Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрывается сущность воспитания, видов воспитания: формальное, неформальное, внеформальное; охарактеризована ситуация воспитания как процесс, место и роль в нем субъекта воспитания; охарактеризована воспитательная деятельность субъекта; факторы, определяющие действенность субъекта воспитания, системность в воспитательной деятельности; непосредственность и опосредованность в воспитательной деятельности; дается характеристика результата воспитания – воспитанность.
воспитание, социальное воспитание, субъект воспитания, ситуация воспитания, воспитательная деятельность, непосредственное воспитание, опосредованное воспитание
С древнейших времен человечество волновало воспитание подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что только через воспитание можно сформировать у растущего человека качества, необходимые в самореализации: культуру, трудолюбие, любовь и уважение к людям, волю, смелость и прочие качества. Воспитанием дается и все плохое в растущем человеке. Об этом писал еще древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.): «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его счастливые природные свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим и божественнейшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это – самое дикое существо, какое только рождает земля» [1, с. 216–217].
Уже в этой мысли Платон обращал внимание о «надлежащим образом» развитии воспитанием природных свойств человека. Это связано с тем, что человеку жить и реализовывать себя в определенной социокультурной среде. Именно эта среда (семьи, различного уровня образовательных организаций, улица и пр.) определяет, каким должен быть воспитанный человек. В этом смысл социального воспитания. Как подчеркивал Платон: «Хорошо воспитанные дети легко станут хорошими людьми и, став такими, и все остальное будут делать прекрасно» [2, с. 89].
Социальность воспитания заключается также и в том, что только личность формирует личность. А каждая личность – это конкретное социально-зрелое существо, наделенное развитым сознанием, духовно-нравственным своеобразием, ценностными ориентациями, культурой, подготовленности к воспитанию, которые выступают основой их личного примера и воспитательной деятельности. Следует также подчеркнуть, что и человек рождается с определенной предрасположенностью к социальному развитию, социализации и воспитанию, которые следует учитывать в процессе воспитательной деятельности каждым субъектом воспитания.
Существуют десятки определений воспитания. Систематизация их позволяет утверждать, что воспитание – это целенаправленная деятельность субъекта (субъектов), способствующая формированию личности растущего человека, подготовки его к наиболее полной самореализации в общественной и культурной жизни в соответствии со сложившимися в ней социокультурными нормативными моделями поведения. Главным в воспитании выступает субъект. Таковым выступает тот, кто непосредственно или опосредовано взаимодействует с несовершеннолетним. Им может выступать родитель, педагог, сверстник, взрослый и пр.
Воспитание различается по видам: формальное, неформальное, внеформальное; по способам реализации: авторитарное, традиционное, естественное и др., а также по содержанию: духовное, нравственное, физическое, умственное, экологическое.
Воспитание формальное – специально организованная воспитательная деятельность в семье, образовательных организациях. Неформальное – воспитание, осуществляемое под воздействием среды жизнедеятельности. Внеформальное – организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, предназначенной служить определенному кругу воспитуемых с определенными воспитательными целями. Например, скаутинг, пионерская организация по отношению к тем, кто входит в эти организации и др.
При раскрытии существа воспитания следует выделять:
- ситуацию развития воспитания несовершеннолетнего как процесс [7];
- ситуацию развития воспитания несовершеннолетнего как явление;
- воспитывающую ситуацию развития несовершеннолетнего как явление.
Ситуация представляет собой совокупность реалий (вещей, процессов, отношений и пр.) и явлений (факторов), определяющих ее своеобразие. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс представляет собой реально сложившийся процесс воспитания конкретного воспитанника в определенный период времени (в ранний период возраста; в период подготовки к школе; в подростковый период и пр.) и / или среде (в семье; в дошкольной организации; в условиях начальной образовательной организации; в детском оздоровительном лагере и пр.). Она характеризуется с одной стороны – неформальностью воспитания под воздействием среды, с другой – непосредственной и опосредованной воспитательной деятельностью субъекта воспитания (собственно воспитательной деятельностью), с третьей – реакцией воспитанника на воспитательное воздействие среды и воспитания [7].
Следует особо выделить место и роль субъекта в воспитании. Известно, что только личность формирует личность. Следовательно, кто непосредственно занимается воспитанием, тот во многом определяет результат его воспитания. Субъект воспитания – это тот, кто в конкретной ситуации непосредственно и / или опосредовано осуществляют воспитательную деятельность по отношению к несовершеннолетнему (несовершеннолетним), кто выступает примером для воспитанника. К субъектам воспитания относятся: родители, педагоги, взрослые, сверстники, средства массовых информаций и пр. Особая роль, как субъекта воспитания, принадлежит родителю и педагогу. Заслуживают внимания слова С.А. Калабалина, обращенные к родителям и педагогам, воспитателям: «Воспитание, воспитание и еще раз воспитание, невоспитания в природе не существует. Некоторые говорят, что такой-то себя плохо ведет, потому что его никто не воспитывает. Это неверно. Воспитание есть всегда, но оно может быть положительным, хорошим, добропорядочным, но может быть и плохим, отрицательным…
Если вы сами не занимаетесь воспитанием своих детей, непосредственно не являете собой примера, то готовите себе страдание на старости лет, слезы, страдания, слезы родительского горя» [3, с. 189].
Воспитательная деятельность субъекта представляет собой воздействие на сознание воспитанника, мотивирование его проявления, поддержку его в чем-либо, регламентацию определенных действий, контроль его деятельности в различных ситуациях, стимулирование проявления в определенной деятельности, поведении и пр. Одновременно всякая воспитательная деятельность субъекта сопровождается его личным примером, которым он, как правило, либо подкрепляет ее действенность, либо демонстрирует необязательность, способствуя воспитанию у воспитанника лицемерия. «Каждый педагог, – подчеркивал С.А. Калабалин, – хочет он того или нет, воспитывает по образу своему и подобию, а, значит прежде всего сам должен являться примером настоящего человека» [3, с. 151].
Субъект воспитания осуществляет свою воспитательную деятельность с учетом своеобразия воспитанника, а также того воздействия, которое он получает в среде жизнедеятельности. Данный факт диктует необходимость знать, в каких средах бывает воспитанник, и какое воспитательное воздействие может оказываться на него, чтобы уметь адекватно реагировать на негативные воздействия или искать способы предупреждения его участия в негативных для него средах.
Изложенное позволяет утверждать, что воспитательная деятельность субъекта в воспитании представляет собой естественный и направляемый процесс становления воспитанности растущего человека, с учетом его своеобразия, образа жизни и особенности в социокультурных сред, которые оказывают на него влияние (См.: Рис. 1).
Изложенное диктует необходимость субъекту знать природу воспитания, создавать условия для него и педагогически целесообразно направлять воспитательный процесс становления и развития культуры личности воспитанника, решения частных задач воспитания.
Воспитательная деятельность субъекта ориентирована по отношению к конкретному воспитаннику в условиях воспитательной среды, в которой она реализуется. Успешность ее во многом определяется им самим, его способностью реализовать свою подготовленность к воспитанию по отношению к воспитаннику, с учетом его своеобразия, а также умением учитывать особенности воспитательной среды и реакции воспитанника на воспитательную деятельность. Качественной характеристикой воспитательной деятельности субъекта выступает степень достижения поставленной цели. Она позволяет определить, в какой степени он к ней подготовлен и успешно ее реализует по отношению к воспитаннику. По ней можно судить в какой степени подготовленность субъекта к воспитанию соответствует потребностям воспитания этого воспитанника в условиях среды жизнедеятельности, недостаточно соответствует или не соответствует.
Воспитательную деятельность субъекта следует рассматривать как систему (системность в воспитательной деятельности). В противном случае она будет носить ситуативный характер и зависеть преимущественно от неформального воспитания. С.А. Калабалин (воспитанник А.С. Макаренко) обращал внимание педагогов на то, что каждый день их связывает с воспитанниками десятками тончайших связей. «Их, эти связи-нити, надо все время держать в руках. Выпустишь на день-два – потом на их восстановление потребуется месяц и больше». Это относится и к родителю в воспитании своего ребенка и определяет важность его системной воспитательной деятельности.
Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего зависит от совокупности факторов, существенно влияющих на нее. Следовательно, субъекту необходимо выявлять, знать и учитывать их влияние на действенность воспитания. В качестве факторов, существенно влияющих на процесс воспитания, выступают:
- сам воспитатель (родитель, педагог и пр.) как субъект воспитания, его образованность, педагогическая подготовленность, отношение к воспитаннику, его воспитанию и результативности в воспитании;
- непосредственная воспитательная деятельность субъекта по отношению к воспитаннику (группе воспитанников);
- адекватность (неадекватность) проявления воспитанника (воспитанников) под воздействием воспитательной деятельности субъекта (субъектов);
- своеобразие воспитательной среды жизнедеятельности воспитанников (благоприятная, недостаточно благоприятная и неблагоприятная);
- особенности объекта воспитания, авторитетность для него субъекта воспитания, его отношение к субъекту.
Воспитательная деятельность субъекта носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственная воспитательная деятельность (воспитание) субъекта по отношению к воспитаннику, как справедливо подчеркивал А.С. Калабалин, – есть искусство, дело живое и творческое. Оно представляет собой определенную систему воспитательных действий, а также образ жизни воспитателя как пример для подражания воспитанником (воспитанниками). При этом ему важно знать, что он хочет воспитать и как это обеспечить на практике с учетом складывающейся ситуации в воспитании. Такая деятельность в семье начинается с рождения ребенка через уход, удовлетворение его естественных потребностей, реакция на проявление ребенка и пр.
Особое искусство субъекта воспитания в обеспечении опосредованного воспитательного воздействия на воспитанника. Во многом оно имеет место тогда, когда субъект воспитания создает среду жизнедеятельности, через которую обеспечивается воспитательное влияние. Такая среда сопровождается характерным образом жизни, инициирующим соответствующее поведение, в том числе и воспитанника, отношения к своему поведению, к выполнению различных видов деятельности и ее результативности и пр.
Не менее важным направлением опосредованного влияния субъектом воспитания на воспитанника выступает включение его в различные виды деятельности через кружковую, дополнительное образование, занятия в спортивных секциях и пр. Эта деятельность помогает ребенку найти сферу самопроявления, которая в большей степени соответствует его индивидуальным возможностям и часто выполняет судьбоносную роль в последующей жизни.
Реакция воспитанника на ситуацию, складывающуюся в среде жизнедеятельности, в процессе воспитательного воздействия субъекта (субъектов) может быть самой разнообразной. В этом случае от реакции субъекта воспитательной деятельности (родителя, педагога, воспитателя) зависит очень много, так как эта реакция во многом определяет степень одобрения или неодобрения проявления воспитанника. Это требует от субъекта умения чувствовать, понимать, и наиболее полно, педагогически целесообразно реализовать сложившуюся или складывающуюся ситуацию в интересах воспитания. Такая способность характерна для мастеров педагогического дела и дается она не каждому, а только тем, кто склонен к импровизации с учетом складывающейся обстановки, и стремления овладевать этим искусством, повседневно накапливая опыт. Практика убедительно доказывает, что подобному мастерству педагога научить нельзя, им можно только овладеть, если педагог, воспитатель имеет к этому соответствующую предрасположенность. Родителю следует овладевать таким искусством самостоятельно.
Следует подчеркнуть, что сформировавшееся педагогическое искусство субъекта воспитания носит исключительно личностный характер, повторить, скопировать который невозможно. Оно характерно для тех, у кого к этому есть предрасположенность и стремление овладеть им. Данный факт диктует необходимость родителю учиться видеть проявление своего ребенка, мгновенно его оценивать и адекватно реагировать на него, прогнозируя последствия для воспитания. При этом обязательно анализировать воспитательную действенность своей реакции, и таким образом учиться искусству адекватного воспитательного влияния на своего ребенка.
По отношению к педагогу, как субъекту воспитания, требуется, с одной стороны, отбирать тех, кто призван заниматься воспитанием, а с другой, – способствовать развитию его искусства в воспитании различных категорий детей и молодежи с учетом профессионального назначения.
В основе воспитания лежит подражание, копирование кого-либо. Данный факт диктует необходимость субъекту стремиться быть авторитетом для своих воспитанников. При этом важно, чтобы он повседневно представлял себя таким, каким хотел бы видеть своих воспитанников. Для воспитателя все требования к поведению, отношению к делу являются ориентирами повседневного самопроявления в различных жизненных ситуациях. Известно, что чем более авторитетным является воспитатель, тем в большей степени его воспитанники стараются ему подражать. Например, как вспоминал С.А. Калабалин: все воспитанники были влюблены в Антона Семёновича Макаренко и старались подражать ему во всем, во внешнем виде, походке, речи, пристрастиям. И сам Семён Афанасьевич, его супруга Галина Константиновна и сын Антон Семёнович старались быть авторитетом для своих воспитанников и старались быть такими, какими хотели бы их видеть.
Каждое воспитание преследует определенные цели. Причем эти цели изменяются и усложняются с возрастом ребенка и достигнутыми им результатами в воспитании. К сожалению, искусству воспитания различных субъектов воспитательной деятельности никто не учит. Каждый субъект овладевает этим искусством благодаря своей наблюдательности, чтению специальной литературы и главное, активной и критической самореализации себя в воспитании, накоплению в этом опыта. Данный факт еще раз свидетельствует о том, что уровень владения субъектом педагогическим мастерством в воспитании всегда индивидуален.
Результат воспитания человека проявляется в его воспитанности. Термин воспитанность получил развитие в литературе. Систематизация различных определений свидетельствует о том, что под ней понималось:
- качество, определяющее соответствие поведения личности тем нормам и правилам, которые приняты в определенной социальной среде в определенное время;
- качественная характеристика уровня образования и воспитания человека;
- уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями и поведением;
- определенный уровень развития возможностей человека и мн. др.
На основе систематизации различных подходов можно определить воспитанность как качественную характеристику уровня культуры воспитанника с учетом его возраста и среды жизнедеятельности. Она включает в себя внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя – усвоенное воспитанником, составляющее основу поведения; внешняя – повседневность проявления культуры поведения и деятельности.
Понятие «культура» имеет огромное количество определений и происходит от лат. сultura – что значит возделывание, развитие, образование, почитание. В науке и на практике чаще всего под культурой понимают проявление чего-либо, отражающее его развитость и общественное признание. По отношению к воспитаннику – это культура, представляющая собой сложное образование личности воспитанника, характеризующая уровень развития его индивидуальности (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие. Такая культура формируется в процессе социализации человека и его воспитания. При этом социализация носит естественный, закономерный характер, а воспитание – формальный (целенаправленный) и неформальный (естественный) характер, обусловленный интересами растущего человека, подражанием и внушающим воздействием на него субъектом (субъектами) факторов окружающей среды. Под воздействием их формируется сознание (мировоззренческая основа) растущего человека, его образ жизни, жизненная позиция, отношение и деятельностное проявление, повседневное поведение и характер взаимоотношений с другими.
Изложенное позволяет определить структуру культуры воспитанника, включающую: культуру образа жизни; эмоциональную культуру (культуру чувствования), отношения к явлениям и процессам объективной реальности, а также культуру деятельностного самопроявления.
Культура чувствования. Изначально получает развитие у человека – чувственная основа формируемой личности. На важность ее формирования обращал внимание Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910). С раннего возраста у ребенка формируется чувство любви. «Это чувство, – писал Д. А. Дриль, – я называю родовым, потому что на нем зиждется не только продолжение рода, но и объединение людей в род… Многообразные изменения этого чувства лежат, по-видимому, в психофизической основе самых возвышенных и благородных проявлений души человека, а его извращения, напротив, – в основе самых ужасных и отталкивающих». К подростковому возрасту «чувствования становятся тоньше и глубже» [2, с. 674–678].
Благодаря нравственной культуре формируются возвышенные чувства и движения, которые определяют поэтичность формируемой личности, чувство красоты, привязанность, дружбу, идеальную любовь, стремление к добру, справедливости, порывы бескорыстного самопожертвования и пр. И, наоборот, несформированность культуры чувств и нравственной основы личности определяет природу социальных отклонений человека.
Культура образа жизни. Образ жизни – это повседневное поведение человека, обусловленное его воспитанием, традициями народа, к которому он принадлежит, и семьи. Культура образа жизни включает: культуру питания, быта, использования свободного времени, культуру речи, культуру внешнего вида и культуру поведения. Именно культура образа жизни воспитанника определяет, с одной стороны, как он влияет на свое физическое здоровье, закаливая, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь с раннего возраста, с другой, – как повседневно проявляет себя во взаимодействии с другими (сверстниками, старшими, младшими), с третьей, – как работает над своим самосовершенствованием. С раннего возраста ребенок усваивает основы гигиены, физической культуры, одновременно идет формирование культуры речи, культуры внешнего вида, культуры поведения.
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах. Выделяют такие составляющие культуры речи, как: нормативность (правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка); коммуникативность (умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения) и этичность (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях). Выделяют речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы» и т.п.), который обусловлен возрастом, социальным статусом, характером отношений между собеседниками (официальный, неофициальный, дружеский, интимный) и пр.
Культура внешнего вида. «По одежке встречают, по уму провожают» – гласит народная мудрость. И действительно, при встрече с незнакомым человеком, прежде всего, бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. К сожалению, нередко молодые люди культуре внешнего вида предпочтение отдают моде.
Культура поведения. Под культурой поведения воспитанника понимается степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики.
Как правило, о культуре человека судят по культуре его речи, внешнего вида и поведения. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Такого человека, имеющего образование и развитое чувство прекрасного, называют интеллигентом. Интеллигентность (от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру и повседневности ее проявления, в развитости сознания (образованность), понимании и ощущении ценности произведений культуры.
Основы культуры поведения, интеллигентность закладываются с раннего возраста. На это обращалось внимание еще в далеком прошлом. Об этом свидетельствует педагогическое наследие выдающегося английского философа Дж. Локка (1632–1704), его письма друзьям Эдварду Кларку и его супруге в помощь о воспитании их детей, вышедшие в 1693 г., – пособие по формированию интеллигентности подрастающего поколения. Этим отличаются и письма английского писателя, философа-моралиста Ф.Д. Честерфилда (1694–1773) к сыну, опубликованные в 1774 г., переведенные на все европейские языки. «Образованность, благородство и честь, – писал Честерфилд, – совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни. Выдающиеся достоинства, такие как честь, благородство, образованность и таланты возвышают человека над большинством; люди, не обладающие этими достоинствами, не могут правильно оценить их в других» [9, с. 11].
Культура отношения воспитанника к явлениям и процессам объективной реальности. Эта культура является мировоззренческой основой культуры личности, определяющей интересы, взгляды воспитанника на окружающую среду, а также моральные принципы и ценностные установки, смыслы и ориентиры в жизни. Культура отношения связана с развитием сознания ребенка с раннего возраста и включает: политическую культуру; нравственную культуру; правовую культуру; эстетическую культуру; экологическую культуру и пр. Эта часть культуры личности несовершеннолетнего формируется под воздействием соответствующего воспитания: политического, нравственного, правового, эстетического, экологического и пр. Эти направления воспитания изучаются в теории и методике воспитания общей педагогики.
Культура повседневного деятельностного самопроявления воспитанника. Она характеризуется развитостью его качеств личности, определяющих отношение к труду, трудовой деятельности, а также целенаправленность в деятельности, способность прогнозировать свои возможности к трудовой деятельности и достижению поставленной цели. Особое место в культуре деятельностного проявления принадлежит развитости нравственно-волевых качеств личности. Они формируются благодаря нравственно-волевому воспитанию с раннего возраста воспитанника.
Результат воспитания несовершеннолетнего даже в одних и тех же условиях всегда индивидуален. Оценивать этот результат исключительно сложно. На практике при оценке воспитанности определяют, в каком именно проявлении планируется диагностика, в чем она находит свою выраженность и как ее можно оценить. Чаще всего оценивают по проявлению культуры поведения и речи.
Таким образом, раскрыты субъектность в воспитании несовершеннолетнего, как процесс и ситуация развития воспитания несовершеннолетнего, как явление, а также понимание результата воспитания – воспитанности и каким образом к нему следует идти.
1. Вопросы воспитания. - 2010. - № 4(5).
2. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею / Д. А. Дриль; сост. и предисл. В. С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / С. А. Калабалин; сост. и ред. Л. В. Мардахаев. - М.: Юстиция, 2017.
4. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. / А. С. Калабалин; сост. и ред. Л. В. Мардахаев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Группа МДВ, 2017.
5. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. / Г. К. Калабалина; сост. и ред. Л. В. Мардахаев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Группа МДВ, 2018.
6. Мардахаев Л.В. Воспитание, как процесс и явление / Л.В. Мардахаев // Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: матер. ХХ Междун. соц.-пед. чтений (14 марта 2017 г.) / под ред. Л.В. Мардахаев. - М.: РУСАЙНС, 2017. - С. 9-24.
7. Мардахаев Л.В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. - 2017. - № 4(13) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ma123.ru/ru/journal/4-13-2017/
8. Мардахаев Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего покления / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. - 2018. - № 3 (16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ma123.ru/ru/journal/цитисэ-№-316-2018/
9. Мардахаев Л.В. Со-бытийность и его влияние на воспитание, растущего человека / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. - 2018. - № 4 (17) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ma123.ru/ru/journal/цитисэ-№-417-2018/
10. Честерфилд. Письма к сыну / Честерфилд; пер. А. М. Шадрина. - М.: Культура и традиции, 1993.