ШАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описано проведение ХI Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения"», которые прошли 25 января 2019 г.

Ключевые слова:
научная школа, чтения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета в течение нескольких лет традиционно в Татьянин день проходили научно-практические конференции. С 2009 г. эти конференции стали проводиться в формате Всероссийских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами, основоположником которой является Татьяна Ивановна Шамова (22 ноября 1924 – 28 июля 2010) – профессор, д-р пед. наук, Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, почетный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). В 2011 г. чтения получили официальный статус «Шамовских». В 2017 г. решением Президиума МАНПО Шамовские чтения получили статус «Международной научно-практической конференции».

25 января 2019 г. в столичной школе № 1468 состоялась XI Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения"». Организаторами чтений выступили: Общественный совет научной школы Управления образовательными системами, НП «Международная академия наук педагогического образования» (МАНПО), ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», РОО «Инновации в образовании» (Беларусь), Минский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Беларусь), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (ИСРО), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» (КИРО), ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» (ПОИПКРО), ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ЮУрГГПУ), ФГОБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (СахГУ), ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УГПУ), КГУ «Городской научно-методический Центр новых технологий в образовании УО г. Алматы» (Казахстан). В чтениях традиционно приняли участие сын Шамовой Татьяны Ивановны, д-р мед. наук, профессор, Шамов Сергей Александрович, внук, канд. мед. наук Шамов Леонид Сергеевич и правнук – Александр, учащийся 8 класса.

По сложившейся традиции в работе Шамовских чтений приняли участие представители научно-педагогической общественности, руководители и педагоги образовательных организаций, представляющие не только Москву и Московскую область, но и различные субъекты Российской Федерации. Так, непосредственно на базе школы № 1468 в чтениях приняли участие более трехсот десяти учеников, сторонников и последователей научной школы из нескольких регионов России: Балабаново, Балашихи, Белгорода, Боровска, Грозного, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги, Кирова, Королева, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Пскова, Рязани, Смоленска, Солнечногорска, Тулы, Чайковского, Челябинска, Южно-Сахалинска, Ялты и др. В работе семнадцати секций приняли участие управленцы и педагоги Азербайджана, Армении, Белоруссии, Вьетнама, Индонезии, Казахстана, Китая, Молдавии, Монголии, Украины, Сирии.

С приветственным словом к участникам обратились старшие коллеги Т.И. Шамовой, с которой они еще в конце прошлого века создавали федеральную систему повышения профессиональной компетентности руководителей школы – Турбовской Яков Семенович, д-р пед. наук, профессор ФГБНУ ИСРО РАО и Лазутова Мария Николаевна, д-р ист. наук, профессор, экс-зам. министра образования РФ (1993–96 гг.), советник ректора ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования».

На пленарной части чтений были два основных выступающих. С докладом «Экспертно-проектный инструментарий управления развитием образовательных систем» выступил Ясвин Витольд Альбертович, профессор, д-р психол. наук, профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, эксперт президентской программы подготовки управленческих кадров сферы образования РАНХиГС при Президенте РФ. С докладом «Проектирование содержания и ресурсов подготовки современных менеджеров образования в условиях цифровой экономики» выступила Осипова Ольга Петровна, доцент, д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.

Особыми гостями на международной конференции с совместным докладом «Россия – Индонезия: диалог образовательных систем» были господин Мурсакин (Mursakin), директор индонезийской школы при посольстве Республики Индонезия в Москве, и Назаренко-Матвеева Татьяна Михайловна, доцент кафедры методики преподавания технологии, информатики и информационно-коммуникационных технологий ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», президент Межрегиональной общественной организации «Гармония мира».

В работе чтений приняли участие представители педагогических издательств и журналов: Медведева Юлия Валериевна, канд. пед. наук, главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», журнала «Справочник заместителя директора школы», Мешкова Екатерина Васильевна, заместитель директора издательства «Смысл», ООО «Психологическая книга». В.М. Прудников, главный редактор Научно-издательского центра «ИНФРА-М», представил ресурсы научно-образовательного портала Znanium.com, десяти участникам чтений были вручены подарочные сертификаты на доступ к коллекциям произведений данной электронно-библиотечной системы.

Работа малых пленарных заседаний чтений традиционно велась секционно:

1. Управление развитием коммуникативной компетентности педагога: современные подходы. Модераторы: Козилова Лидия Васильевна, канд. пед. наук, член-корр. МАНПО, доцент кафедры управления образовательными системами (УОС) имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Гуськова Светлана Константиновна, канд. пед. наук, член-корреспондент  МАНПО, доцент кафедры УОС имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Савенкова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры УОС имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.

2. Информатизация образования в эпоху цифровизации. Модераторы: Заславская Ольга Юрьевна, профессор, д-р пед. наук, академик МАНПО, профессор кафедры информатизации образования Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО МГПУ, Азевич Алексей Иванович, канд. пед. наук, доцент кафедры информатизации образования ГАОУ ВО МГПУ, Жемчужников Дмитрий Григорьевич, канд. пед. наук, учитель информатики ГБОУ «Многопрофильная школа №1220».

3. Безопасная школа в условиях информатизации. Модератор: Заславский Алексей Андреевич, канд. пед. наук, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ.

4. Педагогический феномен межпредметной интеграции в отечественной и зарубежной системах образования. Модератор: Суходимцева Анна Петровна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ИСРО РАО.

5. Педагогическая терминология в условиях цифровой модернизации системы образования России. Модераторы: Мижериков Василий Андреевич, Почётный академик МАНПО, канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник ГБОУ ВО МО АСОУ, Трунцева Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доцент, кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, ГБОУ ВО МО АСОУ.

6. Проектный менеджмент как объект научно-педагогического исследования и управленческой практики. Модераторы: Осипова Ольга Петровна, доцент, д-р пед. наук, профессор кафедры УОС имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Шклярова Ольга Анатольевна, доцент, канд. пед. наук, профессор кафедры УОС имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.

7. Педагогика и психология здоровья: культура, управление, физическое воспитание и спорт. Модераторы: Цибульникова Виктория Евгеньевна, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО МПГУ, член-корреспондент МАНПО; Степанова Ольга Николаевна, профессор, д-р пед. наук, профессор и заведующий кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания ФГБОУ ВО МПГУ.

8. Приоритетные направления сотрудничества в системе «школа-вуз». Модераторы: Чечелева Вера Николаевна, канд. филол. наук, начальник отдела организационно-методического обеспечения социально-образовательных проектов ФГБОУ ВО МПГУ, Борисова Людмила Александровна, канд. пед. наук, доцент, руководитель проекта, Дирекция общего образования НИУ «Высшая школа экономики».

9. Рефлексивные и сотворческие методы в современном образовании и управлении им. Модератор: Степанов Сергей Юрьевич, профессор, д-р психол. наук, профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, действительный член Национальной академии социальных технологий.

10. Внутришкольная система управления качеством образования: современные ресурсы и резервы развития. Модератор: Галеева Наталья Львовна, доцент, канд. биол. наук, член-корреспондент МАНПО, профессор кафедры УОС имени Т.И. Шамовой МПГУ, Ду́далева Ольга Александровна, заместитель директора по качеству ГБОУ «Школа № 1793 им. героя Советского Союза А.К. Новикова».

11. Совершенствование ФГОС старшей школы: актуальность, проблемы, решения. Модераторы: Синельников Игорь Юрьевич, канд. пед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ИСРО РАО, Лобанов Илья Анатольевич, научный сотрудник ФГБНУ ИСРО РАО.

12. Образование в интересах устойчивого развития (Дистанционное заседание, г. Минск). Модератор: Загуменнов Юрий Леонидович, доцент, канд. пед. наук, профессор Минского филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании» (Беларусь).

13. Школьное метаобразование: масштабность перемен и периферийность действий (Дистанционная секция, г. Челябинск). Модератор: Татьянченко Дмитрий Владимирович, доцент, канд. пед. наук, член-корреспондент МАНПО, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.

14. Психолого-педагогические аспекты управления в современных образовательных системах (Дистанционная секция, о. Сахалин). Модераторы: Афанасенкова Елена Леонидовна, доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО СахГУ; Кутбиддинова Римма Анваровна, доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии СахГУ; Васягина Наталия Николаевна, профессор, д-р психол. наук, заведующий кафедры психологии образования УрГПУ, Казаева Евгения Анатольевна, доцент, д-р пед. наук, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВО УрГПУ, г. Екатеринбург.

15. Управление образовательной организацией в условиях концептуальных изменений в образовании (Дистанционная секция, г. Курск). Модераторы: Подчалимова Галина Николаевна, д-р пед. наук, профессор, академик МАНПО, ректор ОГБОУ ДПО КИРО, Ильина Ирина Викторовна, д-р пед. наук, профессор, член-корреспондент МАНПО, директор института непрерывного образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Белова Светлана Николаевна, д-р пед. наук, член-корреспондент МАНПО, проректор ОГБОУ ДПО КИРО.

16. Идеи Ю.А. Конаржевского: модернизация российского образования (Дистанционное заседание Клуба Конаржевцев, г. Псков). Модераторы: Давыдов Гарри Артемович, канд. пед. наук, заведующий кафедрой управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО, Фомичева Людмила Кузьминична, канд. пед. наук, ректор ГБОУ ДПО ПОИПКРО.

17. Ресурсы развития образовательной системы (Дистанционное заседание, г. Алматы, Казахстан). Модераторы: Темирбекова Максима Нуриевна, заместитель директора по методической работе КГУ «Городской научно-методический центр новых технологий в образовании УО г. Алматы», Карамендинова Гульнара Мауткановна, директор Казахстанско-Российской школы-гимназии № 54 им. И.В. Панфилова.

Шамовские чтения за одиннадцать лет стали эффективной коммуникативной площадкой, с одной стороны, по представлению образовательных, научно-методических, консалтинговых возможностей научной школы, с другой стороны, по обсуждению актуальных проблем системы образования, требующих незамедлительных теоретико-технологических исследований и организации повышения соответствующей компетентности педагогов и руководителей [1-9]. Так, чтения постепенно стали продуктивной формой взаимоотношения практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями и готовы оказать востребованные консалтинговые услуги [10-17; 19-21].

За эти годы в Шамовских чтениях приняло участие почти три тысячи человек. В десяти сборниках, три из которых были двухтомными, опубликовано более тысячи восемьсот статей. Лучшие статьи сборника публикуются в таких известных научных журналах, как «Педагогическое образование и наука», «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой», «Методическая работа в школе», «Вестник института образования человека», «Инновационные проекты и программы в образовании» и т.д.

Распределенный характер является одним из атрибутивных признаков педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. Стало доброй традицией проведение учениками и последователями нашего Учителя дистанционных секций Шамовских чтений в Алмате, Минске, Курске, Пскове, Челябинске, Южно-Сахалинске. Развивающаяся научная школа не может замыкаться в рамках какой-то одной организации, какого-то одного научного направления. Необходимо для повышения жизнеспособности научной школы использовать потенциал большинства ее активных участников, определяющих себя как члены научной школы. Своеобразным показателем такого коллективного самоопределения может быть проведение в течение уже одиннадцати лет Шамовских чтений, организуемых на базе общественного совета научной школы под эгидой Международной академии наук педагогического образования.

Общественный характер Шамовских чтений проявляется в спонтанном образовании неформального социального института, творческого объединения исследователей нового научного направления. Научной школе свойственны определенные исследовательские традиции, особый мир одновременно замкнутых и открытых взаимоотношений, предоставляющих членам сложившегося научного сообщества возможность заявить и отстоять научные интересы, проявить социально ответственную гражданскую позицию неравнодушных профессионалов.

В то же время создание научных школ – это потребность науки, проявление необходимости самих ученых в постоянных контактах с представителями разных поколений практиков и теоретиков, обмене информацией, опытом, традициями и формами научного поиска, взаимной оценке исследований. Поэтому возникновение и развитие научной школы Т.И. Шамовой глубоко закономерно: с одной стороны, как отклик в начале 70-х годов на потребность в развитии теории и практики внутришкольного управления, повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, с другой стороны, как отклик на современный дефицит совершенствования теории и осмысления практики управления образованием.

Предпосылкой появления научной школы Управления образовательными системами стал в нашей стране период середины 50-х – середины 60-х годов прошлого века, который не мог не сказаться на общеобразовательной школе. Происходящие изменения в школьной жизни потребовали адекватных изменений в теории и практике внутришкольного управления, в профессиональной подготовке руководителей школ. В связи с тем, что кратковременные курсы при областных институтах повышения квалификации не могли в полной мере справиться с поставленными задачами, в середине 70-х годов на базе ведущих педагогических вузов страны создаются факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Данные факультеты были призваны выполнить двойственную задачу: с одной стороны, повышать управленческую компетентность руководителей, т.е. выполнять андрагогические функции, с другой стороны, осмысливать методологические основы, формировать теоретические положения, разрабатывать управленческие технологии, т.е. осуществлять научно-исследовательские функции. В решении этих задач и функций одно из ключевых мест в российском образовании заслуженно принадлежало кафедре управления образовательными системами и факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета. Данную кафедру в течение многих лет возглавляла Татьяна Ивановна Шамова – основоположник одной из наиболее уважаемых научных школ в отечественном внутришкольном управлении.

Во «Всероссийской виртуальной энциклопедии» можно прочитать емкую и одновременно лиричную словарную статью: «Татьяна Ивановна Шамова – выдающийся ученый в области дидактики и теории управления образовательными процессами, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор – всю свою жизнь посвятила школе, делу отечественного просвещения». В том числе благодаря сборникам Шамовских чтений Т.И. Шамова по состоянию на 16 ноября 2018 г. входит в сотню самых цитируемых педагогов России [18].

Татьяна Ивановна в одной из своих книг в дарственной надписи пожелала своим ученикам: «превзойти идеи этой книги». А первый ученик Татьяны Ивановны, Юрий Анатольевич Конаржевский в одной из своих последних книг выразил в дарственной надписи свое жизненное кредо, являющееся, в том числе, важнейшим профессиональным принципом деятельности настоящего ученого и выражающим научное завещание Татьяны Ивановны всем нам, ученикам ее школы: «Вперед и только вперед! В науке промедление и застой смерти подобны!».

Список литературы

1. Артамонова Е.И., Воровщиков С.Г. Научная школа Управления образовательными системами Т.И. Шамовой // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 7-11.

2. Воровщиков С.Г., Баяхчян Е.В. Третьи Всероссийские Шамовские педагогические чтения: актуальные проблемы и перспективы развития современного образования // Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сб. статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.). М., 2011. - C. 3-7

3. Воровщиков С.Г. IV Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и эффективные управленческие решения» (25 января 2012 г. Москва)// Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 1. - С. 104-106.

4. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. V Всероссийские Шамовские педагогические чтения Научной школы Управления образовательными системами «Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой»// Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: Сборник статей Пятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2013 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков. - М.: МПГУ, 2013. - С. 3-7.

5. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. VI Всероссийские Шамовские педагогические чтения Научной школы управления образовательными системами «Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления»// Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (24 января 2014 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. - М.: МПГУ, 2014. - С. 3-6.

6. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. VII Всероссийские Шамовские педагогические чтения Научной школы управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития»// Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (23 января 2015 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. - М.: МПГУ, 2015. - С. 3-6.

7. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. VIII Всероссийские Шамовские педагогические чтения Научной школы управления образовательными системами «Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения»// Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (22 января 2016 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. - М.: МПГУ, 2016. - С. 3-6.

8. Воровщиков С.Г. IХ Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами «Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего» (25 января 2017 г., Москва) // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 146-150.

9. Воровщиков С.Г. Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем (Х Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами 25 января 2018 г., Москва) // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 1. - С. 154-160.

10. Гуськова С.К. Основы опережающего управления в образовании в трудах Т.И. Шамовой// Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сбор-ник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. - М.: МПГУ, 2017. - С. 47-52.

11. Довженко Н.В. Обзор книги Татьяны Ивановны Шамовой «Активизация учении школьников»: фундаментальное и актуальное// Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. - М.: МПГУ, 2017. - С. 52-55.

12. Козлова Ю.В. Пароль: Шамова. Кто учил столичных директоров// С Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования: Сб. статей Первых педагогических чтений научной школы Управления образованием (29 января 2009 г.)/ Ред. кол. Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова и др. - М.: Прометей, МПГУ, 2009. - С. 15-18.

13. Маленкова Л.И. Развитие идей Т.И. Шамовой по проектированию и реализации воспитательной системы образовательного учреждения// Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сб. статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.) / Ред. кол. С.Г. Воровщиков, Е.В. Баяхчян, О.А. Шклярова и др.: В 2 т. Т. 1. - М.: МПГУ, 2011. - С. 72-75.

14. Нефедова К.А. О деятельности научно-методических советов по вопросам повышения квалификации// Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования: Сб. статей Первых педагогических чтений научной школы Управления образованием (29 января 2009 г.)/ Ред. кол. Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова и др. - М.: Прометей, МПГУ, 2009. - С. 65-68.

15. Нечаев М.П. Генезис разрешения проблемы оценки личностных результатов обучающихся на основе идей Шамовой Т.И.// Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (22 января 2016 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. - М.: МПГУ, 2016. - С. 24-28.

16. Пищулин Н.П. Татьяна Ивановна Шамова - основоположник научной школы управления образованием// Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования: Сб. статей Первых педагогических чтений науч-ной школы Управления образованием (29 января 2009 г.)/ Ред. кол. Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова и др. - М.: Прометей, МПГУ, 2009. - С. 13-15.

17. Подчалимова Г.Н. Личность ученого и его роль в развитии научной школы// Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сб. статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.) / Ред. кол. С.Г. Воровщиков, Е.В. Баяхчян, О.А. Шклярова и др.: В 2 т. Т. 1. - М.: МПГУ, 2011. - С. 20-21.

18. Топ 100 самых цитируемых педагогов России (16 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2018. - №3. - С. 18. http://eidos.ru/journal/2018/300/. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru

19. Цибульникова В.Е. Научная школа Т.И. Шамовой: ретроспективный анализ// Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования: Сб. статей Первых педагогических чтений научной школы Управления образованием (29 января 2009 г.)/ Ред. кол. Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова и др. - М.: Прометей, МПГУ, 2009. - С. 38-45.

20. Цибульникова В.Е. Научные публикации Т.И. Шамовой начиная с 90-х годов прошло-го столетия по настоящее время - историографический экскурс// Инновационные ресурсы развития современного урока: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 3 ч. (г. Новосибирск, 21-23 апреля 2009 г.) - Новосибирск: НГПУ, 2009. - Ч. 1 - С. 239-249.

21. Цибульникова В.Е. Татьяна Ивановна Шамова. Жизнь и творчество// Автор-составитель В.Е. Цибульникова. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?