журнал экономических исследований. – Т. 5. – № 2. – 2019. – С. 99–101.

10. Иващенко А.С. Причины динамичного развития экономики новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (60-е гг. ХХ в. – начало XXI в.). – М. 2013. – 125 c.

11. Оболенский В.П. Внешнеторговая политика в процессе открытия экономики_//_ Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 1. – С. 78–90.

12. Соболевский А.А. Роль внешней торговли в развитии национальной экономики // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2019. – № 3. – С. 37–39.

13. Суслова Е.И., Паскарь А. Роль внешней торговли в экономическом развитии страны// Приложение Российский импортер. Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2019. –№ 6. – С. 5–10.

14. Фирсов Ю.И. Инновационная экономика Сингапура//в сб. Современные корпоративные стратегии и технологии в России. – М. – 2015. – С. 162–168.

15. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова / Москва, 2017. – 234 с.

16. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. – 2017. – № 12. – С. 14–27.

17. UNCTAD. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unctadstat.unctad.org Дата обращения 08.07.2019.

Войти или Создать
* Забыли пароль?