АНАЛИЗ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен SWOT-анализ образовательной организации. Выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Сформирован алгоритм управления рисками применительно к ВУЗу. Предложены мероприятия по минимизации выявленных рисков.

Ключевые слова:
риск, управление рисками, образовательная организация, SWOT-анализ.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Все сферы человеческой деятельности, так или иначе, связаны с неопределённостью и, следовательно, рисковыми ситуациями.

Для сферы образования характерны свои риски, возникающие как во внешней, так и внутренней среде организации. Поэтому для снижения отрицательного влияния важно проводить анализ внешней и внутренней среды.

На основе вышеизложенного сформирован алгоритм управления рисками, включающий в себя идентификацию рисков, оценку, выбор методов и инструментов влияния на риск, разработку и проведение мероприятий, оценку полученных результатов (рис. 1).

На сегодняшний день существует множество методов анализа внешней и внутренней среды организации, такие как: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, анализ пяти сил Портера и др. Но наиболее распространенным в сфере образования является SWOT-анализ.

SWOT – это аббревиатура английских слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы, риски). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в «S» и «W», а внешняя – в «О» и «Т» [1]. 

Рассмотрим SWOT-анализ применительно к деятельности Московского Политеха.

Сильные стороны:

  • ВУЗ считается престижным среди иностранных абитуриентов;
  • после реорганизации университет стал более известным не только в Москве, но и в других городах;
  • университет имеет положительный имидж;
  • имеется большой выбор направлений и специальностей;
  • в университете большая часть ППС имеет ученую степень;
  • ВУЗ специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день очень востребованы;

- имеется широкая научная база: библиотека, научный зал, современные лаборатории, вычислительный центр, центр развития инжиниринга, Fablab, технопарк, используются современные программные средства;

  • широкое применение информационных технологий в образовательном процессе;
  • большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы;
  • университет курирует работу инженерных классов в городских школах;
  • ведется активная работа для 25 партнерских школ. В школах университет ведет работу не только со школьниками, но и с учителями по тематике особенностей ведения инженерных проектов со школьниками;
  • сотрудничество с разными предприятиями и организациями;

-   широко развитая внеучебная деятельность.

Слабые стороны:

  • абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ отдают предпочтение таким университетами, как МГУ, РУДН, МГТУ и др.;
  • переход на бакалавриат вызвал необходимость разработки новых рабочих программ, таким образом, проверенные рабочие программы перестали использоваться. Это может повлиять на качество учебного процесса;
  • сокращение ППС ВУЗа;
  • недостаточный уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и современными информационными ресурсами;
  • недостаточно развитая система оказания дистанционных образовательных услуг;
  • учебные площадки университета находятся на достаточно больших расстояниях друг от друга;
  • недостаточное использование активных методов обучения – деловых игр, мозгового штурма, кейсов и др.;
  • отсутствие в ВУЗе системы управления качеством образования;
  • отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг;
  • низкий набор в аспирантуру;
  • отсутствие отдела по управлению рисками;

- отсутствие совместных с зарубежными ВУЗами программ обучения (программы двойного диплома).

Возможности:

  • благодаря тому, что получение технического образования поощряется руководством страны, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета;
  • реорганизация и объединение крупных ВУЗов может привести к росту притока абитуриентов и, следовательно, приведет к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на его имидже. А также увеличится количество студентов, обучающихся на платной основе;
  • расширение номенклатуры образовательных программ и услуг;
  • создание и открытие новых направлений и специальностей подготовки;
  • развитие аспирантуры и докторантуры;
  • организация эффективного финансового менеджмента в ВУЗе;
  • использование международных стандартов ИСО серии 9000 и серии 31000 для управления рисками и контроля качества образования;
  • проведение мероприятий в школах по агитации будущих абитуриентов;

- расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями.

Угрозы:

  • демографическая ситуация, снижение рождаемости в некоторых городах и низкий уровень доходов у некоторых категорий граждан может привести к снижению количества абитуриентов, что приведёт к сокращению ППС университета, при этом у университета могут возникнуть сложности с набором необходимого количества студентов;
  • сильно высокий прирост студентов может негативно сказаться на работе структурных подразделений ВУЗа, что приведет к привлечению новых кадров и их обучению;
  • увеличение в регионе числа негосударственных ВУЗов;
  • отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей;
  • уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;
  • сокращение бюджетного финансирования;
  • использование технологий дистанционного обучения другими ВУЗами-конкурентами;
  • снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования;

- снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления.

По результатам проведенного анализа выявлены сильные и слабые стороны.

По результатам анализа внешней среды выявлены возможности и угрозы (риски).

Исходя из анализа, можно выделить основные риски ВУЗа, такие как:

– риск недобора студентов на ряд специальностей;

– уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;

– снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления;

– сокращение бюджетного финансирования и др.

В качестве мероприятий может быть предложено следующее:

– Университету необходимо внедрение системы менеджмента качества образования;

– для своевременного воздействия на риски, а также для увеличения прибыли и снижения потерь Университету необходимо внедрение системы управления рисками;

– необходимо уделить внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава Университета и созданию эффективной системы мотивации;

– следует уделить внимание формированию положительного имиджа Московского Политеха среди ведущих ВУЗов страны.

Выявленные угрозы могут негативно сказаться на деятельности ВУЗа в будущем, поэтому для сохранения устойчивой позиции на рынке необходимо своевременное реагирование на риски.

Список литературы

1. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента М.: Экономика, 2015. - 427 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?