Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Кафедра мировой экономики, профессор, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье анализируется современная динамика в двух важнейших социально-экономических сферах – занятости и образовании – в стране с численно растущим населением с учетом того, что Китайская Народная Республика представляет собой не только одну из лидирующих в мире экономик, ведущего глобального экспортера, но и самую крупную по числу населения мировую державу. Показаны и проанализированы наиболее острые проблемы в исследуемых областях, определены пути их решения. Соавторы использовали методы статистического и сравнительного анализа.
Китайская Народная Республика (КНР, Китай), экономическое развитие, демография, занятость, система образования, ведущий мировой экспортер.
На современном этапе занятость населения является важной и достаточно острой экономической и социальной проблемой в Китае. Она очень важна для обеспечения уровня жизни населения страны, формирования и развития профессиональных возможностей человека, а также формирования его как личности. Китай – самая большая по численности населения страна, численность которой достигла в
В этой стране население проживает на плодородных равнинах, что способствует развитию земледелия. Важным отличием Китая от других стран является сохранение широкой базы сельской промышленности. Она возникла в период коллективного хозяйствования, представляет собой динамичный сектор экономики, который стал привлекательным для иностранных инвестиций, является крупной сферой занятости и повышения доходов, помогает в росте товарного экспорта и увеличении прибыльности.
Быстрый рост численности населения в Китае обусловило постоянное превышение предложения над спросом на рынке труда. Анализ проблем занятости и безработицы затрагивает вопросы демографии, миграции населения как внешней, так и внутренней. Рост населения при небольшом экономическом росте или экономической стагнации и кризисе ведет к расширению безработицы. Данные проблемы особо актуальны для Китая, где рост населения – особо значимая тема. Даже прирост на 1% приводит к росту населения на 12 млн чел. (темпы роста населения в стране в последние годы составили 0,6%).
Во второй половине ХХ в. в Китае отмечены два всплеска рождаемости. Первый проходит с 1954 по 1957 г. В это время количество новорожденных за год превышало 20 млн. Во втором периоде с 1962 по 1975 г. количество новорожденных в год составило 20,7 млн чел. При этом существовала низкая степень смертности. Поэтому 20 млн чел. приходилось на трудоспособное население. К
Особенностями трудоспособного населения в Китае являются: масштабность, быстрый рост, значительная доля в общей численности населения, длительный период продолжающегося увеличения его количества.
Однако большая численность трудоспособного населения является положительным моментом только при соответствии числа трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество располагает достаточными средствами, ресурсами и оборудованием для обеспечения трудоустройства. Но в Китае таких условий в настоящее время нет. На рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Поэтому в этой стране еще долго будет острой проблема трудоустройства, что будет мешать реформам в национальной экономике.
Вопрос социального равенства очень важен и чувствителен. Неосмотрительность при решении данного вопроса может вызвать беспорядки среди населения. С одной стороны, Китай хочет построить систему рыночной экономики, поэтому ему необходимо использовать механизмы конкуренции и экономической эффективности. Также необходимо сформировать единый рынок для того, чтобы осуществить эффективное распределение трудовых ресурсов. Однако в условиях развития рыночной экономики не происходит оздоровление систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому для того, чтобы осуществить вышеописанные задачи, немало преград. Проблемы трудоустройства в основном связаны с избытком рабочей силы в деревнях. Для решения этого вопроса важным является фактор, который определяет успех реформ в деревне. Поэтому перед государством стоит выбор, либо пустить крестьян в город, что также приведет к проблемам, либо ограничить их переселение, что в дальнейшем затормозит развитие деревни.
По данным исследования, в
Однако в Китае существует проблема низкого уровня образования населения. Хотя в первые годы народной власти были большие успехи в этой сфере – почти ликвидировалась неграмотность, активно развивалась общеобразовательная и высшая школа. Однако периоды политики «большого скачка» и «культурной революции» отрицательно сказались на системе образования. Хотя в настоящее время положение исправляется, но все равно остается очень сложным.
По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 г. население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн чел., из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн чел. имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов – 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, оставался невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.
Поэтому чем ниже уровень образования населения, тем меньше национальный доход страны. По этой причине, низкий уровень образования населения страны является очень важным фактором, который отрицательно влияет на ее социально-экономическое развитие. Но именно благодаря тому, что существует большая численность населения, это стало причиной уменьшения накопления материальных средств и вложенного капитала в образование. Однако в XXI в. ситуация в данной сфере несколько меняется (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности обучающихся в заведениях среднего, высшего образования в Китае, 2005–2016 гг. [17, С. 76]
Показатели |
2005 |
2010 |
2016 |
Валовой коэффициент охвата средним образованием, жен/муж на 100 чел. |
60,0 / 63,6 |
88,0 / 88,1 |
95,9 / 94,2 (2013) |
Валовой коэффициент охвата высшим образованием, жен/муж на 100 чел. |
17,9 / 19,8 |
24,8 / 23,3 |
53,3 / 44,2 |
Однако отставание в образовании в дальнейшем может сказаться на развитии экономики и общества в целом. Степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочего поднимается на 1 класс, то уровень техники на 6%.
Но пока высшее образование является менее доступным для населения Китая. Это связано не только с тем, что приходится готовиться к вступительным экзаменам, а в большей степени с отсутствием у граждан средств на оплату обучения. Именно то, что у большинства населения нет возможности платить за обучение, а также отсутствуют равные возможности для получения образования среди слоев населения, является основной проблемой в сфере образования в Китае. Это явление вызывает увеличение разрыва в образовательном уровне. Такие проблемы ведут к росту социальной напряженности, что при возрастающей бедности может стать катализатором общественного недовольства.
Также в Китае есть проблемы с отдельными профессиями. В настоящее время происходит переоценка содержания и характера труда [12; 15; 16], поэтому большое внимание уделяется образованию, подготовке к труду, а также сфере профессиональной ориентации.
Немалое внимание отводится содержанию обучения и трудовых навыков, которые необходимы для профессиональной деятельности, это привело к изменениям в системе образования, начинается увеличение числа учащихся и студентов, создание определенных программ обучения, сопряженных с изменениями технико-технологической основы труда.[1]
Одной из актуальных проблем также является специфика национального рынка труда. Естественно, проблема занятости населения существует практически во всех странах, однако в Китае вопрос стоит наиболее остро. Надо учитывать, что свыше трети сельской рабочей силы не имеет работы. Излишки рабочей силы на селе составляют 120–150 млн чел. Также, с начала 2000-х годов, в результате сокращения пахотных земель, повышения коэффициента эффективности сельского хозяйства образовалось большое количество свободной рабочей силы. К причинам высокого уровня безработицы здесь можно отнести следующие: (1) большое количество жителей в селе, а также быстрые темпы увеличения населения приводят к тому, что уровень жизни ухудшается, а также наносит вред экологической ситуации в стране; (2) повышение производительности сельского труда приводит к увеличению количества свободной рабочей силы; (3) структура организации сельского хозяйства не очень рациональна. Если возникнут остановки перерабатывающего сектора сельского производства, то и у сельской инфраструктуры будут перебои в работе, что приведет к проблемам занятости населения; (4) низкие заработные платы на селе, что стимулирует людей переезжать в город; (5) в Китае на протяжении многих лет существовала система управления, обособляющая город и деревню. По этой причине большое количество рабочей силы задерживалось на селе.
Решение проблем на рынке труда в Китае является очень важным. Это сопряжено с тем, что занятость играет «две роли»: является источником заработка, социальной защищенности и материального благополучия человека; а также она необходима для того, чтобы способствовать развитию производства и росту экономики страны. Хотя Китай с началом реформ продвинулся в своем экономическом развитии, стал с
Для того, чтобы правительство Китая смогло «выровнять» такое несоответствие, необходимо придерживаться следующих приоритетов: (1) поощрять мобильность рабочей силы по регионам и предприятиям; (2) не привязывать к работе прописку, для того чтобы люди из провинции смогли профессионально развиваться; (3) предоставить возможность людям участвовать в программах общественного или частного сектора с их поощрением; (5) соблюдать положения Трудового кодекса.
Благодаря решениям этих задач правительство Китая сможет поспособствовать поддержанию экономического роста и возможности обеспечить занятость населения страны.
[1] Следует отметить, что аналогичные проблемы довольно эффективно решались в других странах Азии, среди которых наиболее активными оказались такие новые индустриальные «тигры» как Тайвань, Республика Корея, Сингапур, опыт сверхбыстрого экономического роста которых оказался ценным для последовавших по этому пути стран. Решение таких задач позволило этим трем экономикам войти в число самых крупных экспортеров товаров в современном мировом хозяйстве (см.: [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]). Но не стоит забывать также опыт форсированного развития хозяйства, отмечавшийся в пореформенной России, который сопровождался демографическим переходом [10], обусловливал необходимость повышения образовательного уровня населения страны.
1. Баженова Е.С. 1 300 000 000. Население Китая. Стратегия развития и демографической политики / монография. Москва, 2010. - 304 с.
2. Богданова А.В., Петухова А.Н., Романова И.В. Из истории демографии Китая // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 15. - С. 433-434.
3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается//Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 1. - С. 60-71.
5. Гладков И.С. Менеджмент Москва, 2016. (3-е издание переработанное и дополненное). 216 с.
6. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии) / Москва, 2000. - 104 с.
7. Гладков И. Сеул в фокусе экономической жизни страны//Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 10. - С. 26-28.
8. Гладков И.С. Реалии и перспективы «Чуда на реке Хан»//Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 1997. - № 1-2 (84-85). - С. 13.
9. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. Москва, 1996. - 107 с.
10. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Развитие российской промышленности в XIX - начале XX веков // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 72-76.
11. Киреев А.А. Изменения демографической политики Китая // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2015. - Т. 2. - № 2 (22). - С. 15-17.
12. Перова А.Ю., Луппов М.А. Управленческие решения Коммунистической партии Китая по вопросам демографии // В сборнике: Орфановские чтения Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2016. - С. 38-41.
13. Ранжурова Н.С. Трудовая миграция в Китайской Народной Республике // В сборнике: Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - X материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Министерство образования Российской Федерации, Бурятский государственный университет, Восточный институт; Институт Внутренней Азии; Институт филологии и массовых коммуникаций. - 2016. - С. 39-40.
14. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. - 2017. - № 12. - С. 14-27.
15. The World Bank group. World Development Report. 2019. The changing nature of work. - Washington, DC: International Bank for Reconstruction and Development, 2019. - 140 p.
16. World Economic Outlook (WEO): Growth Slowdown, Precarious Recovery, April 2019. - Washington, DC. International Monetary Fund, Publication Services, 2019. - 198 p.
17. World Statistics Pocketbook, 2018 edition. - New York, The United Nations Publications. 2018. - 281 p.