аспирант с 01.09.2017 по настоящее время
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
ГРНТИ 21.31 Философия и религия
ОКСО 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
ББК 87 Философия
ТБК 8244 Философия науки и техники
BISAC PHI013000 Metaphysics
Двадцать первый век со всей уверенностью можно назвать веком информации. Любая структура, система, социум характеризуется, прежде всего, скоростью и качеством обмена информацией. Информация имеет самое широкое применение, начиная от элементарной передачи данных и заканчивая глобальным оружием, с помощью которого создаются и разрушаются различные корпорации и даже государства. Важность и значение этого феномена сложно переоценить. И, тем не менее, несмотря на множество попыток дать полное и общее определение этому феномену, понять суть этого явления пока не представляется возможным. В данной статье рассмотрены субъект-объектные отношения в информационном поле, значение истины в информации как процесса, обусловленного когерентным отношением в информационной среде. Выведена взаимосвязь «информация –знания – смысл – истина» как процесса постижения истины, обусловленного субъекто-объектным отношением.
информация, дигитальная философия, истина, данные, смысл, знание, субъект, объект
К пониманию феномена информации существуют различные подходы. Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материальных объектов. Функциональный подход рассматривает информацию как результат функционирования самоорганизующихся систем. Объективистский подход видит информацию как отдельную субстанцию. Хотя этот подход и имеет своих критиков. В частности, работы [9], хотя также есть мнение, что все эти подходы рассматривают «различные части айсберга» [5]. Поэтому плодотворное исследование феномена информации видится в использовании его в четко определенном контексте [15]. На самом деле, с прагматической точки зрения, перед нами стоит не столько проблема определения феномена информации, сколько критерии ее истинности. Слова, высказанные Жан Бодрийяром о том, что: «информации становится все больше, а смысла все меньше» [1], в наше время приобретают все большую актуальность. Так какова же функция информации? Имеет ли она созидательное начало или наоборот способствует смысловой энтропии? Существуют ли критерии истинной информации и как вычленить истину из информационного хаоса? Для того чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть субъект-объектные отношения в информационном поле.
2. Рассмотреть категорию истины в феномене информации.
3. Выделить следующую категориальную последовательность: информация – знание –смысл – истина.
Как и в кибернетике и синергетике процессы, происходящие в системе «человек», имеют аналогии со всеми системами, обусловленными саморегуляцией и саморганизацией. Но помимо этого у человека есть существенное отличие – это его возможность к познанию. Ввиду того, что слово информация получило употребление сравнительно недавно, именно познание или знание являлись наиболее близкими словами до появления этого термина. Взаимосвязь и различие понятий «информация» и «знание» будет рассмотрено ниже. Причем человек может выступать и как объект познания, и как субъект. Осознавая свою индивидуальную целостность, определенность по отношению к внешней среде и другим объектам, человек фиксирует свои границы с внешним миром. Помимо этого, выстраивая отношения относительно внешнего мира и других объектов, человек рефлексирует и свой внутренний мир, процессы, происходящие в его сознании, организме.
Процесс познания обусловлен тремя компонентами:
– объект познания;
– субъект познания;
– их взаимоотношение.
Результат их целенаправленного познавательного взаимодействия есть знание. В теории информации выделены три уровня исследования информации: синтаксический, семантический и прагматический [3]. И если синтаксический обусловлен количеством информации, то два оставшихся сосредоточены на качественном аспекте. По аналогии с этой классификацией уровней информации возможно соотнести и соответствующий им тип знания.
Объекту познания в этом случае будет соответствовать синтаксический уровень, так как для субъекта он является знаком, дальнейшее определение его значения, дело сознания познающего субъекта, т.е. семантического уровня. Шередеко Ю.Л. определяет человека как информационно-обособленную систему с собственным семантическим пространством [13]. Но, тем не менее, информационная обособленность есть весьма относительное понятие. Человек – это открытая система, которая наряду с сознательным взаимодействием постоянно вовлечена в процессы обмена веществом, энергией и информацией со средой, которые не подконтрольны сознанию. И также в этих процессах сам человек может быть в качестве объекта. Но, тем не менее, в определенной познавательной ситуации и к конкретному субъекту познания такое определение допустить возможно. На прагматическом уровне происходит выбор знаков и объединение их значений в общую систему знания. На этом уровне происходит единство субъективного и объективного моментов [2].
Как выше было отмечено, знания, накопленные субъектом, являются его тезаурусом. Это является личностными знаниями объекта. Они могут быть как явные, которые легко формализуются и систематизируются, т.е. легко передаются. Так и неявными, которые не могут быть легко переданы, и даже сформулированными самим субъектом. Таким образом, установление истины попадает в зависимость от нашего мировоззрения, убеждений, опыта и некоторых неявных оснований, и критериев, рефлексировать которые довольно таки затруднительно, если невозможно. Например, ученый в некоторых случаях опирается на интуицию, которая не может быть отнесена к области научного знания [11].
Так каковы же критерии истинности информации?
На семантическом уровне информация будет истинная, если количество и качество данных на входе субъекта будут соответствовать исходным данным передающего субъекта. Например, в работе [4] «Основы теории информации» приведен пример:
1. «Казнить нельзя, помиловать».
2. «Казнить, нельзя помиловать».
3. «Нить, ватьнепомльзя казило».
Фраза 1 и 2 – по смыслу противоположны, фраза 3 – бессмысленна, но, согласно теории информации Шенона, все три – эквивалентны, т.к. количество бит у них одинаково.
Современные исследования в области информации отличаются особым акцентом в изучении ее смыслового (семантического) аспекта [7]. Лучано Флориди, в своем проекте философии информации (ФИ), выделяет семантику информации, как одну из пяти базовых проблем ФИ [15]. Определение истинной и ложной информации в необъятном информационном потоке является принципиально важным вопросом, который стоит перед человечеством в век стремительно развивающихся информационно-коммуникативных технологий.
Поскольку знание строится из информации, для того, чтобы обеспечить гарантию истинности знания, Л. Флориди предлагает новое понимание информации с помощью концепции истинной семантической информации [16], которая требует, чтобы информация была правдивой, а не только корректно сформированными данными. Он считает, что основным семантическим (содержательным) свойством информации является истинность информации с позиции эпистемологии [14]. Здесь необходимо обратить особое внимание на различие между ἐπιστήμη episteme «знание» и δόξα doxa – «мнение», «взгляд». Или, как противопоставляет эти два термина в своей работе В.П. Кулагин, истинное знание и правдоподобное знание [6]. Оставляя за правдоподобным знанием возможность быть как заблуждением, так и мнением и даже переходить в разряд «эпестиме». Этот переход правдоподобного знания может быть обусловлен тем, что «истинное знание то, в котором отражен объект в его истинном состоянии. А правильное знание - это такое знание, когда в нем отражается объект таким, какой он есть в момент познания. Отличие второго от первого в том, что нельзя отражение реальности объекта в один из моментов его бытия выдавать за полное отражение диалектики объекта в целом» [10]. Бадью же предлагает принципиально различать истину (vérité) от достоверности (véridicité). «И достоверность и истина всегда помещены (об истине лучше сказать, что она происходит) в определенной ситуации (или, как Бадью будет говорить позже, – в определенном мире). Но истина – появляется всегда как нечто новое, я бы сказал – небывалое и прежде немыслимое. Достоверность же принадлежит знанию уже бытующему в ситуации. Это – то, что транслируется, повторяется, воспроизводится, эпистемический хабитус ситуации. Или, как говорит Бадью в "Бытии и событии – энциклопедия ситуации, в которую вписано все, что в ситуации присутствует или в ней явлено"» [12].
Таким образом, информация становится не просто инструментом для снятия неопределенности, либо количественной характеристикой, а определяется своим содержанием [17], она должна иметь свойственное ей значение, и самое главное должна быть истинной. Тогда если информация не истинна, то, по мнению Лучано Флориди, это уже не информация, а дезинформация. Истинность информации определяется отношением между сопоставимыми информационными блоками, моделями. В конструктивистском ключе Лучано Флориди трактует знание как продукт познавательной деятельности, а не как коррелят объективной реальности. В результате по Лучано Флориди истинность информации верифицируется когерентными отношениями в информационной среде [8].
И для Бадью, и для Хайдеггера понятие истины теснейшим образом связано с этическим самоопределением субъекта. Можно добавить: его тезаурусом.
Бадью цитирует Хайдеггера: «становясь свойством высказывания, истина не только смещается за пределы своего собственного места, но и искажает свою суть». Бадью продолжает: «Это должно быть понято так, что целостный эффект упадка мышления или, что то же самое, упадка бытия проявляется в том обстоятельстве, что истина представлена после Платона как локализованная в суждении. Эта локализации есть в сущностном смысле утрата собственной природы. Доступ к истине в каждом из ее подлинных аспектов закрыт, если только мы принимаем, что феномен истины – это высказывание. Итак, и у Хайдеггера, и у Бадью истина смещается из порядка логического в порядок в онтологический: Истина – не adequatio rei et intellectus (соответствие вещи разуму) или тождество бытия и мышления. Она не располагается в суждении, которое, в свою очередь исполняет своего рода миметическую функцию». «Гегель показал,– пишет Бадью, – что истина – это путь».
Если истина – нечто новое, то какова существенная философская проблема, относящаяся к истине? Это, разумеется, проблема явления и становления истины. Истина должна стать предметом мысли – не в качестве суждения, но, говорит Бадью, «как процесс в реальном».
Итак, истина – это не суждение или информационное сообщение, а процесс, обусловленный когерентным отношением в информационной среде.
И, если истинность информации определяется отношением между сопоставимыми информационными блоками, моделями (Лучано Флориди). А для Бадью и Хайдегерра истина заключена не в суждении или высказывании, а в процессе. То согласно нашей третьей задаче исследования, мы можем предположить, что взаимосвязь «информация – знания – смысл –истина» есть процесс постижения истины, обусловленный субъекто-объектным отношением.
На синтаксическом уровне субъект получает данные, знаки. На прагматическом уровне происходит формирование его структурной информации (тезауруса). На семантическом вырабатывается смысловое понимание информации. На алетиологическом сообщение верифицируется как истинное или ложное.
1. Бодрийяр Ж. «Симулякры и симуляция». - М.: Рипол классик, 2015.
2. Болотова Е.А. Информация как философская категория: онтологические и гносеологические аспекты, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Краснодар, 2005.
3. 3еман И. Познание и информация. - М., 1966. - С. 788.
4. Иванников А.Д.,Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Основы теории информации // Сер. In- formika. - М., 2007.
5. Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Нальчик, 2004.
6. Кулагин В.П. Философия информатики [Электронный ресурс] // Образоват. ресурсы и технологии. - 2015. - № 2 (10). - С. 76-81. URL: www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/ot_2015_2.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
7. Медведев Д.С. Атрибутивный подход к определению информации: особенности, критика Журнал философских исследований. - 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 75-80.
8. Медведев Д.С. Категория истины в феномене "информация"Журнал философских исследований. - 2018. - Т. 4. - № 4. - С. 41-45.
9. Соколов А.В. Информациология как сюрреалистическая гигатеория // Научно-технические библиотеки. - М., 2010. № 6; Росляков Э.П. Ученые с большой дороги. - М.: Наука, 2001.
10. Хазиев В.С. Роса истины / Башгоспединститут. - Уфа, 1998. - 110 с.
11. Чепкасов В.Л., Михайлова Т.Л. Новые смыслы понятия энтропии, или к вопросу о неклассическом варианте понятия энтропии Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 164-167.
12. Черняков А.Г. Истина и бесконечность у Хайдеггера и Бадью // Публикации ВРФШ. [Электронный ресурс] URL: http://srph.1gb.ru/text/ (дата обращения 01.09.2018).
13. Шередеко Ю.T. Классификация информационных процессов // «Управляющие системы и машины», N1, 1998. С. 5.
14. Floridi L. Semantic Conceptions of Information First published Wed Oct 5, 2005; substan¬tive revision Fri Jan 28, 2011. URL: http://plato.stanford.edu/entries/information-semantic (дата обращения 5.06.18)
15. Floridi L. What is the Philosophy of Information? // Metaphilosophy. 2002. Vol. 33, issue 1-2. P. 123-145.
16. Floridi, L. Outline of a theory of strongly semantic information. MindMach. 2004, 14, 197-221.
17. Kudg S. А. On the philosophy of information. Perspektivy nauki i obraz. [Respect. Sci. Educ]. 2013. No. 6. P. 9-13. URL: https://projournal.files.wordpress.com/2013/10/1306pno1.pdf (date of access: 05.05.2018).