НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены основные специфические черты организационной составляющей процессов коммуникации и общения в сфере правоохранительных органов, обусловленные их деятельностной спецификой. Понятия коммуникации и общения сопоставлены в смысловом контексте, проделан анализ и в функциональном информационно-коммуникативном аспекте применительно к деятельности специалистов различных подразделений полиции, виды деятельности которых существенно отличаются не только субъект-объектной структуре, но и по функциональным, субординационным и прочим различиям. В связи с разноплановой спецификой различных сторон коммуникативного процесса сотрудников правоохранительных органов, авторы с использованием общенаучных (общелогических) методов: анализ, синтез, сравнение, описание, изучили в научной литературе и обобщили коммуникационные модели субъектов общения, формирование личностного и профессионального потенциала в различных профессиональных средах правоохранительной практики, указав, какие модели в каких профессиональных средах дадут наиболее эффективный результат. Знание этих особенностей построения коммуникативного взаимодействия позволит в целом повысить коммуникативную культуру сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова:
коммуникация, общение, коммуникативные: возможности, поведение, мотивация, стратегии, модели
Текст

Актуальность. В современном обществе стремительными темпами развиваются коммуникационные технологии, и деятельность сотрудников правоохранительных органов, их коммуникативная культура, подчиняясь тенденциям, должна отвечать требованиям современности. Понятия общения и коммуникации, по мнению исследователей, не тождественны. Одной из трех сторон общения как формы взаимодействия объекта и субъекта является коммуникативная сторона, представляющая собой обмен информацией между взаимодействующими субъектами.

Как утверждает исследователь коммуникации М. С. Каган, «оптимальное осуществление разнообразных функций требует от каждого члена общества способности совмещать позиции субъекта и объекта деятельности, способности переключаться от коммуникации к общению, так как в каждом отдельном случае надо отчетливо понимать «где и когда наиболее эффективны коммуникация, монолог, сообщение, а где и когда оптимальны общение, диалог, отношение к другому как к субъекту» [4, с. 155-156].

Таким образом, профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов сообразно с профессиональной коммуникацией, что составляет их коммуникативную культуру [2, с. 68-70].

Обсуждение проблемы. Для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) характерны некоторые особенности в сфере общения, связанные, во-первых, с разновидностями общения (общение с реальным партнером (в системе управление ‒ исполнение) и воображаемым партнером), во-вторых, с ситуациями общения. Множество ситуаций общения сводимо к трем.

Во-первых, цель общения заключена в самом общении, т. е. функция заключается в достижении духовной общности людей. Эта ситуация актуальна в работе, например, инспектора по делам несовершеннолетних, следователя. Во-вторых, целью общения является приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора контакта, то функция общения может быть определена как воспитание. В-третьих, в случае привлечения инициатора беседы к ценностям партнера (например, адаптация к другой культуре), общение функционирует как самовоспитание. В данной ситуации общения оказывается любой из сотрудников ОВД, работающий над совершенствованием своих профессиональных качеств. Эта ситуация общения значима и в случаях межкультурной коммуникации на территории страны или за ее пределами в составе международных миссий ООН.

Функции общения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД имеют свою прикладную специфику: коммуникативная выражается в обслуживании предметной деятельности сотрудника правоохранительных органов; перцептивная проявляется в особенностях восприятия и понимания партнера по общению (начальника, коллеги, гражданина, потерпевшего и т. д.); интерактивная осуществляется при воспитании и самовоспитании сотрудника.

В соответствии с таким пониманием общения можно рассматривать коммуникацию как процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Цель этого процесса ‒ связать участников коммуникативных отношений с помощью информации, цель общения ‒ выработать общее решение.

Коммуникацию от общения отличают субъект-объектные отношения, где главное ‒ исполнение каких-либо действий в результате получения неких сведений. Источник информации рассматривает адресата объектом коммуникативного воздействия и средством реализации намеченных планов. Такие отношения характерны для должностной иерархии. В сфере профессиональной деятельности сотрудников ОВД отношения регламентированы уставом. Сотрудники, занимающие нижестоящие служебные посты и ранги, должны подчиняться распоряжениям старших по званию, а также тех, кто занимает более высокое служебное положение. Это обеспечивает необходимое управление процессом профессиональной деятельности подразделений ОВД. Поскольку сотруднику ежедневно приходится передавать служебную информацию (например, сообщения для коллег или рапорт о происшествии), то субъект-объектные отношения важны не менее чем субъект-субъектные.

Специфику работы сотрудника правоохранительных органов составляют различные коммуникативные процессы (от момента передачи информации до беседы, цель которой ‒ убеждение или выяснение). Следователь расследует преступления, выезжает на место их совершения, после осмотра которого пишет соответствующий рапорт, составляет протоколы об опросе свидетелей и допросе подозреваемых. Участковый уполномоченный полиции, как и инспектор по делам несовершеннолетних, ведет предупредительную работу, используя весомые убеждения и аргументы в пользу законопослушного образа жизни. Инспектор ГИБДД пишет рапорты о дорожно-транспортных происшествиях, проводит профилактическую работу с потенциальными правонарушителями. Коммуникация составляет огромную долю времени в профессиональной деятельности вышеназванных сотрудников.

С учетом профессиональной специфики работы сотрудника органов правопорядка, можно охарактеризовать коммуникативные модели или модели коммуникативного взаимодействия, наиболее отвечающие его профессиональным коммуникативным задачам.

Для упомянутых сотрудников наиболее приемлемы линейная или круговая модели коммуникации.

В соответствии с линейной моделью коммуникации «источник ‒ сообщение ‒ канал ‒ получатель» отправитель кодирует сообщение, а получатель выступает в роли объекта воздействия. Цель данной коммуникации ‒ передача информации. Очевидно, что эффективность такого процесса будет зависеть от знаний и умений отправителя в области составления делового сообщения. Это предполагает владение определенной профессиональной лексикой, грамматическими и лексическими нормами русского языка, знание формата каждого документа, поскольку любой вид сообщений имеет строгие требования к изложению. В случае работы следователя в международной команде (например, в составе международных миссий ООН), он должен обладать навыками письменной коммуникации на иностранном языке. Круг его умений обязан включать и те, которые связаны с использованием и применением коммуникационных технологий, т. е. средств связи (электронная почта, факс).

Одна из функций деятельности участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних ‒ превентивная, осуществляется через разъяснение аспектов законопослушного общежития во время встреч с жителями участка, учащимися образовательных учреждений. В этих случаях сотрудниками ОВД также используется линейная модель коммуникации.

При непосредственном контакте особую значимость приобретает зрительный образ инициатора коммуникации, в нашем случае сотрудника полиции (его внешний облик, манеры поведения и речи). Чтобы быть понятым, он должен владеть навыками ораторского искусства: аргументирующей и убеждающей речью, уметь чувствовать и управлять аудиторией слушающих. Сообщение в этом случае выстраивается с учетом характеристики адресата и передается с помощью вербальной и невербальной коммуникации. Линейная модель в сфере деятельности инспектора ГИБДД может быть задействована при разъяснительной работе с гражданами и при подготовке рапортов о дорожных происшествиях, причем сотрудники правоохранительных органов, выполняющие эти функции за рубежом, должны не только владеть иностранным языком, но и знать национальные особенности именно в этой деятельности.

Интерактивная модель коммуникации также нашла свое место в профессиональной сфере сотрудников ОВД, чьи должностные обязанности распространяются на контакты с гражданами. В отличие от линейной, она предполагает еще и наличие обратной связи. Это те же следователи, участковые уполномоченные полиции, оперативные работники, дознаватели, инспекторы по делам несовершеннолетних и ГИБДД. Некоторые виды их контактов предполагают обратную связь. В следственной и оперативной работе это опросы свидетелей, потерпевших, допросы правонарушителей. Для участкового ‒ общение с жителями курируемого участка в целях разрешения конфликтов. Для инспектора, работающего с проблемными подростками, это весь спектр бесед с подростками и их родителями: от информирующих до убеждающих. Для инспектора ГИБДД ‒ опрос участников и свидетелей с целью выяснить обстоятельства дорожного происшествия, а также аргументирующая и убеждающая беседа с участниками дорожного движения.

Составляющие первой и второй модели характерны для межличностной коммуникации сотрудников органов охраны порядка и представлены базовыми элементами (отправитель ‒ сообщение ‒ канал ‒ получатель ‒ обратная связь).

Таким образом, специфика интерактивного общения в сфере коммуникации сотрудников ОВД требует от них знаний и учета особенностей каждого вида общения для эффективности профессиональной коммуникации сотрудников, работающих в сфере «человек – человек».

Представив здесь «общение» и «коммуникацию» как взаимодополняющие компоненты коммуникативной культуры, можно построить концентрическую  структурную модель субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности.

Ядром коммуникативной личности в сфере правоохранительной деятельности выступает ценностно-мотивационный блок, который определяет его деятельность в качестве субъекта процесса профессиональной коммуникации. Мотивация пронизывает всю структуру личности, являясь ее стержнем, направляя цели и создавая ценности. Учет психологических особенностей, мотивации ‒ необходимое условие развития коммуникативной культуры будущего сотрудника ОВД.

К мотивам профессиональной деятельности будущих сотрудников ОВД можно отнести как романтические (борьба с преступностью, продолжение семейной династии), так и прагматические (гарантия постоянной работы, получение бесплатного образования, решение жилищного вопроса, альтернатива военной службе по призыву). В мотивах общих можно выделить и частные: участие в процессе профессиональной коммуникации (с законопослушными взрослыми и несовершеннолетними гражданами, правонарушителями, коллегами, в межкультурной профессиональной коммуникации).

В зависимости от мотивов личность ставит цели, которые в процессе коммуникации обобщенно могут быть определены как ориентация во внешней среде, контроль среды, адаптация к среде, управление внешней средой. В сфере правоохраны среда будет иметь свою специфику в отечественной и межкультурной профессиональной коммуникации (для аудитории законопослушных граждан: взрослых и несовершеннолетних, а также правонарушителей и коллег).

Система ценностей сотрудников ОВД состоит из общечеловеческих, профессиональных (на основе которых строится корпоративная культура ОВД) и индивидуальных. Б. Н. Бессонов [1, с. 84, 123] утверждает, что в современном российском обществе, стремящемся к демократическому образцу, на первом плане в иерархии человеческих ценностей должны быть совесть (накладывает на человека чувство онтологической вины, т. е. за все происходящее в мире, несмотря на личную непричастность к войнам, терроризму и т. п.), нравственность и ответственность.

На основе общечеловеческих ценностей под воздействием социума (общество, семья, образовательная система, друзья) формируются индивидуальные ценности: карьера, дружба, любовь, прекрасное, саморазвитие, самопознание.

Коммуникативные способности личности сотрудника это свойства личности, обеспечивающие ей успех в сфере социального взаимодействия. Они формируются из развития генетически унаследованных от родителей задатков путем и в процессе воспитания и образования, который проходит в виде общения. Они являются главной основой профессиональной пригодности личности сотрудника. Специфика коммуникативных способностей сотрудников выражается в готовности к осознанию и принятию противоречий нравственных и правовых аспектов социального взаимодействия (индивидуальные нравственные нормы субъективно-личного видения способов решения служебной задачи расходится со способом, предписанным уставом, профессиональным долгом, приказом командира [3].

Коммуникативные возможности личности выражаются в желании самовыражения индивида в комфортной для нее социальной среде исходя из своих индивидуальных свойств, в том числе коммуникативных способностей, психо-физиологических, социально-психологических качеств. Если условия для реализации коммуникативного личностного потенциала отсутствуют, то у индивида наблюдается снижение его потенциальных коммуникативных возможностей.

Коммуникативные стратегии ‒ это часть коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели. Стратегия взаимодействия как программа просчитывается и строится в строгом соответствии с определенной целью, со знанием собеседника, его целей, возможностей, сильных и слабых коммуникативных сторон, с учетом согласованного взаимодействия языковых и неязыковых средств. Такова модель коммуникации сотрудника правоохранительных органов.

Коммуникативное поведение подразумевает умелое и уместное применение коммуникативных стратегий в акте общения в зависимости от меняющейся ситуации, включения третьих участников в процесс и других изменений, а также быструю и эффективную корректировку тактических приемов в общении. У сотрудника с высокой коммуникативной культурой коммуникативное поведение будет обеспечивать высокую эффективность взаимодействия на различных социальных уровнях с разными субъектами и объектами взаимодействия без значительных психоэмоциональных затрат.

Выводы. Таким образом, во-первых, исследование речевой коммуникации как деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. Во-вторых, в речевом общении современными специалистами, в том числе, в области коммуникации, изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной цели: информативной, предписывающей, экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (обращение к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. В-третьих, специфика профессионального общения сотрудников полиции в субъект-субъектном подходе требует адекватного служебной ситуации соотнесения средств и способов взаимодействия в профессиональной коммуникативной среде и построения наиболее оптимальной коммуникативной модели, рассчитанной на конкретный результат в ходе взаимодействия. Перечисленные принципы составляют основу коммуникативной культуры современного специалиста в динамической современной коммуникативной среде.

Список литературы

1. Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетия. М., 2006. C. 84, 123.

2. Веретенникова А. Е. Коммуникативная культура сотрудников органов внутренних дел: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 68-70.

3. Иванова М. В. Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения в вузе: Автореферат дис. … канд. психол. наук, Иркутск, 2007.

4. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М., 1988. С. 155-156.


Войти или Создать
* Забыли пароль?