Россия
с 01.01.2007 по 01.01.2019
Россия
Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти и от того, каковы размеры этого денежного фонда, регулярность его пополнения, функционирование в рамках бюджетной системы государства зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем. Бюджет является частью бюджетной системы государства, которая определяется: правовым положением субъектов бюджетных правоотношений, основами бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Состояние бюджетной системы характеризуется многими показателями: общим объемом доходов и расходов бюджетов, входящих в ее состав, сбалансированностью бюджетов, размерами их дефицита, долей собственных доходов и их динамикой, размерами дебиторской и кредиторской задолженности субъекта власти. Однако на состояние бюджетной системы в динамике во многом влияет способность органа власти обеспечивать в будущем платежеспособность субъекта в условиях изменений внешней среды. Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Построение федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и органов местного самоуправления. В настоящей статье рассмотрена общая оценка положения в подведомственной сфере государственного управления, предполагаемые и реализуемые меры по повышению инвестиционной привлекательности округа в подведомственных сферах, а также меры, направленные на рост доходов бюджета, а также основные достижения в подведомственной сфере за прошедший период.
бюджет, бюджетная система, регионы Арктической зоны, Ямало-Ненецкий автономный округ, бюджетные доходы, налоги, бюджетные расходы, бюджетный дефицит.
Исполнение консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 г. осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом автономного округа «Об окружном бюджете на 2016 год» [3], решениями о бюджетах органов местного самоуправления, основными направлениями налоговой и бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 г.
В 2016 г. в бюджетную систему Ямала мобилизовано 155 млрд руб. или 107% годового плана, что выше поступлений 2015 г. на 13%.
В окружной бюджет поступило 132,5 млрд руб. или 108% плана, что на 15% выше поступлений 2015 г.
Прирост поступления доходов в истекшем году по сравнению с 2015 г. был обеспечен поступлениями по:
– налогу на прибыль организаций;
– налогу на доходы физических лиц;
– и налогу на имущество организаций.
Наибольшую долю в структуре доходов бюджета занимают поступления налога на имущество организаций, НДФЛ и налог на прибыль организаций.
В 2016 г. основными налогоплательщиками в бюджетную систему автономного округа являлись предприятия, входящие в группы компаний «Газпром», «НОВАТЭК», «НК Роснефть» и «Газпром нефть».
Правительством автономного округа реализовывался комплекс мер по увеличению доходов бюджета, в том числе:
– в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых предоставлены налоговые льготы, в экономику региона вовлечены инвестиции в размере 934 082 млн руб., в том числе в 2016 г. – 194 220 млн руб. За 2016 г. создано 648 дополнительных рабочих мест;
– продолжена работа по выявлению налогоплательщиков, не стоящих на налоговом учете в автономном округе. В 2016 г. налоговыми органами автономного округа поставлено на учет 164 обособленных подразделений, а дополнительные поступления превысили 1 млрд руб.;
– сформирована объективная налоговая база по налогу на имущество с физических лиц и земельному налогу. В результате созданы предпосылки к росту поступлений этих налогов в среднесрочной перспективе;
– созданы максимально благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе расширен перечень видов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения;
– повышено качество администрирования неналоговых доходов;
– совместно с предприятиями топливно-энергетического комплекса проведена работа по выявлению завершенных объектов капитального строительства, не прошедших государственную регистрацию права. В результате проведенной работы указанные объекты вошли в состав налогооблагаемой базы;
– разработаны проекты федеральных законов, направленные на стимулирование налогоплательщиков, своевременно регистрировать право собственности на объекты недвижимости.
Важнейшей задачей бюджетной политики было и остается создание условий для выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Поэтому, как и в предыдущие годы, финансово обеспечено выполнение всех установленных социально значимых обязательств автономного округа.
Расходы консолидированного бюджета автономного округа за 2016 г. исполнены в объеме 155,5 млрд руб. или на 98% от годового плана. Исполнение окружного бюджета по расходам составило 133 млрд руб. или 99% годовых назначений.
В структуре расходов консолидированного бюджета почти 80% – это социально значимые расходы, из них около половины приходится на образование. В связи с проводимой органами власти автономного округа социально ориентированной политикой, за последние 6 лет расходы на социальную сферу выросли почти в 2 раза (в том числе: на образование на 72%, на социальную политику на 61%, на здравоохранение более чем в 1,5 раза).
Важным показателем финансовой стабильности в регионе является безусловное исполнение обязательств перед муниципальными образованиями. Всего за последние шесть лет в бюджеты муниципальных образований направлено межбюджетных трансфертов почти 325 млрд руб., в том числе в 2016 г. – 51 млрд руб.
Финансовая гибкость расходов окружного бюджета и оперативность принятия решений позволила в полном объеме профинансировать мероприятия по борьбе с беспрецедентными по своим масштабам природными стихиями – лесными пожарами и вспышками сибирской язвы.
Несмотря на имеющиеся трудности, благодаря слаженному взаимодействию органов законодательной и исполнительной государственной власти, а также эффективной организации бюджетного процесса, все расходные обязательства, включая обязательства перед населением, выполнены в полном объеме.
Огромное внимание в 2016 г. уделялось работе по сохранению высокой степени долговой устойчивости, умеренной долговой нагрузки и оптимизации структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание.
По итогам 2016 г. государственный долг автономного округа сокращён на 6% и составил 34 млрд руб. или 26% от доходов бюджета. При этом проведена диверсификация государственного долга. В декабре 2016 г. автономным округом после длительного перерыва произведено дебютное размещение облигационного займа. Благодаря слаженной профессиональной работе, а также, учитывая сильные финансовые показатели автономного округа, размещение займа прошло в короткие сроки, в полном объеме и по максимально выгодной для округа ставке.
В результате доля кредитов снизилась до 19% и составила 6,5 млрд руб. при одновременном увеличении доли государственных ценных бумаг до 60% в объеме долга или 20 млрд руб.
При этом расходы на обслуживание государственного долга в 2016 г. удалось сократить на 38% (4,4 млн руб.) или почти на 2 млрд руб.
Муниципальный долг сократился на 33% и составил 317 млн руб., что составляет 1% от собственных доходов местных бюджетов, просроченная кредиторская задолженность отсутствует.
В автономном округе создан благоприятный налоговый режим для осуществления инвестиционных проектов. Организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, включенные в соответствующий перечень, вправе применять пониженные ставки по налогам на прибыль и имущество организаций.
Помимо этого, установлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих производство сжиженного природного газа, а также деятельность по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки. Также снижены ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.
В среднесрочной перспективе перечисленные налоговые льготы, установленные в качестве одной из мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности, будут сохранены.
Кроме того, в целях привлечения инвесторов для строительства газопроводов в труднодоступных населенных пунктах автономного округа и снижения тарифной нагрузки на потребителей газа в таких местностях, начиная с 1 января 2018 г. будет пролонгирована льгота по налогу на имущество организаций в отношении газораспределительных сетей, предназначенных для транспортировки газа в труднодоступные населенные пункты на территории автономного округа [5].
Также для развития транспортной инфраструктуры автономного округа с 1 января 2018 г. установлен льготный режим налогообложения в отношении объектов, создаваемых в рамках проекта развития железнодорожного Северного широтного хода по маршруту: Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
В результате отмены с 1 января 2018 г. налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении расположенных на территории автономного округа железнодорожных путей необщего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал, дополнительные поступления налога в 2018 г. оцениваются в 3 млрд руб.
Наиболее объективной и авторитетной оценкой качества управления региональными финансами является ежегодный «рейтинг Минфина России».
Автономный округ на протяжении всех 8 лет существования системы оценки входит в первую (высшую) группу по уровню качества организации бюджетного процесса в Российской Федерации.
По результатам рассмотрения, на организованном Министерством финансов Российской Федерации в 2016 г. «Первом Московском финансовом форуме», примеров лучшей практики и опыта субъектов Российской Федерации в обеспечении эффективной организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений на региональном уровне, лучшим был признан департамент финансов автономного округа.
В условиях недостаточности бюджетного финансирования, особую актуальность приобретает активизация работы органов внутреннего финансового контроля по оценке возможности достижения запланированных показателей.
Для выполнения указанной задачи, правительством автономного округа, на основе риск-ориентированного подхода, применяется метод непрерывного мониторинга в отношении финансовой деятельности объектов контроля. Это позволяет обеспечить интегральную оценку работы каждого отдельного заказчика на предмет эффективности закупок, выявлять риски неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также предусматривает возможность осуществления оперативного контроля при минимуме финансовых и трудовых затрат.
В целях повышения эффективности и целевого использования бюджетных средств в 2016 г. впервые внедрен механизм «казначейского сопровождения» представления бюджетных инвестиций акционерным обществам и некоммерческим организациям (фондам). Начиная с 2016 г., расходование таких целевых средств осуществлялось исключительно с лицевого счета, открытого в Департаменте финансов, в четком соответствии с целями и направлениями инвестирования. Это позволило обеспечить должный уровень контроля их использования, не допустить скрытого кредитования за счет бюджета.
В результате для получателей исключена возможность размещения целевых средств на депозитные счета либо в иные финансовые инструменты с целью извлечения прибыли, а оплата расходов таких юридических лиц осуществляется только после представления документов, подтверждающих возникновение их денежных обязательств при соблюдении условий и целей, установленных нормативными правовыми актами автономного округа.
Важнейшим приоритетом в сфере управления общественными финансами становится открытость и доступность бюджетных данных. В связи с этим, в автономном округе активно реализуются мероприятия по планомерному раскрытию бюджетных данных, проведены работы по созданию портала «Финансово-экономический анализ Ямало-Ненецкого автономного округа» и «Бюджет для граждан».
Активно функционирует общественный совет при финансовом органе, на котором обсуждаются все важнейшие решения в бюджетном процессе автономного округа. На постоянной основе проводятся опросы общественного мнения по бюджетной тематике, работа финансового органа освещается в социальных сетях, обеспечивается участие автономного округа в тематических мониторингах и конкурсах.
Совершенствуется информационное наполнение порталов «Финансово-экономический анализ Ямало-Ненецкого автономного округа» и «Бюджет для граждан». Раскрытие бюджетных данных, открытость и доступность бюджетной информации – одна из основных наших задач.
Данную работу высоко оценили в Министерстве финансов Российской Федерации – по уровню открытости бюджетных данных, научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации в 2017 г. автономному округу присвоена первая группа «очень высокий уровень открытости бюджетных данных». Также автономный округ отмечен в числе лидеров, один из шести субъектов Российской Федерации по направлению «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений».
18 октября 2017 г. состоялось дебютное размещение облигация Ямало-Ненецкого автономного округа для физических лиц. Объем эмиссии составил 1 млрд руб., срок обращения 5 лет.
Спрос на облигации в 1,5 раза превысил предложение. Планировалось, что размещение продлится 3 мес., а фактически все облигации были приобретены гражданами за 1 день. Основными факторами успешного размещения стали условия по облигациям: ставка, периодичность купонных выплат, возможность досрочного предъявления облигаций к выкупу без потери доходности.
Благодаря участию в размещении банков-агентов федерального уровня выпуск получил очень широкую географию продаж. Владельцами ямальских облигаций стали жители многих регионов нашей страны от Владивостока до Калининграда, более 60% облигаций приобрели жители большой Тюменской области [11].
Основной целью внедрения нового инструмента инвестирования средств граждан является повышение финансовой грамотности населения, воспитания культуры, сохранения и инвестирования своих сбережений гражданами, стимулирование к осуществлению среднесрочных сбережений.
Начиная с 2017 г., автономный округ вошёл в число пилотных регионов федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации».
Вовлечение широких слоёв населения в управление общественными финансами находится в первых пунктах и федеральной, и региональной повестки. Развитие данного направления создаст механизм решения насущных проблем граждан с привлечением самих граждан, с учетом их мнения, что, в свою очередь, позволит более эффективно расходовать бюджетные средства.
В какой-то степени – это социальный эксперимент, который на территории округа проводится впервые, где граждане определяют объект, а бюджет выделяет средства.
Совместно с представителями Всемирного банка и Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации 23 ноября 2017 г. проведён информационный семинар по вопросам внедрения инициативного бюджетирования в Ямало-Ненецком автономном округе. Рассмотрен опыт муниципальных образований, заслушана информация о подходах и методах внедрения инициативного бюджетирования, о лучшей практике субъектов РФ.
Правительством автономного округа начата работа по подготовке и последующей реализации региональных проектов поддержки местных инициатив. Начиная с 2018 г., предусмотрены гранты муниципальным образованиям, наиболее активно внедряющим элементы инициативного бюджетирования.
Впервые за ряд последних лет окружной бюджет на 2018 г. и среднесрочный период принят без дефицита.
Такого результата удалось достичь благодаря грамотной инвестиционной политике, проводимой Правительством автономного округа в предыдущие годы. При поддержке Правительства автономного округа в конце 2016 г. на территории региона были завершены крупные инвестиционные проекты: построены морской терминал «Ворота Арктики» и нефтепровод «Заполярье – Пурпе», запущены в промышленную эксплуатацию Восточно-Мессояхинской, Новопортовское месторождение и месторождения группы Большехетская впадина. 9 декабря первый танкер со сжиженным газом, произведенным на заводе Ямал – СПГ, вышел из порта Саббета.
Приоритетами бюджетной политики на среднесрочную перспективу станут:
– дальнейшее повышение доходов работников в реальном выражении, включая безусловное исполнение «майских» указов Президента Российской Федерации и индексацию оплаты труда работников бюджетной сферы, не подпадающих под действие «майских» указов Президента с 1 января 2018 г. на 4%;
– повышение с 1 сентября 2018 г. на 4% государственной академической стипендии студентам и учащимся учреждений среднего и начального профессионального образования;
– индексация финансового обеспечения мер социальной поддержки населения на 4% с 1 января 2018 г.;
– увеличение минимальной заработной платы с 1 января 2018 г. до уровня прожиточного минимума;
– безусловное выполнение всех принятых расходных обязательств;
– формирование местных бюджетов на 2018–2020 гг. без дефицита;
– сокращение государственного и муниципального долга, привлечение в целях рефинансирования госдолга рыночных инструментов заимствований.
Консолидированный бюджет автономного округа сбалансирован. Для повышения устойчивости бюджета на 2018 г. сохранен резервный фонд автономного округа.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО// Красный Север. - 2008. - № 44/1.
3. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗАО // Красный Север. -2015. Спецвыпуски - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.
4. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г.90-ЗАО // Красный Север. - 2016. Спецвыпуски - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.
5. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон ЯНАО от16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север. - 2017. Спецвыпуски - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.
6. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север. - 2011. - № 39.
7. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый годи плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север. - 2016. Спецвыпуск - № 48/5.
8. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru
9. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север. - 2017. - Спецвыпуски - № 29/2, 29/3.
10. Облигации для населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа:http://www.yamalfin.ru/index.php option=com_content&view=article&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, свободный (дата обращения: 25.12.2018).
11. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущие позиции по уровню кредитного рейтинг среди регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, свободный (дата обращения: 25.12.2018).