ОБЗОР МЕТОДИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводится обзор методик, применяемых для оценки визуального восприятия у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы разделили визуальные методики и оптические иллюзии из каталога «Зрительных феноменов и иллюзий» на группы по основным свойствам визуального восприятия человека. Также рассмотрены основные виды нарушений, возникающих у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью при поражении и/или недостаточном развитии зрительной, когнитивной и психоэмоциональной систем. Данные методики оценки визуального восприятия можно использовать в рамках психолого-педагогического сопровождения, в образовательном процессе и при психологических обследований учащихся инклюзивных групп в организациях высшего образования. Их использования позволяет проводить скрининг-обследование студентов с психофизическими нарушениями и получать информацию об особенностях протекания у них зрительных перцептивных процессов и развитии ментальной сферы. Как показывает практический опыт авторов статьи, применение визуальных методик и оптических иллюзий является способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов; позволяет выявить ограничения в восприятии у учащихся с ОВЗ и инвалидностью и особенности протекания когнитивных процессов у них.

Ключевые слова:
лица с ОВЗ и инвалидностью; оптические иллюзии; перцептивные процессы; треугольник Каниша
Текст

Введение

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп имеют те или иные нарушения перцептивных процессов. У лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и слепых) ограниченно зрительное восприятие. Перцепция осуществляется за счет «слухового, кожного, двигательного и других органов восприятия»[7], причем у лиц со слепотой процесс восприятия окружающей действительности опирается на слух, а слабовидящие и лица с заболеваниями глаз используют остаточное зрение для осуществления деятельности и ориентации в пространстве. Лица с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие) используют преимущественно зрительное и тактильное восприятие. Из-за ограниченности восприятия им сложнее представлять абстрактные образы; у них менее развито понятийное мышление по сравнению с условно здоровыми учащимися. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) также наблюдаются сложности с восприятием окружающей действительности, обусловленные ограничениями мобильности и отклонениями в развитии общих психических процессов и умственных функций. У них может быть нарушено временное и пространственное восприятие; в целом перцептивные процессы замедлены и значительно ограничены.

При организации педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп преподавателям и психологам в организациях высшего образования необходимо проводить скрининг процессов восприятия у данной категории студентов. Если в индивидуальной программе абилитации и реабилитации инвалида указаны условия, которые нужны студенту для эффективного обучения в учреждениях высшего образования, а также имеются сведения о виде его нарушения, то этой информации не всегда бывает достаточно для оказания психологической помощи и поддержки учащегося, организации эффективного сопровождения в ходе учебного процесса, подбора педагогических методов и технологий обучений, рекомендуемых для лиц с нарушениями данной нозологической группы. Важно выявить степень нарушения и ограничения в восприятии, памяти, внимании, протекании мыслительных процессов у конкретного студента и на основании полученных сведений выстраивать индивидуальный образовательный процесс с применением специальных образовательных технологий и тренингов ментальных способностей человека. В связи с приведенными выше положениями актуальным направлением в психологии и педагогике инклюзивного образования является разработка методик для эффективного и надежного скрининга когнитивных способностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Целью этой статьи является обзор методик для оценки возможностей функционирования и имеющихся ограничений в визуальном восприятии у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные методики могут применяться в ходе психолого-педагогического обследования таких студентов в организациях высшего образования, использоваться преподавателями без специальной подготовки в ходе учебного процесса, психологами и специалистами центров инклюзивного образования для проведения скрининг-обследований перцептивных процессов и работы головного мозга. Методики для проведения скринингов других видов восприятия и ментальных способностей у лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые авторы применяют на практике в ходе учебного процесса в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассмотрены в других публикациях.

Основная часть

Визуальное восприятие, как отмечает американский психолог и педагог Р. Анхейм, является «не пассивно-созерцательным актом, который ограничивается лишь репродуцированием объекта, но также сложной ментальной работой, включающей в себя и продуктивные функции сознания, приводящие к созданию визуальных моделей».[9] Таким образом, при диагностике и оценке развития зрительной перцепции, возможно, оценить общие ментальные процессы и деятельность головного мозга человека, в целом.

Визуальное восприятие, как и другие виды перцептивных процессов, обладает следующими свойствами (табл.):

предметностью, которая означает, что психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком сознаются именно как предметы, вынесенные за предел его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;

целостностью, как единством характеристики воспринятого объекта в совокупности его качеств;

структурностью, как узнаванием объектов и явлений, опирающимся на устойчивую структуру их признаков;

избирательностью, при которой из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них;

константностью, как способностью системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия:

осмысленностью, как свойством причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов; [1]

зависимостью восприятия светлости от контраста, как увеличением или уменьшением, по сравнению с привычными, воспринимаемых цветов и оттенков объектов и их изображений, если непосредственно до этого аналогичный воспринимаемый цвет или оттенок был меньшей или большей контрастности;

последовательностью, как восприятием смысловых центров при движении глаз по объекту или его изображению;

соотносительностью, как особенностью восприятия, выражающейся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.[10]

Таблица

Свойства визуального восприятия и их возможные нарушения

Свойства визуального восприятия

Методики оценки свойств визуального восприятия

Нарушения свойств визуального восприятия

Предметность

Соотношение фигуры и фона

Двойственные изображения

Невозможность выделить те или иные предметы на картине и удерживать на них внимание в продолжительный период. Сложности с восприятием двух различных образов в одной картинке.

Осознаваемое увеличение или уменьшение предметов на картинках.

Целостность

Соотношение фигуры и фона

Распознавание образов

Нарушение восприятия целого рисунка; фокусировка внимания на отдельных предметах на нем. Фрагментарность восприятия рисунка. Восприятие отдельных пятен, вместо перцепции определенных образов.

Структурность

Кажущиеся фигуры

Невозможность дополнения фигур до целой формы. Нарушение целостного восприятия всего рисунка. Возникновение зрительных иллюзий.

Избирательность

Двойственные изображения

Распознавание образов

Отсутствие возможности выбора того или иного объекта для восприятия.

Невозможность восприятия отдельного образа или предмета на картине.

Константность

Иллюзии движения

Кажущиеся фигуры

Иллюзии восприятия цвета и контраста

Иллюзии восприятия глубины

Зрительные искажения

Нарушение восприятия размеров, расстояния, цветов, статичности объектов на рисунках.

Возникновение и принятие зрительных иллюзий за реальные объекты.

Проблемы с определением действительных образов и предметов, а также их характеристик в окружающей среде при визуальном восприятии.

Осмысленность

Распознавание образов

Зрительные искажения

Нарушение процесса осознания предметов и образов, изображенных на рисунке.

Зависимость восприятия светлости от контраста

Иллюзии восприятия цвета и контраста

Нарушение цветоразличения и восприятия цветовых тонов объектов в зависимости от фона рисунка.

Последовательность

Анализ перемещения взора

Нарушение траектории движения глаз при восприятии рисунка. Неполное восприятие объектов на картинке.

Соотносительность

Иллюзии восприятия размера

Невозможность соотнесения размеров объектов на картинке, а также в окружающей среде при визуальном восприятии.

 

Далее представлен обзор методик оценки визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью с учётом основных свойств восприятия и зависимостей развития этого перцептивного процесса при нарушениях в здоровье разных нозологических групп. Все методики оценки визуального восприятия приводятся из каталога «Зрительные иллюзии и феномены» [5] факультета Психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Для оценки предметности, как свойства визуального восприятия, лицам с ОВЗ и инвалидностью могут быть предложены следующие методики с двойственными изображениями: иллюзия Ястрова, иллюзия Эренштейна, картина С. Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», рисунок «Девушка и старуха» и другие (рис. 1.).

Рисунок 1 – Примеры рисунков с двойственными изображениями

 

 

 

 

 

 

a) Иллюзия Ястрова (1899)

b) «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» С. Дали (1940)

 

Нарушения свойства предметности при визуальном восприятии объектов на рисунках с двойственными изображениями могут означать наличие изменений в когнитивных процессах у лица с ОВЗ и инвалидностью, в частности в восприятии, внимании, сознании. Применение рисунков с двойственными изображениями позволяет произвести экспресс-обследование лиц с психофизическими нарушениями, а также использовать подобные картинки для развития и тренировки этих когнитивных процессов.

Для определения соотношения фигур, изображенных на рисунке, с его фоном в ходе скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: ваза Рубина, поиск предметов на рисунке (картина «Наполеон на острове Святой Елены» и др.), визуальные мозаики и другие (рис. 2).

Рисунок 2 – Примеры рисунков для определения соотношения фигуры и фона

 

   

 

 

 

 

а) ваза Рубина (1915)

b) «Наполеон на острове Святой Елены»

 

Датский психолог Эдгар Рубин (Edgar Rubin) проводил исследования в области психологии восприятия и «в своих исследованиях изучал феномен выделения фигуры из фона, и, в частности, предложил изображение (часто называемое вазой Рубина), которое показывает, что фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть изображения».[6] При работе с подобными изображениями человек с ОВЗ и инвалидностью сталкивается с проблемой принятия решения о выборе и удержании внимания на одном из конкурирующих объектов, для осуществления которых необходимо развитие когнитивных функций, образного и предметного мышления, визуального восприятия. Данные психические и когнитивные функции могут быть менее развиты у лиц с психоэмоциональными, зрительными и опорно-двигательными нарушениями.

Для оценки целостности, как свойства визуального восприятия, у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики для определения соотношения фигуры и фона (рис. 2), а также методики для распознавания объектов: картины с пятнами, рисунки со спрятанными образами и другие (рис. 3).

Рисунок 3 – Примеры рисунков с распознаванием объектов

а) Образ Иисус Христа

b) Дональд Раст «Мечты»

(Donald Rust "Dreams")

 

Тесты и методики с изображениями объектов в виде пятен являются одной из проективных методик, которые применяются для оценки особенностей восприятия лиц с психическими нарушениями, в частности с шизофреническим синдромом (см. также методику «Пятна Роршаха»). Лица с этими и подобными психическими нарушениями утрачивают некоторые когнитивные способности и видят на рисунке только конкретный объект. Учащиеся с сохранными функциями психики и в нормальном психоэмоциональном состоянии видят в начале размытые пятна и некие неопределенные образы на подобных рисунках.

Для оценки структурности визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут использоваться методики с кажущимися фигурами, например, треугольник Каниша, куб Неккера, решётку Геринга и другие (рис. 4).

Рисунок 4 – Примеры методик с кажущимися фигурами

 

 

 

 

 

 

а) Треугольник Каниша

b) Модифицированная решётка Геринга

 

Методика «Треугольник Каниша» представляет рисунок с иллюзорными линиями. Как отмечает Николаева Е.И.: «Нормальная зрительная кора воспринимает его, несмотря на их отсутствие на рисунке. Такого рода иллюзии показывают, что кора должна разрешать конфликты между различными функциональными зонами».[8] Существуют и другие рисунки с иллюзорными фигурами, которые воспринимаются в процессе визуальной перцепции. Если лицо с ОВЗ и инвалидностью не видит кажущихся фигур на таких рисунках, то это может свидетельствовать о наличии нарушений в работе отделов коры головного мозга и процессах нейровосприятия. Подобные методики должны применяться при проведении скрининг-оценки визуального восприятия.

Для оценки избирательности визуального восприятия у лиц с психофизическими нарушениями используются методики с двойственными изображениями (рис 1.) и рисунки с распознаванием объектов (рис. 3).

Константность, как свойство визуального восприятия, проявляется в возможности человека точно воспринимать размеры, расстояния, статичность, цвета объектов, как на рисунках, так и в окружающей среде. Оценить константность визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью можно с помощью рисунков с кажущимися объектами (рис. 4), со зрительными искажениями, а также путем применения изображений оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины и т.п. (рис. 5)

Рисунок 5 – Примеры оптических иллюзий восприятия цвета и контраста, глубины изображения

 

 

 

 

 

а) Константность цвета. Эдвард Адельсон (1995)

b) Лестница Шредера (1858)

 

Визуальное восприятие цветовых иллюзий может выявить сложности у лиц с нарушениями цветоразличения, дальтонизмом и другими зрительными отклонениями, а также с психоэмоциональными нарушениями. Применение подобных оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины изображения рекомендуется в качестве скрининг-тестов и методик для развития функции цветоразличения при проведении психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Для оценки осмысленности зрительной перцепции при проведении скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики по распознавания образов (рис. 3) и рисунки со зрительными искажениями (рис. 6).

Рисунок 6 – Примеры рисунков со зрительными искажениями

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Цолльнера (1860)

b) Иллюзия У. Эренштейна (1921)

 

Ученые выделяют ряд «причин, по которым возникают оптические иллюзии:

зрительная система воспринимает отражающийся свет таким образом, что сознание человека получает ошибочную информацию;

неправильная передача сигналов зрения посредством нервов;

нарушения мозговой деятельности».[3]

Ошибки в визуальном восприятии рисунков со зрительными искажениями (иллюзии Вундта, Цолльнера, Поггендорфа, Липпса, У. Эренштейна и др.) позволяют выявить нарушения в этом психокогнитивном процессе у условно здоровых лиц и имеющих психоэмоциональные, когнитивные и физические нарушения. Те, кто имеет органические нарушения и когнитивные особенности, неспособны осознавать правильные формы фигур, изображенных на данных рисунках. Они утрачивают адекватность визуального восприятия и осознанное управление этим процессом.

Для оценки зависимости светлости изображения от контрастного фона или контрастности, как свойства визуального восприятия, при обследовании перцептивных процессов у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: решётка Геринга, иллюзия Вертгеймера-Коффки, ахроматический контраст и другие (рис 7.).

Рисунок 7 – Примеры рисунков с зависимостью светлости от контраста

 

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Вертгеймера-Коффки

b) Решётка Геринга (1870)

 

Методики, подобные решётке Геринга, показывают оптическую иллюзию, при которой «на пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Это происходит из-за особенностей строения человеческого хрусталика».[4]

Явление ахроматического контраста связано с тем, «что для каждого цвета имеется дополнительный цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом – оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет».[2]

При нарушениях в восприятии зависимости светлости фигуры от контраста на рисунке могут наблюдаться нарушения цветоразличения, а также органические поражения глаза.

Последовательность перемещения взора испытуемого при разглядывании фотографии скульптуры Нефертити (рис. 8) впервые зарегистрировал и описал А.Л. Ярбус. При правильно-организованной последовательности саккад или движение глаз «создается впечатление, что путь движения взоры образует довольно правильные циклы, а не пересекает фигуру в различных случайных направлениях».[8] Такие исследования проводятся технически опосредованно, с помощью видеозаписи движений глаз при рассматривании фотографий или рисунков.

Рисунок 8 – Пример последовательного движения взора по рисунку

В случаях «бегающих» движений взора или при возникновении пересекающихся саккад у лица с ОВЗ и инвалидностью может быть нарушено периферическое зрение и также поражена зрительная кора головного мозга.

Для оценки соотносительности, как свойства визуального восприятия, применяются методики, позволяющие сопоставить размеры объектов на картинках, например, иллюзия Эббингауза, иллюзия Болдуина, иллюзия Мюллера-Лайера, параллелограмм Зандера и другие (рис. 9).

Рисунок 9 – Примеры иллюзий восприятия размеров

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)

b) Иллюзия Эббингауза (1902)

 

При восприятии иллюзий размеров фигур мозг человека «дорисовывает» образы, исходя из впечатлений и собственного опыта, благодаря чему складываются определенные представления. Оптическая иллюзия Мюллера-Лаймера является одной из самых известных. Как отмечают Замесова Ю.А. и Аблеева Ю.М. «Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина верхнего отрезка на 25-30% превышает длину нижнего».[4] Если в ходе применения данных иллюзий для скрининга когнитивных и психоэмоциональных процессов лица с ОВЗ и инвалидностью не замечают разницы в размерах или не могут определить, что фигуры имеют одинаковые размеры в реальности, то это может означать наличие глубоких нарушений данных процессов, а также органических поражений сенсорных систем и головного мозга.

Рассмотрев свойства визуального восприятия человека и методики для оценки развития зрительной перцепции и возможные нарушения этого процесса у лиц с ОВЗ инвалидностью, отметим, что использование оптических иллюзий, особенно иллюзий движения, анимированных иллюзий, специальных компьютерных программ с различными иллюзиями и изображениями, не применяется при психолого-педагогической работе у лиц с эпилепсией, вегето-сосудистой дистонией, мозговой дисфункцией, внутриглазным давлением. Также с осторожностью подобные тесты и методики применяются среди условно здоровых лиц и в инклюзивных группах, если нет сведений о состоянии здоровья учащихся.

Особое внимание стоит обратить на ограничения в применении данных методик и на то, что многие из них являются проективными и не дают полных сведений о состоянии здоровья учащегося или о функциях его перцептивных процессов. На основании применения данных методик нельзя ставить диагнозы или применять к человеку иные подходы и методы обучения, чем к другим студентам.

 

Выводы

Проведя обзор существующих методик оценки визуального восприятия, отметим, что их применение возможно при проведении скрининг-обследований, психологических исследований и в учебном процессе лиц с ОВЗ инвалидностью. Реализация таких подходов к обследованию учащихся с ОВЗ и инвалидностью и из условно здоровой группы в ходе учебного процесса, проводимого авторами при изучении дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности», показывает высокие результаты надежности применения подобных методик, быстроту и удобство их реализации, наличие живого отклика и мотивации для участия в исследовании со стороны студентов. А также помогает выявить имеющиеся у них нарушения в когнитивных, психических и сенсорных системах, сведения о которых могут далее использоваться при оказании психолого-педагогической поддержки и проведении тренингов у данной категории учащихся.

Использование методик оценки визуального восприятия среди лиц с ОВЗ и инвалидностью является перспективным направлением психодиагностики и способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов. В качестве скрининг-методик для оценки организации визуального восприятия и когнитивных процессов в психологии и педагогике инклюзивного образования данное направление только развивается.

 

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. 72 с.

2. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: издательство «Наука». 1964

3. Голубева Е.Б., Пономарёва К.С. и др. Методы построение оптических иллюзий как формообразующий элемент ювелирных изделий. / Голубева Е.Б., Пономарёва К.С., Жуков В.Л. // XVIII всероссийская научно-практическая конференция и смотр-конкурс творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению "Технология художественной обработки материалов" Кострома, 12-15 октября 2015 г. С. 273-277

4. Замесова Ю.А., Аблеева Ю.М. Зрительные иллюзии. Избранные доклады 60-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск: изд. Томский государственный архитектурно-строительный университет. 2015 С. 330-336

5. Зрительные феномены и иллюзии. Каталог факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.psy.msu.ru/illusion/ Дата обращения: 10.05.2019

6. Кухта А.В. Эстетические особенности фахверка: парадоксы и параллели. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI в. 2013. №9. С. 42-45

7. Михальчи Е.В. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе высшего образования: методич. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 152 с.

8. Николаева Е.И. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЭРСЕ, 2008. 171 с.

9. Порозова Д.Ю. Гештальт как основа визуального восприятия // Человек в мире культуры. 2012. С.23-27

10. Яцюк О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. URL: https://design.wikireading.ru/2154 Дата обращения: 17.05.2019


Войти или Создать
* Забыли пароль?