СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Острая необходимость правовой охраны семьи, защиты прав и интересов других уязвимых слоев населения – женщин с детьми, лиц с семейными обязанностями, инвалидов, несовершеннолетних, малоимущих граждан – вызывает потребность в расширении категории участников, оказывающих бесплатную правовую квалифицированную помощь. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что защита законных прав и интересов каждого ее члена вызывает потребность в расширении категории участников, оказывающих бесплатную правовую квалифицированную помощь наиболее уязвимым категориям населения посредством создания на базе образовательных организаций среднего профессионального образования, «юридических клиник» по аналогии с теми, которые функционируют при юридических вузах.

Ключевые слова:
юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, правовая охрана семьи, защита прав населения.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 40.00.00 Юриспруденция предусмотрено три специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; 40.02.01 Правоохранительная деятельность; 40.02.03 Право и судебное администрирование. Все из них предусматривают формирование общих компетенций будущего специалиста и по своему содержанию принципиально не отличаются друг от друга. Любая из общих компетенций в конечном счете направлена на развитие и воспитание коммуникативных способностей студентов, без которых невозможно дальнейшее формирование профессиональных компетенций, прежде всего, навыков юридического консультирования.

Однако полноценное формирование как общих, так и профессиональных компетенций студентов-юристов в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО) осложняется отсутствием возможности приобретения практических навыков в достаточно узкой сфере юриспруденции. Так, зачастую студенты, обучающиеся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, проходят практику не в учреждениях социальной защиты населения или отделениях пенсионного фонда, а в учреждениях правоохранительной направленности, которые имеют свою специфику. Это связано, в частности, с тем, что работодатели неохотно по самым различным причинам идут на заключение договоров по организации и проведению практики для студентов СПО в управлениях и отделениях Пенсионного фонда РФ. Вместе с тем, в силу актуальности проводимых реформ в области пенсионного законодательства и законодательства о социальной защите населения, студенты профессиональных образовательных организаций должны формировать общие и специальные компетенции, прежде всего, по своей специальности.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) [1] (далее – Основы государственной политики) ставится задача по развитию практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий (п. 2 Раздела VII «Меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров»).

В этой связи необходим поиск новых путей формирования личности будущего специалиста, умеющего работать в коллективе и команде, соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения и, кроме всего прочего, умеющего оказывать профессиональные юридические консультации.

Одним из таких путей, на наш взгляд, может стать оказание обучающимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению, осуществляемой на базе самой профессиональной образовательной организации под руководством преподавателя или специалиста-практика. Иными словами, речь идет о создании и функционировании на базе учреждений СПО юридических клиник, как формы оказания обучающимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2] относит юридические клиники, которые могут создаваться в форме студенческих консультативных бюро, студенческих юридических бюро и других формах  к участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи (п. 2 ст. 22 ФЗ закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ). При этом законодатель в ст. 22 данного Федерального закона не ограничивает виды образовательных организаций, студенты которых могут участвовать в оказании бесплатной юридической помощи. Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Все эти виды работы составляют содержание профессиональных компетенций студентов, обучающихся по юридическим специальностям СПО.

В то же время пп. 1-3,5 ст. 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ предусматривает создание юридических клиник исключительно в образовательных организациях высшего образования. Тем самым, на наш взгляд, сфера оказания бесплатной юридической помощи искусственно сужается.  Конечно, можно возразить по поводу того, что в связи с возрастными особенностями студентов колледжей нагрузка по юридическому консультированию будет ложиться в основном на преподавателей и привлекаемых специалистов-практиков. Очевидно, что в юридическом консультировании по конкретной специальности в большей степени будут принимать участие студенты старшего курса. Однако для студентов СПО младших курсов ценным является любая практическая деятельность, которая способствует формированию у них начальных навыков и умений в юридической сфере. Прежде всего, этого касается возможности развития у них коммуникативных навыков в работе с клиентами самых различных категорий.

Острая нехватка бесплатной юридической помощи, в которой нуждаются малоимущие граждане, другие уязвимые слои населения – женщины с детьми, лица с семейными обязанностями, инвалиды, несовершеннолетние – вызывает потребность в расширении категории участников, оказывающих бесплатную правовую квалифицированную помощь.

Так, социологический опрос, проведенный в «Школе приемных родителей» Петровского городского округа Ставропольского края в период 2017–2018 гг. показал, что 92% лиц, желающих взять ребенка на воспитание в семью, в том числе молодых родителей, имеющих своих собственных детей, испытывают высокую потребность в постоянном получении правовой помощи и не удовлетворены количеством часов, выделяемых на юридические консультации в рамках обучения по программе.

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам обусловлены неэффективностью оказания такой помощи. Сегодня гражданин должен сам выбрать на сайте адвоката, связаться с ним, совместно определить порядок оказания помощи. При этом те, кто относится к незащищенным слоям населения, зачастую интернетом не пользуются и испытывают сложности при дозвоне до адвоката [3].

Возможность создания на базе профессиональных образовательных организаций юридических клиник обусловлена, в том числе, сокращением числа образовательных организаций высшего образования, занимающихся подготовкой студентов-юристов, а, следовательно, – снижением реальной возможности получения бесплатной квалифицированной правовой помощи нуждающимися гражданами, прежде всего, в сфере пенсионного и социального обеспечения.

Нельзя не учитывать и тот факт, что большинство профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, в частности по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, являются некоммерческими организациями. А поэтому логично вписываются в негосударственную систему оказания правовой помощи. Поэтому, на наш взгляд,  представляется необходимым внести изменения в ст. 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и дополнить п. 1, 2, 3 и 5 ст. 23 после слов «образовательные организации высшего образования» словами «и профессиональные образовательные организации».

Создание на базе профессиональных образовательных организаций «юридических клиник» по аналогии с теми, которые функционируют при юридических вузах, может стать одним из элементов новой модели правового образования в Российской Федерации.

Список литературы

1. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)// Российская газета. N 151. 14.07.2011.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6725.

3. 04.06.2018. Эксперты обсудили проблемы при оказании бесплатной юрпомощи в Москве http://www.advokatymoscow.ru/news/detail.php?ID=3185

Войти или Создать
* Забыли пароль?