с 01.01.2018 по настоящее время
Вологда, Россия
ГРНТИ 06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты
В статье выявлены подходы различных авторов к определению сущности налогового потенциала, исследованы факторы, влияющие на формирование налогового потенциала региона и факторы, способствующие его увеличению. Представлены функции и виды налогового потенциала, а также его структура формирования.
потенциал, налоговый потенциал, налоговая система, налоговая политика, регион
В современных экономических условиях становления и развития новой системы управления рыночной экономикой возрастает значение применения рычагов и стимулов влияния на повышение эффективности функционирования бюджетов на различных уровнях. Главным источником формирования дохода бюджета государства являются налоговые поступления, от которых зависит обеспечение общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. В таких федеральных округах как Центральный, Северо-Западный, Уральский процент налоговых доходов в общей сумме достигает 80% (табл. 1). А так как ставки налогов, уровень налоговых поступлений, налоговое администрирование и налоговый потенциал существенно влияют на возможности и качество экономического роста региона, следует рассмотреть налоговый потенциал более подробно.
Таблица 1
Исполнение доходов консолидированного бюджета субъекта*
Млрд руб. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||||||
Консолидированный бюджет Российской Федерации |
Доходы |
Налоговые доходы |
% налоговых доходов в доходах субъекта |
Доходы |
Налоговые доходы |
% налоговых доходов в доходах субъекта |
Доходы |
Налоговые доходы |
% налоговых доходов в доходах субъекта |
Российская Федерация |
9308,15 |
6925,13 |
74,40 |
9 923,80 |
7 573,94 |
76,32 |
10758,14 |
8205,53 |
76,27 |
Центральный федеральный округ |
3093,78 |
2453,77 |
79,31 |
3 355,00 |
2 726,90 |
81,28 |
3724,89 |
3055,33 |
82,02 |
Северо-Западный федеральный округ |
1019,57 |
807,37 |
79,19 |
1 113,21 |
905,05 |
81,30 |
1205,21 |
954,20 |
79,17 |
Южный федеральный округ |
574,81 |
422,79 |
73,55 |
762,87 |
543,22 |
71,21 |
863,95 |
576,69 |
66,75 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
358,77 |
130,44 |
36,36 |
377,69 |
157,03 |
41,58 |
402,81 |
156,12 |
38,76 |
Приволжский федеральный округ |
1365,30 |
1004,06 |
73,54 |
1 470,14 |
1 157,01 |
78,70 |
1556,32 |
1190,77 |
76,51 |
Уральский федеральный округ |
974,08 |
820,93 |
84,28 |
987,23 |
874,85 |
88,62 |
1053,03 |
915,52 |
86,94 |
Сибирский федеральный округ |
1013,05 |
706,01 |
69,69 |
1 083,71 |
841,39 |
77,64 |
1175,10 |
868,69 |
73,92 |
Дальневосточный федеральный округ |
791,78 |
544,86 |
68,81 |
773,95 |
473,48 |
61,18 |
776,84 |
488,20 |
62,84 |
*Источник: составлено автором по данным консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
Прежде всего, следует выяснить, что лежит в основе термина «потенциал». Происхождение данного слова от лат. potential – значит «сила, мощь». В русский язык пришло из французского в значении «могущий быть», а ключевыми составляющими понятия потенциал являются: степень мощности, совокупность возможностей, средства. Так, в первом приближении можно определить налоговый потенциал как налоговые ресурсы или совокупность возможностей по аккумулированию налоговой базы.
Так, в бюджетном законодательстве РФ (ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, т.е. налоговая база [4]. При этом ст. 53 НК РФ предусматривает, что «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения» [15]. Несмотря на то, что выявление сущности налогового потенциала, его оценки, прогнозирования и определения направлений развития, а также возможностей управления является актуальным, трактуемая законодательством формулировка налогового потенциала не отображает в достаточной мере суть данного понятия, что дает возможность неограниченных исследований в области понятийного аппарата НПР [9]. На сегодняшний день существует три подхода к определению НПР: ресурсный, фискальный, межбюджетный.
Нижеперечисленные авторы, в рамках ресурсного подхода, предполагают определение налогового потенциала как ресурса бюджетных доходов, представленного в виде налогов и сборов.
Так, в 1993 г. в докладе Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» было дано одно из первых определений налогового потенциала как «способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений» [18].
Матрусов Н.Д. налоговый потенциал определяет в широком и узком смыслах. В узком смысле – как ресурсы, подлежащие зачислению в бюджет посредством налоговых платежей, а в широком – как ресурсы, которые можно мобилизовать с помощью налогов в системе «население – хозяйство – территория» [12]. В понятии А.С. Каратаева налоговый потенциал региона определяется как финансовые ресурсы, мобилизация которых может быть в рамках налоговой системы посредством реализации налоговой политики [6].
Бушинская Т.Б. рассматривает НПР как реальный суммарный размер налоговых баз на соответствующей территории [3].Такие авторы, как А.Л. Коломиец, А.Д. Мельник рассматривают НПР как составляющую потенциала финансового, «которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляют собой потенциальную возможную сумму налоговых баз являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации» [7]. Ресурсный подход также поддерживает и Т.Ф. Юткина, определяя налоговый потенциал как соотношение элементов создаваемой и потребляемой стоимости, устанавливая соотношение долей совокупного дохода общества и перераспределённых через фонды потребления сумм национального дохода [24].
В фискальном подходе налоговый потенциал региона определяется с точки зрения обеспечения максимизации возможных налоговых доходов бюджетной системы.
К исследователям фискальной концепции можно отнести Е.С. Мураховскую, трактующую налоговый потенциал как «совокупность всех видов налогов на продукцию, производство и прибыль, подоходных и социальных налогов, которые реально можно собрать в рамках данной территории в определенный временной период» [14]. Позиция В.Г. Панскова в определении НПР заключается в следующем: «Налоговый потенциал – максимально возможная сумма налоговых поступлений на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего законодательства» [18].
Также представляется интересным подход С.С. Кирилловой, которая налоговый потенциал определяет, как потенциально возможную сумму налоговых поступлений в данном регионе с учетом установленного законодательства. Отсюда следует, что к определению сущности НПР, в рамках фискального подхода, за основу взято обеспечение максимальных налоговых платежей.
В рамках межбюджетного подхода налоговый потенциал обосновывается с позиции формирования доходной части бюджета и выравнивания межрегиональной асимметрии.
Одним из сторонников данного подхода является С.Н. Хурсевич [19], определяющий налоговый потенциал как максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, который может быть получен в рамках территории в сложившихся условиях хозяйствования. В своих работах О.В. Богачева определяет НПР как «потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условия налогообложения (т.е. путем стандартизации налоговых баз и ставок)» [2].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что выбор того или иного подхода к сущности налогового потенциала зависит от решаемой задачи. Но также необходимо отметить, что наиболее полно сущность налогового потенциала, по нашему мнению, раскрывает ресурсный подход, так как налоговый потенциал служит основой построения бюджетов всех уровней. Обобщим характеристики вышерассмотренных подходов к сущности налогового потенциала региона в табл. 2.
Таблица 2
Теоретические походы к определению сущности налогового потенциала региона*
Подход к определению |
Сущность НПР |
Представители |
Комментарии |
Ресурсный |
Ресурс бюджетных доходов, аккумулируемый с помощью налоговых платежей |
Бушинская Т.В., Каратаев А.С., Коломиец А.Л., Матрусов Н.Д., Мельник А.Д., Осипов М.А. и др. |
Подход не рассматривает НПР с позиций необходимости его максимизации для региона, не всегда учитывается институциональная составляющая НПР |
Фискальный |
Обеспечение максимально возможных налоговых доходов бюджетов |
Богачева О.В., Вачугов И.В., Кириллова С.С., Пансков В.Г., Паскачев А.Б. и др. |
Подход не отражает ресурсные характеристики НПР, не всегда учитывается институциональная составляющая НПР |
Межбюджетный |
Переход от традиционных методов планирования бюджетных доходов к оценке финансовых возможностей территории и их учете в системе распределительных отношений.
|
Хурсевич С.Н., Богачева О.В. и др. |
Подход в большей степени обращает внимание на необходимость данного понятия в соответствии с целями. |
*Источник: составлено авторам по [2, 3, 6, 7, 12, 19, 20].
Изучив Налоговый и Бюджетный кодекс, а также вышепредставленных авторов, под налоговым потенциалом региона будем представлять совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных из налоговых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона. Расчет налоговой базы производится в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры по каждому виду налогов.
В практических целях под налоговым потенциалом региона будем понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов. А под потенциалом конкретного налога – максимально возможную за определенный период сумму поступлений по данному налогу, исходя из установленных федеральным законодательством налоговой базы и ставки без учета льгот и преференций.
Необходимо заметить, что в экономической литературе налоговый потенциал характеризуется с различных позиций:
- как системная экономическая категория;
- как элемент основы межбюджетных отношений;
- как фискальная категория;
- как ресурсная категория.
Таким образом, проведенный анализ основных подходов к определению сущности налогового потенциала, позволил также выделить ряд различий между ними, которые направлены либо на:
- формирование основных положений о сущности и роли налогового потенциала;
- систематизацию знаний и развитие методического инструментария оценки налогового потенциала;
- развитие концепции налогового потенциала в рамках вопросов бюджетной обеспеченности и бюджетного регулирования.[1]
Исследование теоритических материалов показало, что на формирование величины налогового потенциала региона оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы (рис. 1). Посредством формирования доходов граждан, которые идут на приобретение необходимых товаров и услуг и сбережения, трудовые факторы оказывают влияние на налоговую базу и, как следствие, на налоговый потенциал региона. Обеспеченность региона собственными и привлеченными финансовыми ресурсами, к которым относится состояние региональной банковской системы и наличие биржевых институтов, принимают во внимание финансовые факторы.
Инфраструктурные факторы также имеют важное значение при формировании налогового потенциала. Они включают географическое положение региона и его обеспеченность инфраструктурой, в том числе и транспортной. Что касается производственных факторов, то они дают возможность оценить результаты деятельности в основных отраслях хозяйствования региона, а также текущее состояние производственных мощностей.[2] Необходимо учитывать и исторический фактор, который способствует наиболее точному обоснованию и оценке динамики показателей развития региона в будущем. Для создания условий положительного изменения во времени величины налогового потенциала региона необходима одновременная реализация вышеперечисленных факторов. Влияние внутренних факторов поддается корректировке, в этой связи с точки зрения регионального анализа эти факторы представляются наиболее значимыми.
Далее рассмотрим факторы, способствующие увеличению налогового потенциала регионов, и разберем их с точки зрения ранее рассмотренных подходов.
Сторонники ресурсного подхода выявили, что факторами наращивания налогового потенциала регионов могут выступать:
- расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона, а также создание законодательных барьеров на пути частичного присвоения нефтяной и газовой ренты, позволяющей экстенсивное расширение налоговой базы региона без дополнительных увеличений налоговой нагрузки;
- создание условий для развития человеческого капитала, эффективность администрации, расширение налоговых полномочий региональных властей и местных органов самоуправления, снижение налоговых рисков государства на региональном уровне;
- рациональное использование стратегического географического положения, создание условий для развития кластеров и демонополизации экономики, поддержка промышленного и сельскохозяйственного производства, малого и среднего бизнеса, развитие высоких технологий;
- разработка и внедрение мер, направленных на экологизацию налоговой системы, в понимание которой включаются изменения отдельных элементов налогов таким образом, что налоговая нагрузка переносится с социально полезных видов экономической деятельности на экологически вредные.
Что касается фискального подхода, то здесь факторами, способствующими увеличению налогового потенциала региона, выступают:
- совершенствование налогового администрирования при повышении социальной ответственности налоговых органов, стимулировании большей открытости и доступности их деятельности и полноценного информирования налогоплательщиков;
- расширение возможностей региональных властей, необходимых для создания благоприятного налогового климата на своих территориях за счет предоставления налоговых преимуществ по налогу на прибыль организаций и налогам на имущество, использования новых экономических инструментов налогового стимулирования инвестиционного развития.
Авторы межбюджетного подхода выделяют следующие факторы, влияющие на увеличение налогового потенциала региона:
- компенсация из федерального бюджета потерь выпадающих налоговых доходов бюджетов территорий из-за освобождения от налогообложения определенных категорий налогоплательщиков, понижения налоговых ставок или изменения сроков уплаты региональных и местных налогов в соответствии с федеральным законодательством;
- разработка мер по повышению обусловленности предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом дифференциации доходов регионов из-за неравномерности распределения налоговой базы и концентрации на отдельных приоритетных направлениях экономического развития;
- разработка мер, позволяющих обеспечить общественный контроль над расходованием средств, направляемых в регионы в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в частности, за счет установления прозрачных критериев отбора регионов для оказания им финансовой помощи [7].
Налоговый потенциал реализует основные функции, присущие налогам (рис. 2). Осуществление функций налогового потенциала способствует эффективному функционированию налоговой системы на всех уровнях.
К расхождению в оценке налогового потенциала приводит вариативность способов осуществления налоговой политики, поэтому следует рассмотреть виды и составляющие налогового потенциала более подробно (рис. 3).
Так, Т.Ф. Юткина в 1999 г. в работе «Налоговедение: от реформы к реформе» разделяет налоговый потенциал на стратегический и тактический (или функциональный). Стратегический налоговый потенциал региона необходимо рассматривать как сумму налоговых доходов, максимально возможных к получению на территории региона, а тактический налоговый потенциал – как сумму налоговых доходов, возможных к получению в регионе при существующих налоговых ставках (рис. 3)[24].
Под стратегическим налоговым потенциалом понимается потенциальная способность системы налогообложения обеспечивать постоянный рост общенациональных, преимущественно социальных потребностей (потребностей экономики государственного сектора), качественная и количественная оценка которой базируется на платежеспособности субъектов экономической деятельности по завершении полного цикла кругооборота средств и удовлетворения ими своих инвестиционных потребностей. В практическом плане стратегический налоговый потенциал может рассматриваться как прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в производстве и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению.
Под тактическим налоговым потенциалом понимается совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок, характеризующих состояние налоговой среды (т.е. сферы распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов, определяемой в конституции государства и регламентируемой положениями налогового законодательства), стратегического налогового потенциала и всех сопутствующих уточнений элементов налоговых обязательств (налоговых ставок, льгот и пр.) при разработке налоговых бюджетов (планирование совокупной суммы налоговых поступлений) на каждый финансовый год.
[1] Васильева Т.С. К вопросу определения сущности налогового потенциала в рамках основных подходов // IV Научно-практическая интернет-конференция «Проблемы экономического роста и устойчивого развития территории», Вологда, 15–17 мая 2019.
[2]Истомина Н.А. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам [Текст] / Н.А. Истомина, Т.Д. Одинокова // Налоговая политика и практика. – 2008. – №1.
1. Баженов А.А. Мехдиев Ш.З. Налоговая безопасность как элемент национальной безопасности государства // Экономическое обеспечение национальной безопасности. - 2012. - №5(22) . - С. 85-88.
2. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета / О.В. Богачева // Финансы. - 2000. - №2. - С. 29-32; №3. - С. 21-23.
3. Бушинская Т.В. Региональная налоговая политика и особенности ее реализации (на примере Тульской области): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Бушинская Татьяна Владимировна. - М., 2009. - 24 с.
4. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
5. Караваева И.В. Налоги в контексте российской реиндустриализации: первоначальный опыт и современные противоречия //Экономическое возрождение России. - 2015. - №3(45) . - С. 76-92.
6. Каратаев А.С. Инструментарий оценки налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика / А.С. Каратаев // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 4(14). - С. 226-229.
7. Коломиец А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона [Электронный ресурс] // Налоговый вестник. - Режим доступа: http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=3192
8. Литвинова В.В. Налоговый потенциал территории и его оценка // Иннов: электронный научный журнал, - 2017. - №4. - С. 56-64.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Дело, 2004. - 400 с.
10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: «Бек»., - 2009. - 278 с.
11. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 428 с. - Серия : Магистр.
12. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России / Н.Д. Матрусов. - М.: Наука, 1995. - 221 с.
13. Моисеев П.С. К вопросу о структуре экономической безопасности в системе ее обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - №12 . - С. 74-77.
14. Мураховская Е.С. Налоговое регулирование формирования финансовых ресурсов территории. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.10. / Санкт-Петербург. 1997.
15. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 года N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
16. Налоговый потенциал: факторы формирования и развития // Стратегия развития экономики. - 2011. - №6 (99).
17. О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2004 № 243. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174663/.
18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.
19. Предложения по проекту методических рекомендаций по оценке налогового потенциала муниципальных образований // материалы семинара-совещания по проблемам совершенствования межбюджетных отношений / под ред. С.Н. Хурсевича. - М.: Минэкономики РФ, 2007.
20. Пугачев А.А., Парфенова Л.Б. Теоретические подходы к определению сущности налогового потенциала региона // Вестник ТвГУ. «Экономика и управление». - 2013. - №19. - С. 43-59.
21. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма // Всемирный банк: Программа технического сотрудничества «Бюджетные отношения между органами власти различных уровней в Российской Федерации» / под ред. К. Валлих. - М.: Известия, 1993. - 207 с.
22. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В., Гутникова Е.А., Кожевников С.А. Социально- экономические проблемы локальных территорий: монография. ИСЭРТ РАН, Вологда, 2013. - 196 с.
23. Ускова Т.В., Лукин Е.В. Проблемы экономического роста территорий: монография. ИСЭРТ РАН, Вологда, 2013.
24. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. - Москва: ИНФРА-М, 1999. - С. 81.