Россия
В статье проведен SWOT-анализ образовательной организации. Выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Сформирован алгоритм управления рисками применительно к ВУЗу. Предложены мероприятия по минимизации выявленных рисков.
риск, управление рисками, образовательная организация, SWOT-анализ.
Все сферы человеческой деятельности, так или иначе, связаны с неопределённостью и, следовательно, рисковыми ситуациями.
Для сферы образования характерны свои риски, возникающие как во внешней, так и внутренней среде организации. Поэтому для снижения отрицательного влияния важно проводить анализ внешней и внутренней среды.
На основе вышеизложенного сформирован алгоритм управления рисками, включающий в себя идентификацию рисков, оценку, выбор методов и инструментов влияния на риск, разработку и проведение мероприятий, оценку полученных результатов (рис. 1).
На сегодняшний день существует множество методов анализа внешней и внутренней среды организации, такие как: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, анализ пяти сил Портера и др. Но наиболее распространенным в сфере образования является SWOT-анализ.
SWOT – это аббревиатура английских слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы, риски). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в «S» и «W», а внешняя – в «О» и «Т» [1].
Рассмотрим SWOT-анализ применительно к деятельности Московского Политеха.
Сильные стороны:
- ВУЗ считается престижным среди иностранных абитуриентов;
- после реорганизации университет стал более известным не только в Москве, но и в других городах;
- университет имеет положительный имидж;
- имеется большой выбор направлений и специальностей;
- в университете большая часть ППС имеет ученую степень;
- ВУЗ специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день очень востребованы;
- имеется широкая научная база: библиотека, научный зал, современные лаборатории, вычислительный центр, центр развития инжиниринга, Fablab, технопарк, используются современные программные средства;
- широкое применение информационных технологий в образовательном процессе;
- большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы;
- университет курирует работу инженерных классов в городских школах;
- ведется активная работа для 25 партнерских школ. В школах университет ведет работу не только со школьниками, но и с учителями по тематике особенностей ведения инженерных проектов со школьниками;
- сотрудничество с разными предприятиями и организациями;
- широко развитая внеучебная деятельность.
Слабые стороны:
- абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ отдают предпочтение таким университетами, как МГУ, РУДН, МГТУ и др.;
- переход на бакалавриат вызвал необходимость разработки новых рабочих программ, таким образом, проверенные рабочие программы перестали использоваться. Это может повлиять на качество учебного процесса;
- сокращение ППС ВУЗа;
- недостаточный уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и современными информационными ресурсами;
- недостаточно развитая система оказания дистанционных образовательных услуг;
- учебные площадки университета находятся на достаточно больших расстояниях друг от друга;
- недостаточное использование активных методов обучения – деловых игр, мозгового штурма, кейсов и др.;
- отсутствие в ВУЗе системы управления качеством образования;
- отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг;
- низкий набор в аспирантуру;
- отсутствие отдела по управлению рисками;
- отсутствие совместных с зарубежными ВУЗами программ обучения (программы двойного диплома).
Возможности:
- благодаря тому, что получение технического образования поощряется руководством страны, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета;
- реорганизация и объединение крупных ВУЗов может привести к росту притока абитуриентов и, следовательно, приведет к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на его имидже. А также увеличится количество студентов, обучающихся на платной основе;
- расширение номенклатуры образовательных программ и услуг;
- создание и открытие новых направлений и специальностей подготовки;
- развитие аспирантуры и докторантуры;
- организация эффективного финансового менеджмента в ВУЗе;
- использование международных стандартов ИСО серии 9000 и серии 31000 для управления рисками и контроля качества образования;
- проведение мероприятий в школах по агитации будущих абитуриентов;
- расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями.
Угрозы:
- демографическая ситуация, снижение рождаемости в некоторых городах и низкий уровень доходов у некоторых категорий граждан может привести к снижению количества абитуриентов, что приведёт к сокращению ППС университета, при этом у университета могут возникнуть сложности с набором необходимого количества студентов;
- сильно высокий прирост студентов может негативно сказаться на работе структурных подразделений ВУЗа, что приведет к привлечению новых кадров и их обучению;
- увеличение в регионе числа негосударственных ВУЗов;
- отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей;
- уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;
- сокращение бюджетного финансирования;
- использование технологий дистанционного обучения другими ВУЗами-конкурентами;
- снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования;
- снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления.
По результатам проведенного анализа выявлены сильные и слабые стороны.
По результатам анализа внешней среды выявлены возможности и угрозы (риски).
Исходя из анализа, можно выделить основные риски ВУЗа, такие как:
– риск недобора студентов на ряд специальностей;
– уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;
– снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления;
– сокращение бюджетного финансирования и др.
В качестве мероприятий может быть предложено следующее:
– Университету необходимо внедрение системы менеджмента качества образования;
– для своевременного воздействия на риски, а также для увеличения прибыли и снижения потерь Университету необходимо внедрение системы управления рисками;
– необходимо уделить внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава Университета и созданию эффективной системы мотивации;
– следует уделить внимание формированию положительного имиджа Московского Политеха среди ведущих ВУЗов страны.
Выявленные угрозы могут негативно сказаться на деятельности ВУЗа в будущем, поэтому для сохранения устойчивой позиции на рынке необходимо своевременное реагирование на риски.
1. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента М.: Экономика, 2015. - 427 с.