Оптимизация логистических рисков как способ повышения эффективности деятельности интернет-магазинов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Управление логистической системой является одним из элементов повышения эффективности организации. Когда речь идет о такой категории как интернет-магазин, вопрос по организации логистической деятельности становится на первый план. Основным преимуществом электронной коммерции, по сравнению с розничным магазином, является удобная, быстрая доставка в любое удобное для клиента место. В статье дано определение логистического риска, определена классификация логистических рисков, выявлены способы воздействия на риски на примере интернет-магазина Техпорт.

Ключевые слова:
логистические риски, оптимизация рисков, потери организации, повышение эффективности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Применение логистического подхода позволяет организации существенно снизить затраты, сократить потери за счет оптимизации рисков, тем самым повысив эффективность деятельности в целом [1].

Логистические риски – это риски выполнения логистических операций в транспортировке, складировании, грузопереработке, управлении запасами и риски логистического менеджмента, возникающие на разных уровнях декомпозиции логистической системы. Любая логистическая система находится под влиянием рисков, сопровождающих функционирование рыночного субъекта.

Возникновение рисковых ситуаций с осложнением логистического процесса неизбежно привлекает пристальное внимание к проблемам управления логистическими рисками. Систематизировав все классификационные признаки, можно выделить следующие основные группы рисков в процессе функционирования логистических систем: политические, макроэкономические, коммерческие, риски реализации, риски таможенного оформления, транспортные [2]. Логистика интернет-магазинов является основным преимуществом и, одновременно, уязвимой точкой организации.

На практике, при неправильно выстроенной логистике, встречаются следующие виды потерь: потери времени при ожидании; потери времени при транспортировке; излишки запасов. В совокупности все эти потери напрямую влияют на качество логистической цепочки и в конечном итоге наносят материальный ущерб организации. Выявление и устранение этих потерь является главным элементом в совершенствовании бизнес-процессов в организации [3].

В современном мире интернет-магазины занимают одно из первых мест на рынке товаров и услуг. Поскольку своевременная доставка и качество товара для такой формы деятельности являются одними из определяющих факторов конкурентоспособности организации, необходимо создать эффективный механизм логистического процесса, движения товаров, обладающий гибкостью, умеющим быстро реагировать и подстраиваться под требования потребителей. Преимущества «электронной» коммерции перед розничным магазином, на первый взгляд, очевидны (рис. 1): интернет-магазин можно использовать как эффективный способ маркетингового исследования, он  позволяет сделать покупку, не выходя из офиса в любое время, а выбор и заказ товара займет несколько минут и т.п. Но, помимо преимуществ, интернет-торговля имеет и  свои недостатки. Интернет-магазин проигрывает на так называемом «синдроме недоверия», поскольку в интернет-торговле покупатель менее защищен от недобросовестного продавца.

По результатам опроса респондентов по нескольким характеристикам (система доставки, система оплаты, территориальная доступность, ценовая политика) можно сделать вывод, что потребители отдают предпочтение электронной коммерции. Основные преимущества интернет-магазина – это оперативная доставка и доступная цена. В этой связи система логистики интернет-магазинов нуждается в постоянном совершенствовании.

Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление – в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.

Качество логистической деятельности, являющейся одним из самых ответственных этапов во всем процессе коммуникации с покупателем, напрямую зависит от нескольких факторов:

– неопределенности в системе снабжения;

– неопределенности в системе обеспечения продаж;

– неопределенности в системе управления логистикой.

Проблемы совершенствования логистической деятельности рассмотрены на примере интернет-магазина Техпорт. Техпорт является корпоративной коммерческой организацией, ведет свою деятельность на рынке около 15 лет и имеет обширную сеть по всей России: Санкт-Петербург, Воронежская и Калужская область, Нижний Новгород, Салехард, Брянск и др. Техпорт является интернет-гипермаркетом, включает в себя около 12 товарных категорий. Основные направления торговли: крупная и мелкая бытовая техника, мебель, сантехника.

Возможность оценки риска на этапе планирования и выполнения логистических процессов является необходимым для активного управления рисками. Чтобы обеспечить управление рисками в сложных логистических системах, необходимо провести четко структурированный  анализ рисков. Ранние  стадии идентификации риска позволяют оказывать позитивное  влияние на логистический процесс, избегая или снижая риск, который может поставить под угрозу успех процесса. Именно поэтому следует выявить все возможные факторы риска [4].

Логистический процесс организации Техпорт имеет недостатки в своей деятельности. Основная проблема в логистической цепочке  – срыв поставки. 

Можно выделить  ряд причин, из-за которых происходят срывы поставок:

– срыв поставки со стороны поставщика;

– срыв поставки со стороны склада самой организации.

Срыв приемки товара  происходит по следующим причинам:

  • некачественный товар;
  • нетоварный вид упаковки продукции;
  • отсутствие артикулов и маркировки;
  • отказ работников склада принимать товар по личным соображениям.

И еще одна немаловажная причина, которую стоит выделить – система работы транспортной логистики организации Техпорт.

Сложность ее деятельности заключается в том, что она имеет в своем подчинении всех водителей организации и ежедневно выстраивает транспортные маршруты по всем направлениям и всем категориям товаров. Это огромный объем работы, который требует жесткой стандартизации, иначе система не будет работать и, как результат, – срыв поставок клиентам, невыполнение заказов, потеря маржинальности, сбой логистического процесса.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что интернет-магазины ежедневно сталкиваются с большим количеством рисков, которые необходимо выявить, оценить и минимизировать. Прежде всего, организациям следует понять, что затраты на предупреждение рисков гораздо меньше, чем убытки от их последствий. Управлять всеми рисками одновременно невозможно, так как это требует значительных финансовых и кадровых затрат. Поэтому организации классифицировать виды логистических рисков по степени их важности, оценить последствия их реализации, размеры ущерба и определить способы оптимизации рисков [5].

Список литературы

1. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. – 235 c.

2. Миротин, М. Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок // Миротин, М., Саркиев В. Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2014. – № 1. –134 с.

3. Тэппинг Д. Бережливый офис. Устранение потерь времени и денег. / Тэппинг Д., Данн Э. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 215 с.

4. Золотухина В.В. Влияние логистических рисков на эффективность деятельности предприятий // Молодой ученый. – 2018. – №50. – С. 128–131. – URL https://moluch.ru/archive/236/54747/ (дата обращения: 27.03.2019).

5. Паскаль Денис. Основы бережливого производства. - М.: Олимп Бизнес, 2017. – 206 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?