Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Кафедра мировой экономики, профессор, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются возможности совершенствования экспорта российского газа. Представлен авторский вариант прогнозируемого развития ситуации в области зарубежных поставок трубопроводного газа России на среднесрочный период.
газопроводы, сжиженный природный газ (СПГ), транспортировка газа, экспорт природного газа, Россия, Газпром, Европейский союз, США, Китай, Республика Корея.
Экспортный потенциал российского газового комплекса представляет собой значимый для национальной экономики сектор и определяется способностью национальной экономики производить продукцию, которая была бы вполне конкурентоспособной на международных рынках, чтобы осуществлять ее экспорт в достаточных объемах по мировым ценам (см.: [4, с. 39]).
Роль и значимость экспортного потенциала российского газового комплекса определяются его стратегической ролью, так как за счет него у России появляется возможность выхода на путь стабильного и качественного экономического роста. Данная отрасль на 20% обеспечивает финансирование государственного бюджета. От развития экспортного потенциала зависят остальные области производства и услуг, а также социальная сфера. Экспортный сектор представляет собой некую гарантию экономической безопасности страны, возможность снятия социальной напряженности и обеспечения жизнедеятельности населения.
Именно за счет экспорта ресурсов в экономику вливаются финансовые ресурсы, обеспечиваются инвестиционные возможности, развивается потребительский сектор, осуществляется технический прогресс, погашаются внешние долги и кредиты (см.: [4, с. 40]).
Экспортный потенциал российского газового комплекса определяется следующими факторами развития мирового рынка ресурса:
– ужесточаются экологические требования, в том числе и относительно парникового эффекта, усиливаются технологические ограничения негативного воздействия на окружающую среду, что обусловливает рост потребления газа, так как он отличается большей экологичностью по сравнению с другими видами топлива;
– природный газ стоит дешевле в соотношении с другими видами топлива;
– наблюдается возрастание мирового населения, а, соответственно, и рост потребления энергоресурсов, в том числе и природного газа;
– открываются новые крупные месторождения газа, развиваются технологии добычи газа их мест, где раньше отсутствовала возможность его добычи.
Таким образом, вышеназванные факторы позволяют сделать прогноз о довольно позитивных перспективах и устойчивости спроса на природный газ как минимум на ближайшие 10–20 лет.
Однако присутствуют и негативные факторы для развития экспортного потенциала национального газового сектора. Так, развитие российских газовых компаний осуществляется во многом за счет прибыли, а также субсидирования государством. При этом российские компании не могут воспользоваться международными кредитами на длительный срок и под низкие проценты по причине того, что к ним применены санкции. Для этих компаний характерна проблема технологического отставания, которая сейчас усугубляется отсутствием доступа к международным технологиям вновь из-за введенных санкций.
При этом возможностями совершенствования экспорта российского газа являются постепенное освоение новых месторождений, разведывательные работы.
По впервые опубликованной оценке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (март 2019 г.), запасы газа к началу 2018 г. оценивались в объеме 14,5 трлн кубометров, по стоимости – на сумму 11,3 трлн руб. Причем, по данным Министерства энергетики РФ, запасов газа в России хватит более чем на сто лет, тогда как нефти – иссякнут еще при жизни нынешнего поколения (см. подробнее: [9; 10]).
Ресурсная база для добычи природного газа в настоящий момент отличается довольно высоким уровнем надежности и достаточности для удовлетворения практически любого спроса, в том числе и экспортного [5]. Это является одним из важнейших преимуществ российского газового сектора. Поэтому важно обеспечить в дальнейшем сохранение этого преимущества. Очевидна также целесообразность вложения средства в освоение новых месторождений. В настоящее время в разработку постепенно вовлекаются запасы, расположенные на территории Восточной Сибири и на континентальном шельфе.
Если же рассматривать доступность технологий, то в настоящий момент и примерно до 2020 г., независимо от существующих санкций и введенных ограничений, российский газовый сектор сохраняет все возможности наращивания добычи газа за счет уже подготовленных и разрабатываемых месторождений. То есть, пока влияние антироссийских санкций на него не носит разрушительного влияния.
Однако дальнейшие перспективы не столь однозначны. В среднесрочном периоде до 2025 г., даже в случае ужесточения доступа к технологиям, объем добычи газа также не пострадает катастрофически: разница между базовым сценарием и сценарием «усиление санкций» составляет порядка 5–10% от текущей добычи (здесь и даже см. подробнее: [7]).
При этом главной причиной спада добычи в этот период может стать не столько отсутствие доступа к западным технологиям для реализации новых проектов, сколько отсутствие технологических возможностей по интенсификации добычи на существующих месторождениях.
Но если добыча газа носит достаточно устойчивый характер, и в этой области проблем не прогнозируется, то вот с инфраструктурой ситуация не такая радужная.
Так, в настоящий момент в развитие трубопроводных сетей вкладываются огромные средства, при этом не исключается ситуация заморозки проектов, в которые вложены огромные финансовые ресурсы, что было бы очень нежелательно как для газовых компаний, так и для экономики России в целом.
Поэтому одним из основных вопросов является обеспечение запуска как минимум двух газовых магистралей: «Турецкого потока» и «Северного потока-2» [8]. Особенно серьезной является ситуация с «Северным потоком-2» (см.: [1; 2]). В середине декабря палата представителей конгресса США единогласно приняла резолюцию о противодействии «Северному потоку-2». Вслед за США некоторые структуры Евросоюза (март 2019 г.) призвали отменить реализацию «Северного потока-2».
То есть можно допустить задержку в реализации «Северного потока-2», если к проекту будут применены санкции.
При этом все споры переходят в плоскость дипломатических и экономических переговоров. России в такой ситуации необходимо обеспечить как можно больше союзников среди стран Европейского союза, чтобы их общее мнение сдерживало США в применении оказывающих давление на Россию и ее партнеров в области экспорта газа инструментов. Сейчас (с учетом позиции Дании по строительству газопровода) Nord Stream 2 AG ищет альтернативные варианты и уже подала документы на другой маршрут, который хотя и длиннее на 36 км, но лишает датскую сторону возможности вмешаться в его строительство (см.: [6]).
Если же говорить о долгосрочных перспективах развития экспортного потенциала российского газового сектора, то тут могут возникнуть проблемы, связанные с технологическим отставанием, а также ценами на ресурс, особенно в направлении АТР.
У российских компаний сейчас практически нет своих технологий и оборудования для освоения нетрадиционных запасов ресурсов, а доступ к зарубежным технологиям ограничивается введенными санкциями [7].
Конечно, ограничения эти пока не совсем жесткие, и сами компании серьезно вкладываются в развитие собственных технологий – за десять лет в принципе можно создать свое производство, выстроить отношения с новыми иностранными партнерами.
При этом выбирая экспортные направления, важно учитывать не только экономические и географические факторы, но и геополитические реалии. С этой точки зрения, выгодно договариваться с дружественно настроенными странами, а не с Европой, на которую оказывает активное давление США. То есть, в экспортный прогноз по Европе целесообразно заложить текущий объем поставок, а в качестве перспективных осваивать рынки Китая, Японии, Республики Корея, Индии.
Кроме того, целесообразно заместить недоступные пока технологии собственным производством, так как долго рассчитывать на ранее задействованные технологии не стоит. К тому же, удерживать в течение десятилетия эффект от девальвации рубля тоже вряд ли получится, как и обеспечить конкурентоспособность на фоне отсутствия международного финансирования.
Кроме того, развивая экспорт, следует принимать в расчет и действия конкурентов, в особенности на рынке СПГ.
Отсроченный эффект санкций против РФ дает время подготовиться всем остальным субъектам мирового газового рынка для того, чтобы постепенно начать частично замещать российский газ в международной торговле.
Речь явно не идет об эмбарго или о планах полного вытеснения России с внешних рынков, по крайней мере, на азиатском направлении представить это крайне сложно. Но перспективы жесткого ограничения возможностей по экспорту в Европу – это в принципе позволяют сделать даже ранее принятые санкции в сочетании с избыточным предложением со стороны конкурирующих поставщиков.
Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что для развития российского экспорта природного газа важно развивать собственные технологии, уделять внимание вводу новых месторождений в разработку, налаживать взаимодействие с партнерами, особенно со странами, которые настроены к России более дружественно и относительно которых прогнозируется повышение спроса на природный газ (Китаем, Республикой Корея, Индией).
1. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.
2. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
3. Кисленок А.А., Токмаков Е.А. Состояние и перспективы развития газового комплекса России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (СПб, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 39-45.
4. Погорлецкий А.И. Экспортный потенциал России и возможности роста // Международная экономика. - № 12. - 2017. - С. 37-53.
5. Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 г.// Лукойл (ПАО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/10/Obzor_Lukoyl_2015_Osnovnyie-tendentsii-razvitiya-ryinkov-nefti-i-gaza-do-2025.pdf
6. Попытка обеспечить преимущество: в Москве прокомментировали угрозы США ввести санкции из-за «Северного потока - 2» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/592686-severnyi-potok-rossiya-germaniya-posol
7. Российский нефтегаз и санкции: что дальше? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/76720
8. Сила потоков: в 2019 году «Газпром» заканчивает ключевые трубопроводы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20181227/1548774478.html
9. https://www.ridus.ru/news/293913?from=more
10. https://www.ridus.ru/news/294943?utm_medium=more&utm_source=rfinance