АКТУАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается актуальность исследования перцептивных механизмов в процессе обучения курсантов и слушателей в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. Автор отмечает необходимость взятия данных процессов под контроль (саморефлексия) для того, чтобы получить возможность изменить их и направить в сторону эффективного развития профессиональных навыков, обеспечить системность восприятия и мыслительных процессов. В статье также отмечается, что понимание особенностей перцептивных процессов дает ключи к пониманию восприятия и логики другого человека, что крайне необходимо курсантам и слушателям для усовершенствования своих профессиональных навыков. В частности, автор акцентирует внимание на наиболее важных физиологических и психологических проблемах, которые встречаются у обучаемых в процессе актуализации перцептивных процессов. Особенное внимание уделяется главным недостаткам системы подачи информации в процессе обучения, которые не позволяют должным образом осознавать актуальность перцептивных механизмов и в дальнейшем использовать их. В связи с этим автором в статье намечаются пути создания основ системы изучения перцептивных механизмов в обучении курсантов и слушателей МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, дается их теоретическое и практическое обоснование.

Ключевые слова:
механизмы восприятия, перцепция, социальные перцептивные процессы, саморефлексия, символ
Текст

Актуальность исследования перцептивных механизмов в процессе обучения курсантов и слушателей в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя связана с тем, что данные механизмы являются основой формирования человеческого мышления. Взятие под контроль человеком этих процессов (саморефлексия) позволяет изменить и направить их в сторону эффективного развития профессиональных навыков, обеспечить системность восприятия и мыслительных процессов. Не менее важным в изучении перцептивных механизмов является то, что они дают ключи к понимаю восприятия и логики другого человека.

Для наиболее полного исследования, а также применения перцептивных механизмов в процессе обучения курсантов и слушателей в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя необходимо подробно рассмотреть базовые понятия. К ним относятся понятия «перцепция», «перцептивные механизмы», «социальные механизмы перцепции».

Перцепция – от лат. perceptio – представление, восприятие, от percepio – ощущаю, воспринимаю, в современной психологии то же, что восприятие [2, 7].

И.Ф. Песталоцци, считал, что перцептивные механизмы должны развиваться «сообразно природе» через воспитательные и образовательные формы в соответствии с гармоничным развитием умственных, физических и нравственных сил человека (головы, сердца и руки) [3].

Видно, что научная трактовка понятия перцепция связана с чувственными (ощущения, восприятие) и логическими (представление) сторонами восприятия человека. Под перцептивными механизмами мы будем понимать такие механизмы психики, которые позволяют человеку выделять себя из окружающего мира, формируя свое «Я», и на основании этого взаимодействовать с действительностью. Таким образом, личная настройка перцептивных механизмов формируется у каждого человека в процессе социализации и отражает только ему присущие особенности.

В нашем исследовании изучение перцептивных механизмов с целью обучения курсантов и слушателей МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя важно, как с точки зрения понимания формирования «чувственных» особенностей восприятия человека, так и его логических особенностей перцепции (мышления, речи). Однако не менее важным является изучение того, как и почему происходят данные перцептивные процессы, какие механизмы человеческой психики приходят в это время во взаимодействие с собой и с окружающим миром.

На сегодняшний день, наиболее изученной и востребованной в практическом значении стороной перцептивных механизмов являются «механизмы социальной перцепции» – способы интерпретации и оценки другого человека. «В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков» [4]. Данный процесс проявляется в механизмах идентификации и рефлексии, которые автоматически делают субъекта восприятия также и его объектом. К примеру, изучая поведение серийного убийцы и находя на каждом месте преступления «сообщения», следователь становится также объектом восприятия и изучения преступником, на чем он впоследствии может сыграть для поимки последнего.

Среди других важных механизмов социальной перцепции выделяются феномены межличностного восприятия. Такие исследователи как Л.Д. Столяренко и Г.М. Андреева, вычленили в исследованиях механизмов социальной перцепции различные факторы и феномены, не способствующие объективной оценки поведения другого.

  1. Предварительно заданные установки, убеждения, имеющиеся у наблюдателя до начала процесса восприятия и оценки другого человека.
  2. Стереотип восприятия наблюдателя, который относит наблюдаемых всегда к определенной уже известной категории, а основное внимание уделяется поиску связанных с ней черт, при том остальные признаки игнорируются или воспринимаются как несущественные.
  3. Заключение предварительных выводов до получения исчерпывающей и достоверной информации.
  4. Безотчетное структурирование личности. Наблюдатель создает целостный образ только с помощью определенных черт, возможно лишь ему известных.
  5. Эффект «ореола». Наблюдатель сосредоточивает свое внимание на  единственной стороне личности, которую впоследствии переносит на целостный образ наблюдаемого. Впоследствии отдельные качества и формы поведения человека оцениваются по единственной стороне личности.
  6. Эффект «проецирования». Собственное восприятие и эмоциональные состояния наблюдателя в определенных ситуациях приписываются другому человеку по аналогии.
  7. Эффект «первичности».  Наблюдатель подсознательно воспринимает первую информацию об объекте восприятия как главную перцептивную и эмоциональную реакцию для дальнейшего оценивания объекта наблюдения. К этому же эффекту относится и перенос собственного эмоционального состояния субъекта восприятия при получении первичной информации об объекте.
  8. Временная шаблонность восприятия и оценивания поведения людей. Наблюдатель не учитывает изменений поведения и восприятия мира объектом восприятия.
  9. «Эффект последней информации». Последняя негативная информация  меняет полностью сформированный образ объекта восприятия [6].

Огромную роль в представлении восприятия людей играет явление каузальной атрибуции – это приписывание причин поведения другому человеку [8]. При незнании истинной причины это мешает субъекту восприятия быть объективным в оценке событий и поведения людей.

Рассмотренные выше особенности социального восприятия, а также исследования, связанные с физиологическими особенностями органов чувств являются основой понимания работы перцептивных механизмов человека. Эти знания используются в образовательной системе МВД России. И действительно, понимая вышеперечисленные особенности социальной перцепции, человек может более объективно не только воспринимать другого, но и контролировать как его восприятие, так и мышление. Помимо эмпатии, которая позволяет «вчувствоваться» в ощущения другого, сознательная и бессознательная реальность  человека может прочитываться и логически через его внешние проявления: а) невербальные (позы, жесты, эмоции, микровыражения и пр.), б) вербальные (слова, тон и темп речи, ее скорость, оговорки и  пр.).

Такие знания необходимы курсантам и слушателям МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя для составления психологического портрета преступника, для общения с подобными категориями людей, для манипулирования их сознанием с целью раскрытия преступлений, или их предотвращения. Однако сама система подачи информации имеет недостатки, не позволяющие должным образом осознать и в дальнейшем использовать их. Выделим основные проблемы связанные с этим.

1) Низкая актуальность данного вида знаний. Первая причина заключается в том, что эти знания достаточно новые, разрозненные. В процессе их преподавания  не всегда усматривается прямая связь с другими более общими психологическими знаниями. Особенно это касается изучения невербальных проявлений человека. Это связано с неточностью и научным диспутом различных школ и направлений относительно описания причин проявлений тех или иных поведенческих реакций. Вторая причина низкой актуальности заключается в практическом применении этих знаний. В отличие от точных наук и других социальных дисциплин, данные знания должны практиковаться обучающимися постоянно. И именно преподаватель должен актуализировать необходимость подобной практики. В конце концов, любая жизненная ситуация  должна рассматривалась обучаемым, как практическое занятие по основам социальных перцептивных механизмов.  Опишу один из недавних примеров. На зачете по предмету «Социально-психологический тренинг профессионального общения», один из слушателей солидного возраста, до этого ни разу не бывавший на занятиях, проявил пренебрежение к важности знаний о невербальном общении в процессе ответа. Мною тут же было ему доказано обратное через описание его невербальных проявлений. Он выказывал эмоции растерянности и гнева сначала через постукивание пальцами по столу, а затем, положив на него ладонь одним из них (средним) стал скрести. Я объяснил ему его внутреннее состояние через сочетание манипулятивных (когда человек что-то скребет – он проявляет гнев) и эмблемных жестов его правой руки (средний палец, выставленный вперед, имеет единственное значение во многих культурах). Тогда его действительно заинтересовали подобные знания, и он спросил литературу по теме. В данном случае я опирался на информацию, полученную из книги Пола Экмана «Психология лжи» [5]. Подобные примеры иногда случаются, но, на мой взгляд, преподаватель сам должен провоцировать подобные практические ситуации, чтобы заинтересовывать обучающихся, и, тем самым, актуализировать эти знания. Как показывает опыт – это действенно. Мною был проведен краткий социологический опрос  курсантов второго и четвертого курсов Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя относительно понимания важности изучения перцептивных механизмов и их применения в практической деятельности сотрудника ОВД. Главное отличие между означенными курсантами заключалось в том, что первые еще не изучали психологические дисциплины, последние прошли курсы: «общая психология» и «психология в деятельности сотрудника ОВД».

В таблице № 1 приводятся обработанные данные респондентов второго и четвертого курсов. В первом открытом вопросе респондентами указывались только свои варианты ответов, синонимичные ответы были объединены.

Исследование показало, что второкурсники в общении главным считают: хорошо поставленную речь, словарный запас, красноречивость, а также терпение и сдерживание эмоций. Четверть респондентов также посчитали важным в общении доброжелательность, а также знания таких предметов как логика и философия. Умение распознавать ложь и различные вербальные и невербальные признаки во время общения назвали всего десять процентов респондентов-второкурсников, вероятно изучавших данный вопрос самостоятельно.

В отличие от них четверокурсники главное предпочтение в общении отдали умению распознавать невербальные символы партнера по общению, а также собственной красноречивости и словарному запасу. Из остальных наиболее важных знаний и навыков также были указаны логика и философские знания.

Помимо этого из исследования видно, что большая часть четверокурсников во время общения стараются использовать полученные знания во время любого общения с людьми, в том числе и профессионального. Данные знания для них имеют большую каждодневную актуальность, а потому и меньше шансов на то, чтобы с годами улетучиться.

Второкурсники не придают большого значения имеющимся у них знаниям, используют их редко, даже в критических ситуациях в общении. Это свидетельствует о бессистемности навыков общения и понимания других.

Из вопроса о «природе харизмы» становится ясным то, что сознание второкурсников еще разделяет людей на способных и неспособных от природы. Четверокурсники уже понимают, что всему (в том числе  пониманию и управлению другими людьми) можно научиться.

Таблица№ 1

Вопрос

Ответ

Процентное соотношение опрошенных

 

 

4 курс                   

2 курс

1. Перечислите все виды знаний и навыков, которые могут помочь Вам в общении с другим человеком?

1. Поставленная речь, словарный запас, красноречивость;

2. умение распознавать ложь, расшифровывать символы, особенности вербальной и невербальной речи собеседника, (интонации, паузы, жаргонизмы и пр.);

3 терпение, сдерживание эмоций;

4 образованность;

5 искренность;

6 доброжелательность;

7 логика, философия;

8. умеренный юмор;

9. настойчивость, уверенность;

10. общие интересы;

11. ин языки;

12 навыки слышать и слушать.

 

60%

 

 

 

65%

 

 

 

 

 

10%

 

10%

5%

5%

10%

25%

 

10%

10%

10%

5%

10%

 

45%

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

-

 

30%

-

5%

20%

15%

 

25%

10%

-

-

-

2. Как часто Вы осознанно прибегаете к имеющимся знаниям при общении с другими людьми?

  1. Всегда;
  2. не очень часто;
  3. достаточно редко; только в критических ситуациях;
  4. никогда об этом не задумываюсь, просто общаюсь по наитию.

65%

20%

 

 

10%

 

 

5%

20%

50%

 

 

15%

 

 

15%

3. Как Вы считаете, харизма – это дар или этому можно научиться?

  1. Есть люди, которым это дано;
  2. харизму можно развить в себе, опираясь на определенные навыки.

25%

 

 

75%

 

 

80%

 

 

20%

 

2) Бессистемность изучения перцептивных механизмов. Данный вид знаний в разрозненном виде представляется крайне субъективным. Например, проявление одних и тех же невербальных жестов и микровыражений в различных ситуациях дает совершенно иные значения поведения человека, что запутывает новичков. При этом необходимо учитывать не только существующий контекст ситуации, но также особенности социализации личности, ее психического состояния в прошлом и настоящем, где при непосредственном изучении их потребуются общепсихологические знания и знания криминалистики, а также криминальной психологии и других смежных дисциплин.  

  1. В контексте работы социальных перцептивных механизмов минимальное значение отдается изучению символов, психологическим исследованиям их природы и значения в восприятии человека. А ведь это целый пласт закодированной информации пролегающей между человеком и воспринимаемым миром. Остановимся более подробно на этом. Общение между людьми выстраивается через последовательную кодировку и раскодировку языка, телодвижений, жестов, культурных символов, интонаций и т.д. Внешний мир для людей представляется не существующим объективно, а таким, каким позволяет его раскодировать субъективное понимание символов наблюдателя. Так взаимодействие людей основывается на интерпретации значимых символов, несущих социальную информацию [1].

4) Многие обучающихся (а особенно слушатели!) находятся в состоянии зашоренного восприятия, то есть имеющего свои устоявшиеся значимые ценности и привычные логические схемы мышления, за рамки которых они не выходят в силу имеющегося опыта и социально-значимых личностных и социальных установок. Вот один из примеров. На практическом занятии по психологии мною были даны задачи на нестандартное логическое мышление. Большинство курсантов первого курса решили эти задачи очень быстро – среднее время решения две минуты. Третьекурсники на ту же самую задачу потратили более пяти минут и решили не все. Слушатели (заочники) одной из групп вообще не решили эту задачу. Данный пример не является научным исследованием, но позволяет сделать предварительные умозаключения о том, что восприятие человека по мере его взросления и социализации «уходит» от чувственного (в детском возрасте люди больше получали знаний о мире через свои ощущения и эмоции) к логическому. Иногда восприятие человека может быть извращено до такого состояния, что человек буквально перестает верить своим глазам, противопоставляя реальную информацию логическим выкладкам в своей голове.

Таким образом, процесс обучения должен также выстраиваться с учетом понимания и этой проблемы.

Основы системы изучения перцептивных механизмов в обучении курсантов и слушателей в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя.

  1. Начинать изучение процессов восприятия необходимо с понимания того, как формируются процессы мышления человека (взаимосвязь чувственных и логических форм), что влияет на их развитие, как необходимо систематизировать свои знания и мировоззрение для наиболее эффективного использования их не только в профессии, но и в дальнейшей жизни в целом. Эта казалось бы банальная мысль очень актуальна, поскольку даже многие сотрудники ОВД, которые казалось бы должны лучше остальных ориентироваться в этих вопросах  вообще никак не осознают эти процессы.

Рассмотрение этого вопроса с философской, логической и психологической точек зрения обеспечит системный взгляд, а также заинтересует обучающихся в изучении и изменении своего собственного восприятия и мышления. Изменение настройки восприятия повлечет за собой также и активное его регулирование, мгновенную осознанную переключаемость с «чувственных» на «логические» формы и наоборот. Такие процессы расширяют сознание в целом.

2. Изучение природы и особенностей символов как системы кодированных значений для человека. Значимость символов определяет ценностно-мотивационный комплекс человека, который выстраивается и дорабатывается по мере его социализации и взросления. Изучение ценностно-мотивационного комплекса любого человека является первым и главным ключом к его поведению. В процессе обучения курсанты и слушатели должны научиться рассматривать и исследовать (в этических рамках) свою систему знаков и ценностей сквозь призму становления собственной личности. Такие навыки обеспечивают обучающихся  объективному восприятию внешних знаковых признаков поведения нарушителя или преступника для последующего логического их обоснования. На подобных поведенческих интерпретациях основывается профайлинг, составляется расширенный психологический портрет личности преступника. Кроме того, использование знаковой системы преступника позволяет манипулировать его поведением с целью раскрытия и предотвращения преступлений. Хорошие способы и примеры по поимке серийных преступников описываются в российском фильме «Метод» 2014 г., основанном на реальных событиях. Расследование в этом фильме для главного героя всегда начинается с одного вопроса: «Почему я убил именно эту жертву в определенное время и в определенном месте?» Благодаря подобным вопросам следователь примеривает на себя мышление убийцы, систематизирует его и понимает, каких элементов ему не хватает. Со временем расследования эти элементы будут восполняться и картина становиться все более прозрачной.

3. Творчество как основа мышления обучающихся. Методология преподавания должна включать в себя обучение творческому восприятию и мышлению как следующей ступени развития человека. Напрямую с этими процессами связано развитие интуиции, которая порой так необходима в работе сотрудников ОВД.

4. Воспитательная функция. С этой точки зрения настройка восприятия курсантов и слушателей также должна быть изменена в сторону почитания государственных символов и традиций народа, уважения к родине, старшим и т.д. На выездных экскурсиях в музеи боевой славы, в имения великих русских писателей и др. мероприятиях необходимо научиться систематизировано распознавать символы прошлых лет, восстанавливая события, социальные особенности прошлых лет, характеры людей. Таким образом, именно через творческое восприятие истории и символики своей страны будет формироваться ценностно-мотивационный комплекс курсантов и слушателей.

Это далеко не полный комплекс мер, которые призваны актуализировать изучение перцептивных механизмов человека в процессе обучения курсантов и слушателей МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. В дальнейшем эти знания можно рассматривать сквозь призму энергетических процессов, происходящих в человеке и вокруг него. Создание и актуализация подобной системы очень важна на сегодняшний день.

Список литературы

1. Бабайцев А.В. Символы в социальном взаимодействии: медиация общественных отношений. Ростов на Дону 2012. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hses-online.ru/2012/05/09_00_11/11.pdf

2. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие - Москва: Риор, Инфра-М. - 2017.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.- [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/

4. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции. - [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/preview/3493838/page:12/

5. Пол Экман Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб., 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.worldmagik.ru/books/ekman-pssihol.pdf

6. Факторы препятствующие правильному восприятию в процессе общения - [Электронный ресурс]. - URL: https://students-library.com/library/read/1924-faktory-prepatstvuusie-pravilnomu-vospriatiu-v-processe-obsenia.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов 1983. [Электронный ресурс]. - URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2981

8. Шендер Ю. Теория каузальной атрибуции - [Электронный ресурс]. - URL: https://psychologies.today/teoriya-kauzalnoj-atribucii


Войти или Создать
* Забыли пароль?