МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях возникает объективная необходимость в контроле образования и состояния дебиторской задолженности, определении кредитной политики, анализе и ранжировании клиентов, прогнозировании поступления денежных средств от дебиторов, уменьшении безнадежных долгов. В работе с помощью таких методов теоретического и эмпирического исследования, как анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод, раскрыто значение кредитной политики, подробно рассмотрены его элементы, выделены основные проблемы организации кредитной политики. На основе материалов представленных практиками в этой сфере проведен критический анализ методики расчета рейтинговой оценки дебиторов, расчета лимитов предоставления рассрочек, оценка кредитоспособности клиента. По результатам исследования были определены методические подходы, позволяющие создать эффективную кредитную политику с целью контроля дебиторской задолженности и снижения риска возникновения безнадежной дебиторской задолженности и сомнительных долгов. Для расчета кредитного лимита, следует сформировать систему, позволяющую оценить кредитоспособности своих контрагентов. С этой целью необходимо оценить надежность покупателей, применив одну из рассмотренных в статье методик. При расчете лимита конкретного контрагента можно применить ряд методик. Одна из них заключается в осуществлении ряда последовательных процедур по оценке кредитного рейтинга, прогнозировании потребности дистрибьютера в финансировании и определении кредитного лимита. В качестве альтернативного варианта можно применять формулы расчета лимита на основе оборачиваемости и планового объема продаж за период. В статье были рассмотрены способы увеличения оборачиваемости денежных средств, позволяющие привлечь клиентов и повысить эффективность возврата дебиторской задолженности. К этим способам относятся предоставление скидок покупателю, получение краткосрочного займа или факторинг.

Ключевые слова:
дебиторская задолженность, кредитная политика, ранжирование дебиторов, расчет лимитов, кредитный рейтинг, управление дебиторской задолженностью
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает существенное влияние на уровень платежеспособности и ликвидности хозяйствующего субъекта, поскольку определяет скорость обращения   оборотных средств и их размер. Проблема экономической эффективности расширения инвестиций в дебиторскую задолженность встала особенно остро, что связано с проблемами несвоевременных платежей в условиях общего финансового кризиса, возвратом долгов в неполном объеме, возникновением сомнительных долгов[1]. Для формирования комплексной и эффективной системы управления дебиторской задолженностью следует определить оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия, с целью увеличения объема продаж и сохранения платежеспособности; создать систему учетных процессов для оперативного анализа причин возникновения и состояния дебиторской задолженности; описать и утвердить процедуры взыскания  дебиторской задолженности, которые направлены на ее погашение и предотвращение возникновения сомнительных и нереальных для взыскания долгов [2, 3].

Условия, материалы и методы исследований. Целью данного исследования является изучение проблем, которые возникают во время организации и непосредственно при функционировании кредитной политики организации, и определение методических подходов, позволяющих создать эффективную кредитную политику с целью контроля дебиторской задолженности и снижения риска возникновения безнадежной дебиторской задолженности. Предметом исследования является рассмотрение, анализ, сравнение существующих элементов кредитной политики, а именно построение кредитного рейтинга, расчет кредитного лимита конкретного контрагента. Теоретико-методологической основой исследования  стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области формирования политики финансового управления дебиторской задолженностью, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Процесс управления дебиторской задолженностью заключается в реализации комплекса мероприятий, которые направлены на оптимизацию ее размеров. С этой целью 

проводится тщательный анализ и ранжирование партнеров предприятия, используется система методов проведения расчетов, взыскиваются просроченные долги [4, 5]. Соответственно на предприятии следует разработать свод правил, которые должны регламентировать порядок предоставления коммерческого кредита и взыскания долгов. Данный механизм называется кредитной политикой. Иными словами, управление дебиторской задолженностью осуществляется на основе механизма кредитной политики, являющейся элементом общей системы управления оборотным капиталом предприятия [6].

С практической точки зрения управление дебиторской задолженностью целесообразно начинать с  определения  общей суммы кредитного лимита, то есть на какую сумму в среднем за год, полугодие, квартал мы можем предоставить товарных кредитов [7].

На величину кредитного лимита для конкретного контрагента оказывают влияние ожидаемая сумма дебиторской задолженности в целом по предприятию и надежность покупателя. Если платежеспособность клиента вызывает сомнения, то объем поставляемой ему продукции на условиях отсрочки платежа автоматически уменьшается. В связи с этим прежде, чем рассчитать кредитный лимит, следует сформировать систему, позволяющую оценить кредитоспособности своих контрагентов [8, 9].

Одним из таких способов является рейтинговая оценка. Рассмотрим в качестве примера методику, изложенную В.А. Волостновой [10].  Сущность рейтинговой оценки  представлена в табл. 1.

Рейтинг надежности определяется как произведение всех трех оценок. Группу риска образуют предприятия, имеющие рейтинг от 1-4 балла, группу повышенного внимания – предприятия с 5-12 баллами, в группы надежных клиентов –предприятия с 12-27 баллами, в группу «золотых клиентов» - с 28-64 баллами.

Аналогичная рейтинговая система оценки предлагается Пинчук Е.П. и И.В. Макаренко. В данной системе для оценки потенциального покупателя используются такие критерии, как максимальная просрочка оплаты в течение года в днях, сумма реализации за год в млн. рублях [11].

По нашему мнению, выделение оценки клиентов по таким критериям, как срок работы и суммарный объем продажи клиенту за два года не целесообразно по следующим причинам. Умножение баллов, полученных от 1-го и 2-го критерия  при их максимальных значениях, автоматически делают из  нашего дебитора «надежного клиента», несмотря на просрочку в размере 100%. Из этого следует, что одни  покупатели  получают необоснованную рассрочку, а другие  вовсе лишены такой возможности из-за своих размеров (что бы получить 2 балла нужно за 2 года купить товары на сумму  от 5 до 10 млн) или же из-за смены контрагента.  Другим, не менее значимым недостатком, обоих методик подсчета рейтинга является отсутствие гибкости и динамичности рейтинга. В условиях быстро меняющейся ситуации на рынке платежеспособность клиента редко бывает стабильной, а соответственно и условия рассрочки должны пересматриваться каждый квартал или даже месяц. Вышеописанные модели не способны «уловить» эти изменения, а, следовательно, кредитная политика, основанная на таком рейтинге, может привести к плачевным финансовым последствиям.

На наш взгляд, более практико-ориентированной выглядит методика ранжирования дебиторов, представленная Родиным Н. (рисунок 1) [12].

 

Список литературы

1. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Закирова А.Р. Приоритетные направления повышения эффективности социально-экономической деятельности и конкурентоспособности предприятий АПК // Техника и оборудование для села. - 2017. - № 4. - С. 42-45.

2. Клычова Г.С., Хамидуллин З.З. Актуальные вопросы контроля и управления дебиторской задолженностью // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2016. - Т. 11. № 1 (39). - С. 109-113.

3. Farai Kwenda, Merle Holden Working Capital Structure and Financing Pattern of Selected JSE-Listed Firms // Mediterranean Journal of Social.2013. - Vol 4, No 13 - pp. 531-540.

4. Надеждина С.Д., Сандаков А.А. Методический подход к формированию кредитной политики как инструмента управления и контроля дебиторской задолженности организаций // Вестник НГУЭУ. -2016 г. - № 3. - С. 120-136.

5. Afef Feki Krichene and Walid Khoufi Does Capital Structure React Similarly to Probable and Real Credit Rating Changes? // Research Journal of Applied Sciences. - 2015. - 10. - pp. 536-542.

6. Teru, S. P., Hla, T. D. Appraisal of Accounting Information System and Internal Control Frameworks // International Journal of Scientific and Research Publication. - 2015. - Vol. 5(9). -рр. 1-3.

7. Клычова Г.С., Хамидуллин З.З. Дебиторская задолженность: сущность и определение // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 16 (400).- С. 40-45.

8. Новичкова О.В. Современные подходы к управлению дебиторской задолженностью предприятия // Финансы и управление. - 2015. - № 1. - С.1-10.

9. Теплова Т.В., Рассказова А.Н. Инновации в финансовой аналитике // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие. - 2012. - Т.12. № 4. - С. 54-61.

10. Волостнова В. А. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях дифференциации условий коммерческого кредита // Вестник ПГУ. Серия: Экономика . - 2014. - №3. - С. 99-106.

11. Пинчук Е.П., Макаренко И.В. Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации // Системное управление. - 2013. - № 4 (21). - С. 26.

12. Родин Н. Как за месяц почти в два раза сократить долю просроченной дебиторской задолженности // Финансовый директор. - 2013. - № 10.[Электронный ресурс]: - Официальный сайт «Финансовый директор»- практический журнал по управлению финансами компании - Режим доступа: http://e.fd.ru/article.aspx?aid=32062.

13. Семенов А.П. Как оценить кредитный лимит дебитора//Финансовый директор. - 2012. - № 11. - С.2-9.

14. Кузьменко О.А., Латышева К.В. Управление дебиторской задолженностью // V Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения». [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/article/8442.

15. Николаев И.А. Как рассчитать кредитный лимит не в ущерб себе // Финансовый директор. - 2009. - № 5. [Электронный ресурс]: - Официальный сайт «Финансовый директор»- практический журнала по управлению финансами компании - Режим доступа: http://findirector.com/pub/creditlimit

Войти или Создать
* Забыли пароль?