Глазов, Удмуртская республика, Россия
Трудность понимания математического учебного текста в первую очередь зависит от степени концентрации информации в составляющих его предложениях и математических высказываниях. В статье проанализирована проблема оценки плотности учебной информации для теоретической составляющей учебников математики в различных классах общеобразовательной школы. Цель исследования состоит в разработке объективных методов измерения количества семантической информации в учебных текстах и в определении плотности информации в теоретических рассуждениях (определениях, теоремах, выводах и т.д.), проводимых в школьных учебниках математики. Для определения плотности теоретической информации в учебниках математики используется тезаурусный подход и метод контент-анализа, основанный на автоматизированном подсчете терминов в тексте и учете их сложности с помощью компьютера. Анализу подверглись более 15 различных учебных пособий по математике. Из них были сделаны выборки предложений и формул. Создан словарь встречающихся терминов; методом разложения сложных понятий на простые и методом парного сравнения определена их сложность. С помощью специальной компьютерной программы осуществлен анализ соответствующих текстовых файлов, установлена их информативность, рассчитаны средние значения плотности информации в различных классах, построен график.
дидактическая сложность, информативность текста, учебник математики, свернутость информации, учебный текст.
1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни. - М.: Просвещение, 2017. - 463 с.
2. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб. : Питер, 2006. - 384 с.
3. Гидлевский А.В., Здриковская Т.А. Исчисление трудности содержания и понимания текста // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8617
4. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 1. - М. : Ювента, 2006. - 176 с.
5. Железовский Б.Е., Белов Ф.А. Определение информативности учебного материала как метод семантико-прагматической теории информации // Приволжский научный вестник. - 2011. - № 1. - С. 71-76.
6. Зильберглейт М.А., Невдах М.М., Шпаковский Ю.Ф. Оценивание трудности понимания учебных текстов для высшей школы // Информатика. - 2011. - № 2. - С. 111-123.
7. Кисельников А.С. К проблеме характеристик текста: читабельность, понятность, сложность, трудность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11 (53). - С. 79-84.
8. Когнитивный подход : монография / Под ред. В.А. Лекторского. - М. : «Канон + » РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.
9. Кохановский В.А., Сергеева М.Х., Комахидзе М.Г. Оценка сложности систем // Вестник ДГТУ. - 2012. - № 4. - С. 22-26.
10. Криони Н.К., Никин А.Д., Филлипова А.В. Автоматизированная система анализа сложности учебных текстов // Вестник УГАТУ (Уфа). - 2008. - Т. 11. - № 1 (28). - С. 101-107.
11. Лукашевич Н.В. Тезаурусы в задачах информационного поиска. - М., 2010. - 396 с.
12. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 1. - С. 18-35.
13. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам: монография. - Глазов : Глазов. пед. ин-т, 2016. - 137 с.
14. Майер Р.В. Оценка уровня абстрактности изложения материала в школьных учебниках по естественным наукам // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - № 1. - С. 58-63.
15. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
16. Мизернов И.Ю., Гращенко Л.А. Анализ методов оценки сложности // Новый информационные технологии в автоматизированных системах. - 2015. - С. 572-581.
17. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
18. Наумов И.С., Выхованец В.С. Оценка трудности и сложности учебных задач на основе синтаксического анализа текстов // Управление большими системами: Сборник трудов. - 2014. Вып. 48. - С. 97-131.
19. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2. - М.: Ювента, 2005. - 112 с.
20. Chang Ch.Ch., Silalahi S.M. A review and content analysis of mathematics textbooks in educational research // Problems of education in the 21st century. Vol. 75, № 3, 2017. pp. 235 - 251.