ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье актуализирована проблема профилактики травматизма в спорте и механизмы обновления содержания нормативно-правового и программно-методического обеспечения, регламентирующего процесс подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта. Повышение компетентности будущих тренеров в вопросах профилактики спортивного травматизма в период освоения ими дисциплин учебного плана и акцентирующих внимание на нравственной ориентации профессионального труда тренера, как мировоззренческой линии его деятельности, концептуальная позиция которой сохранение и укрепление здоровья занимающихся, профилактика травматизма, повышение уровня организационно-методических умений, навыков и сопряженных с ними знаний.

Ключевые слова:
тренер, профессиональная деятельность, рефлексия, профессиональная подготовка, здоровье спортсмена, обновление содержания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Высокие психофизические тренировочные и соревновательные нагрузки, постоянно возрастающая плотность календаря соревнований практически во всех видах спорта актуализирует проблему оптимизации всех сторон подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации, совершенствования медико-биологического, психолого-педагогического, программно-методического обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, процессов восстановления спортсменов и профилактики травматизма с учетом специфики видов спорта. Общеизвестно, что в спорте высших достижений практически не реализуется принцип оздоровительной направленности, несмотря на то, что именно здоровье человека и его жизнь с позиции другого базового принципа – гуманизма являются главной ценностью любого цивилизованного общества. Как не раз подчеркивалось ранее тезис «кадры решают все» не только не теряет своей актуальности, а в свете обсуждаемой проблематики приобретает все большую значимость. Анализ причин травматизма в спорте позволяет констатировать, что в перечне основных их них выступает недостаточная компетентность тренеров в вопросах укрепления здоровья занимающихся, профилактики нежелательных последствий от чрезмерных неадекватных физическому и психическому состоянию спортсменов тренировочных и соревновательных нагрузок, некорректного использования средств, методов, методик тренировки, форсирования решаемых задач без должных контролирующих мероприятий, как со стороны специалистов (тренеров, врачей, психологов), так самого спортсмена и его родителей (в случае если речь идет о начинающих спортсменах).

Образовательная деятельность физкультурных и педагогических вузов, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для отрасли физической культуры и спорта, регламентируется множеством нормативно-правовых актов, определяющих линии совершенствования профессионально значимых умений и сформированность профессиональных компетенций. В системе высшего образования зеркалом результативности деятельности тренера и педагога является мировоззрение современного студента, отражающее состоявшиеся взгляды обучающегося на вопросы оздоровления, физического воспитания, спортивной тренировки, развития личности средствами физического воспитания и спорта как представителя российского общества, определяющего ближайшую перспективу в социально значимом вопросе формирования здоровой нации. Вместе с тем, в вузах страны наблюдается прирост контингента освобожденных от занятий физическими упражнениями, получивших спортивные травмы на тренировках и соревнованиях. Ряд травм на базе двигательных ошибок возникает из-за: «двигательной недостаточности – кондиционной; координационной; навыковой бедности, связанной с особенностями телосложения; дефекта обучения – ошибочной технике; методических погрешностей обучения; переноса неадекватного навыка; неудовлетворительного контроля навыка; психогенных – неудовлетворительного самоконтроля; психологических воздействий внешних условий; неуверенности, опасения, страха; эмоциональной напряженности и психического утомления; необычности условий – внешних физических; партнера или противника; регламентации деятельности; психологической двигательной установки; случайных факторов – спонтанных; вызванных внешними случайными факторами; совпадением внешних и внутренних случайных факторов; неясного происхождения» [2, 3, 5, 6]. При этом педагогическая задача тренера – предвосхитить развитие и закрепление неэффективных действий и неконструктивного поведения спортсмена, влекущих его травматизацию. Спортивная травма – есть во многом «рукотворная» проблема отрицательного результата профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Проблематика нашего исследования состоит в научно-методическом обосновании причин возникновения у спортсмена неоправданных травм, сопутствующего разрыва взаимодействий в системе «спортсмен – тренер».

Цель исследования – выявить ресурсы профессиональной подготовки тренеров, минимизирующие вероятность травматизма спортсменов и оптимизирующие процесс посттравматического восстановления и возврата к занятиям спортом и активной жизнедеятельности в целом.

Методы и организация исследования. Анкетирование, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный контент-анализ содержания нормативно-правовых и учебно-методических материалов по профессиональной подготовке тренера, корреляционный анализ. Контингент: студенты РУДН 13 курсов (35 респондентов), освобожденные от практических занятий по физической культуре.

Результаты и их обсуждение. В ходе педагогического анализа причин освобождения студентов от занятий физической культурой выявлено 14,3% спортивных травм. Важно отметить, что процесс реабилитации идет с различной степенью успешности. Среди выявленных проблем опишем один эпизод: студент А – мастер спорта по фристайлу на тренировке получает спортивную травму (отрыв сухожилия надостной мышцы) в результате выполнения двух прыжков, и дважды – приземления падением на одно плечо. Причина травмирующего эффекта упражнения: нарушение спортсменом правил выхода на исполнение нового элемента – без согласия тренера (что говорит о несформированности организационной культуры); склонность к риску, к демонстративности в поведении на фоне мотивации достижения (необоснованно завышенная самооценка операционально-технической готовности); после первого падения и приземления на плечо спортсмен услышал хруст в плечевом суставе и, не придав этому значения, вышел на второй прыжок (несформированность рефлексивной оценки «себя» в тренировочной ситуации; подавление волевой сферой чувственной сферы, блокировка информации биологически обратной связи); быстрый выход после неуспешного исполнения упражнения на вторую попытку (не осмыслена и не проведена самокоррекция программы действий). Спортсмен после получения данной травмы уходит из спорта. Контакты с тренером минимизируются. При этом тренер «видит» процесс восстановления после травмы – как личную ответственность самого спортсмена, исключая себя из поля профессионального интереса. Еще более абсурдная проблема: спортсмен абсолютно уверен, что можно жить с разорванным сухожилием и нет смысла восстанавливать целостность опорно-двигательного аппарата. От нас потребовались значительные усилия, чтобы разъяснить необходимость хирургического вмешательства, процесса реабилитации, полноценного восстановления после данной травмы.

Данная проблематика инициировала содержательный анализ дидактических единиц 18 учебников по базовым и новым видам спорта и 6 учебников психолого-педагогического цикла – образовательного материала на предмет восстановления спортсмена после травм медико-биологическими средствами и средствами физической реабилитации, формирования психологической позиции на полное физическое восстановление. В результате выявлена доминирующая особенность подачи образовательного материала «от процесса – к результату». Материал учебников и учебных пособий не рассматривает педагогическую проблематику «от отрицательного результата – к процессу», тогда как П.К. Анохиным опубликовано описание архитектуры приспособительного поведенческого акта, компонентов теории функциональных систем, в которой предметно рассмотрены позиции «параметров результата, обратной афферентации – оценки достигнутого результата, установки – нового акцептора результатов действия» [1, С. 248]. В разделе «Профилактика травматизма …» (объемом не более 1страницы) не выявляются причины травматизации, ухудшения здоровья и, тем более, последствий, что говорит о размытости представлений о путях восстановления после травм.

Прикладная направленность дисциплин, отражающих теорию и методику избранного вида спорта, требует обновления содержания учебников, обогащения материала с привлечением ситуаций травматизации и психолого-педагогического сопровождения тренером спортсменов в восстановительном периоде. Как пример: допустимо строгое общение Ирины Александровны Винер-Усмановой со своей спортсменкой на предмет сокрытия факта перелома кости пальца ноги и доносящей спортсменке ключевую мысль о единственной возможности конкурентного противоборства сопернику – при абсолютном здоровье организма и целостности опорно-двигательного аппарата (документальный фильм «Ирина», 29.07.2018 г.).

В учебниках по психологии в разделе технической подготовки не рассмотрен вопрос формирования готовности к выполнению сложного технического элемента. При этом требуется выведение самоконтроля и самооценки на более масштабный уровень – деятельности и активности. В разделе «Техническая подготовка в избранном виде спорта» – требования к освоению должны отражаться в: фиксируемых параметрах к основе, ключевому звену, деталям техники; атрибутах чувственных образов, раскрываемых в содержании методических рекомендаций; содержании установок на качество исполнения действий, призванных стать индивидуальным инструментом в самоконтроле показателей освоенности.

В педагогике и психологии недостаточно информативно раскрыта проблема обучения и совершенствования двигательного действия через призму сбережения здоровья, минимизации риска травматизации. Складывается представление, что учитель и тренер в профессиональной активности концентрируются на обучении, тренировке и соревновании и упускают из виду чрезвычайно важные для данных процессов результирующие виды деятельности. Через игровую – происходит познание; в коммуникативной – формируется целостный образ верного выполнения упражнения при высокой степени дифференциации его параметров, эффективного взаимодействия в коллективе; в восстановительно-рекреационной (при спортивных травмах – реабилитационной) – восстановление, подготовка организма и сознания к предстоящей деятельности в «зоне ближайшего развития»; в рефлексивной – осмысление, освоение материала, целеполагание и целедостижение при рефлексии «на себя», «на другого», «на деятельность»; в организационной – освоение основ эффективной самоорганизации учебно-тренировочной деятельности в структуре жизнедеятельности субъекта [4, С. 44–48].

Педагогический анализ содержания профессиональных стандартов «Тренер» [7] и «Спортсмен» [8] позволяет обозначить проблему – ограничения зон профессиональной ответственности. Беспрецедентный «уход» ПрофСтандартов от всего многообразия развивающих и педагогически актуальных видов деятельности (ранее призванных гармонично воспитывать личность спортсмена) – исключительно в тренировочную – еще более усугубляет ситуацию. Фактически, происходит разрыв между тренировкой и «вырванным из профессии» процессом осмысления тренером и спортсменом ее положительных и отрицательных эффектов, рефлексивным анализом результатов деятельности, при его отсутствии, приводящим к травмам (или этот факт в современной педагогике рассматривается как педагогически допустимая погрешность ˃0,05 выборки?). Но эта погрешность – дети, подростки, молодые спортсмены, нуждающиеся в педагогическом сопровождении процессов восстановления, реабилитации, возвращении к активной полноценной жизни в спорте, и в жизнедеятельности в целом.

Выводы:

  1. Нравственная ориентация профессионального труда тренера призвана стать мировоззренческой линией его деятельности, в которой концептуальная позиция – сохранение и восстановление здоровья занимающихся, минимизация травматизации, обусловленной недостаточным уровнем организационных умений спортсменов и тренеров. Педагогическая ответственность перед обучающимся  спортсменом инициирует к расширительному пониманию содержания профессиональной деятельности тренера, в которой помимо процессов обучения, воспитания, тренировки и соревнования особую актуальность должны приобретать рефлексивная, организационная, восстановительно-рекреационная, реабилитационная деятельность по сбережению здоровья, и только «после» – физкультурно-спортивное совершенствование личности.
  2. Тренер имеет дело с ведущей ценностью – здоровьем спортсмена, что обусловливает необходимость совершенствования структуры и содержательного наполнения учебно-методического обеспечения в формате сохранения физического, психического и социального здоровья занимающихся. В педагогике физической культуры и спорта важно раскрыть сущность разрешения проблем при отрицательных результатах профессиональной деятельности учителя и тренера, связанных с нарушением физического и психического здоровья обучающихся. Проблематизация подготовки бакалавров и магистров и проблемное обучение как метод – призваны опираться не на формализацию креативного подхода в решении  профессиональных задач на основе вероятностных проблем, а, прежде всего, – на анализ характера взаимосвязей между целью, процессом и результатами практической деятельности учителя физической культуры и тренера, на выявление проблем нерешенных, нежелательных для публичного освещения, не подвергнутых ранее осмыслению и  критической оценке. При этом чрезвычайно важно показывать проблемы не как единственный достижимый результат, а – в структурной полноте успешных способов организации деятельности.
  3. Современное содержание профессионального стандарта «Тренер» и «Спортсмен» характеризуется минимумом требований к структурно значимым видам деятельности и не связывает их с ожидаемыми параметрами полученных результатов. Совершенствование взаимодействий учителя и тренера с обучающимися спортсменами будет более конгруэнтным, если в существенной степени в учебно-тренировочном процессе субъект обучения, воспитания, тренировки будет вовлечен не только в тренировочную, а, прежде всего, в игровую, коммуникативную, учебную, контролирующе-оценочную, восстановительно-рекреационную, рефлексивную, организационную деятельность, исключающих необоснованный риск и создающих в своей массе предпосылки к полноценной соревновательной деятельности. Важно соотносить содержание методических рекомендаций с атрибутами присвоенных знаний, умений и способностей, отражающихся в: параметрах требований самих обучающихся к основе, ключевому звену, деталям техники; чувственными образами, раскрываемыми в содержании установок на качество исполнения действий и призванных стать индивидуальным инструментом в самоконтроле параметров освоенности движений.
  4. Содержание учебно-методических материалов, реализуемых на стыке технической и психолого-педагогической подготовки спортсменов, требует обновления в части формирования компонентов готовности к выполнению сложных  технических элементов; формирования у занимающихся способности к определению соответствия между степенью сложности упражнения и степенью индивидуальной (командной) готовности к его реализации, к созданию  двигательно-координационного «запаса» для выполнения новых упражнений или комбинаций. Наличие безопорного положения в структуре техники вида спорта предъявляет существенные требования к акцентированному обучению «управлять своим телом и управлять поведением». Рассмотренная проблема внесет вклад в улучшение результатов профессиональной подготовки тренерских кадров, обеспечит более совершенную реализацию социальной функции спорта, когда наблюдается «паритет форм и средств спортивной подготовки и уровня притязаний, интересов, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей занимающихся» [5, С. 46], когда профессиональное внимание все более «сосредотачивается не только на тренировке, но и на внетренировочных сферах подготовки, а также на проблематике закономерных взаимосвязей подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена» [5, С. 246].

 

Список литературы

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина,1968. - 546 с.

2. Ким Т.К., Подлесных А.А. Анализ причин спортивного травматизма в дзюдо / Т.К. Ким, А.А. Подлесных //В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции: в 3-х частях (Электронное издание). М.: МПГУ. - 2016. - С. 134-137.

3. Ким Т.К., Подлесных А.А. В сборнике: Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики. Материалы Второй очно-заочной научной конференции молодых ученых. М.: МПГУ. - 2018. - С. 163-167.

4. Кузьменко Г.А. Реализация интеллектуальных способностей подростков в структуре видов спортивной деятельности / Г. А. Кузьменко // Спортивный психолог. - 2011. - №1 (22). С. 44-48.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 384 с.

6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 284 с.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 193н "Об утверждении профессионального стандарта «Тренер». - М., 2014. С. 115.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 186н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортсмен». - М., 2014. С. 8.

Войти или Создать
* Забыли пароль?