УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены основные теоретические положения и идеи учебного пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» авторского коллектива (В.А. Беликов, П.Ю. Романов). С точки зрения особенностей управления учебно-познавательной деятельностью студентов и формирования базовых учебных умений анализируются подходы, принципы, выделяются педагогические условия (формирование познавательной мотивации, овладение активными способами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов на самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность) и средства эффективной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Отмечается модульная технология построения пособия и ее практико-ориентированный характер как основа эффективного личностного и профессионального развития студентов колледжа.

Ключевые слова:
учебно-познавательная деятельность, обобщенные умения, базовые учебные умения, наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация, творческая деятельность, исследовательская деятельность.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одной из целей реформирования образовательного процесса на современном этапе является создание эффективной системы управления деятельностью студентов, направленной на подготовку конкурентоспособного выпускника. Новые требования общества ориентированы на формирование у студентов способности к самостоятельному усвоению знаний, непрерывному самообучению и самостоятельному познанию [5]. В связи с этим все актуальнее становятся проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям, что вызывает потребность совершенствования как психологического, так и познавательного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Изучая особенности дидактики, исследовательской и творческой деятельности в современном образовательном процессе, ученые-педагоги отмечают компетентностную ориентацию образовательного процесса, его индивидуализацию и практико-ориентированный характер [2, 3], диверсификацию форм, методов и технологий обучения [14, 15, 16, 17]. Исследования ученых привели к накоплению большого количества новых дидактических фактов, дающих научное обоснование содержанию методов и организационных форм обучения. Авторы пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» (В.А. Беликов, П.Ю. Романов) решили реализовать свои научные подходы и идеи в методическом обеспечении факультативного курса для студентов СПО [1].

Организация учебно-познавательной деятельности студентов и  эффективное управление ее имеет принципиальное значение [9]. Пособие написано с учетом психологических особенностей данного возрастного периода и ориентировано на формирование основ учебно-познавательной деятельности, что определяет его актуальность.

Управление учебно-познавательной деятельностью студентов колледжа, по мнению авторов, должно осуществляться с учетом возрастных особенностей, так как данный возрастной период – важный этап социально-профессионального становления личности. Ведущие потребности юности – это потребности в социально-психологической поддержке, социальном и профессиональном самоопределении и потребность в достижениях [2]. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность. Данными возрастными особенностями обусловлен стиль изложения материала пособия, подразумевающий определенную диалогичность. Глава «Обращение к читателю» способствует созданию положительной мотивации, которая на начальном этапе обучения компенсирует недостаточный запас знаний, умений и навыков.

Авторы связывают эффективность организации учебно-познавательной  деятельности  студентов  с увеличением  познавательной  мотивации, познавательной активности, самостоятельности. В главе «Урок для учителя» они подчеркивают важную роль преподавателя, так как в современном образовательном процессе он является организатором учебного процесса, управляет им.

Управление учебно-познавательной деятельностью студентов предполагает создание условий для развития личности, роста их профессионального мастерства [7]. Изучая ее особенности, авторы считают, что существенное влияние, как на сам процесс деятельности, так и на ее результат оказывают мотивы деятельности. Активизировать учебно-познавательную деятельность  студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки они предлагают через совместную деятельность преподавателя и студента. Деятельность преподавателя, который выполняет организационные, координационные и консультативные функции, направлена на формирование мотивации, которая пробуждает непосредственный интерес к содержанию учебного предмета; к характеру той мыслительной деятельности, которую требует предмет; опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью; интерес, основанный на положительном влиянии преподавателя, его личностных качеств. Формирование познавательной мотивации через совместную деятельность преподавателя и студента является одним из организационно-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа [11].

Управление учебно-познавательной деятельностью студентов не может быть успешным, если отсутствует познавательный интерес, который формируется путем эффективной ее организации. Сформулированное условие обеспечивает достижение цели – формирование мотивов деятельности, потребностей и интересов, позволяющих стимулировать активность студента и добиться эффективности его деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Пособие написано с учетом основных составляющих управления учебно-познавательной деятельностью (целеполагание обучающихся; мотивы  их деятельности; формирование умений обучающихся),  что и определяет  структуру пособия. Главы пособия представляют собой  программу реализации  действий по достижению поставленной дидактической цели: «В предлагаемой книге мы ставим задачу помочь тебе, читатель, в овладении рациональными умениями учебной деятельности и подготовке к самообразованию» [1, с. 5].

В этой связи особое внимание обращает на себя модульная технология изложения материала пособия, позволяющая добиться максимальной активизации учебного процесса. Критерием построения модуля является структурирование учебно-познавательной деятельности студентов согласно логике этапов усвоения знаний: «Урок 1. Введение в тему», « Урок 2. Учись наблюдать», «Урок 3. Учись экспериментировать», «Урок 4. Учись работать с книгой», «Урок 5. Учись готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам», «Урок 6. Учись исследовать и творить», «Урок 7 (самый короткий). Подведение итогов».

Каждый модуль (глава) включает в себя постановку цели; учебную информацию в виде текстового материала, таблиц, иллюстраций; практические задания для отработки умений и навыков; задания для самостоятельной работы студентов; обладает относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса и направлен на формирование  определенных профессионально значимых навыков и умений (наблюдать, экспериментировать, работать с книгой, систематизировать, исследовать). Применение пособия в образовательном процессе позволяет реализовывать одно из важнейших  организационно-педагогических  условий, суть которого  заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых студенты усваивают содержание специальных и общеобразовательных дисциплин на основе активных способов учебно-познавательной деятельности [4].

В главе «Урок 1. Введение в тему» авторы дают определение таких понятий, как «деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «умение», «обобщенные умения», подчеркивая  важную роль учебно-познавательной  деятельности в преобразовании действительности и формировании человека. Без активных действий субъекта не может быть и речи об изложении или усвоения знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике. Усвоение знаний или познавательная деятельность всегда есть результат целенаправленных действий. Действия (умственные, речевые и моторные) составляют конкретные способы достижения поставленной цели: изложения и усвоения знаний, формирования умений, открытия новых знаний и т.д.

В главе «Урок 2. Учись наблюдать» авторы рассматривают особенности наблюдения как вида учебно-познавательной деятельности. Организация наблюдения в процессе обучения реализуется с помощью обобщенного плана, предлагаемого авторами пособия, и преследует следующие цели:

– ознакомление с особенностями наблюдения как метода научного познания и подготовка к ведению научных наблюдений;

– изучение свойств тел, явлений природы и общества;

– развитие наблюдательности и личностных качеств студента.

Стоит отметить, что организация учебно-познавательной деятельности осуществляется с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе. Управление вниманием, восприятием, памятью, мышлением студентов обеспечивается с помощью применения  различных схем, рисунков, графиков [6, 13].

В условиях развивающего обучения важен не только результат  деятельности (знания, умения, навыки), но и овладение способами достижения результатов [8]. В главе пособия «Урок 3. Учись экспериментировать» авторами предлагается решение проблемы повышения эффективности и качества учебного процесса. Данная глава ориентирована на овладение методами познания и  предполагает увеличение доли самостоятельной работы студентов для активизации учебно-познавательной деятельности и их включение в творческую деятельность путем проблемно-познавательных заданий.

Следующая глава пособия «Урок 4. Учись работать с книгой, или Учись работать с учебными текстами»» направлена на формирование умений, необходимых для подготовки докладов и сочинений по предметам; выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, сравнение и сопоставление различных фактов, что является основой формирования навыков, необходимых для дальнейшей учебно-познавательной деятельности не только в системе СПО, но и в ВУЗе.

Большое значение в учебно-познавательной деятельности имеет систематизация знаний. В главе «Урок 5. Учись готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам» систематизация как вид учебно-познавательной деятельности ориентирована на формирование умений выявлять логические связи между элементами, их зависимость друг от друга, строить схемы и модели, анализировать, выделять типическое и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытыми смыслами текстов. Данные умения, совершенствуясь и видоизменяясь в процессе методической подготовки студента, переходят на соответствующий уровень, формируя такие умения обучающегося, как обдумывание, анализ сложных ситуаций [17, 18]. Вместе с этим повышается качество знаний студентов.

Однако овладение только знаниями, умениями, навыками и методами приобретения знаний в колледже недостаточно. Студент должен уметь  применять полученные знания на практике, самостоятельно, творчески и продуктивно подходить к решению поставленных задач.

В пособии овладение видами учебно-познавательной деятельности идет в направлении от алгоритмических методов ее выполнения к неалгоритмическим (вариативным, творческим) методам. Для развития творческого потенциала студентов важное значение имеет глава пособия «Урок 6. Учись исследовать и творить», в которой рассматриваются особенности творческой и исследовательской деятельности.

Организация творческой и исследовательской деятельности предполагает решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области как способа их решения, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки (творческие задачи) и направлена на приобретение на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для студента знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи [9]. В учебно-познавательной деятельности элементы творчества проявляются в особенностях ее протекания: умение видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях, что и способствует накоплению необходимого  объема знаний, умений, навыков.

Управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется посредством  включения студентов в творческую деятельность через их самостоятельную работу. Таким способом  реализуется  третье  организационно-педагогическое условие – активизация учебно-познавательной деятельности студентов, которое заключается в организации самостоятельно-творческой деятельности студентов колледжа [12].

Заключительная глава «Урок 7. (Самый короткий) Подведение итогов» носит рекомендательный характер и содержит помимо итогов необходимый для дальнейшего саморазвития студентов список литературы.

Несомненным достоинством пособия является большое количество иллюстраций, рисунков, примеров из повседневной жизни, что подчеркивает практико-ориентированный характер данной работы и вписывается в концепцию ученых [2].

Таким образом, управление учебно-познавательной деятельностью студентов колледжа предполагает эффективную организацию совместной деятельности, гуманистический стиль взаимоотношений обучающегося и педагога при решении учебных задач, исключение пассивного восприятия учащимися готовой информации. Управление заключается в создании таких организационно-педагогических условий, как формирование познавательной мотивации, овладение активными способами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов на самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность. Каждое условие обеспечивает решение отдельных аспектов проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Реализуемые в комплексе условия являются необходимыми и достаточными в целом для эффективной активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Следует также отметить несомненный практико-ориентированный характер данного пособия и полное соответствие современному компетентностному подходу  [3, 10].

Пособие «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» содержит новые научные результаты, полезные для ознакомления и использования не только студентам, но и исследователям в области педагогики,  преподавателям школ, средних специальных учебных заведений и вузов, специалистам факультетов повышения квалификации и руководителям органов народного образования.

Список литературы

1. Беликов В.А., Романов П.Ю. Основы учебно-познавательной деятеьности студентов колледжа. Методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 179 с. - (Среднее профессиональное образование).

2. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности: монография. - М.: Перо, 2017. - 312 с.

3. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 267 с. 3

4. Васева О.Х. Создание современной образовательной среды в процессе обучения Web-технологиям // Журнал исследований по управлению. - М., 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 31-37.

5. Васёва О.Х. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования // Журнал педагогических исследований. - М., 2018. - Т. 3. - № 4. - С. 136-146.

6. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016.- №2. - С. 221.

7. Дзамыхов А.Х., Ниматулаев М.М., Романов П.Ю. Аспекты методологии педагогики в информационном обществе / Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. трудов Международной науч.-практ. конф-ции. - М.: 2016. - С. 57-67.

8. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов П.Ю. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 94-104.

9. Лисьев Г.А., Романов П.Ю., Аскерко Ю.И. Программное обеспечение компьютерных сетей и Web-серверов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 145 с. - (Среднее профессиональное образование).

10. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.] - М.: Инфра-М, 2017. - 260 с.

11. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. - 2001.- № 7 (7). - С. 39-43.

12. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник Магнитогорского государственного университета. - Магнитогорск. - 2001. - № 2-3. - С. 340-345.

13. Романов П.Ю., Васёва О.Х. Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе медиаобразования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. - С. 186-189.

14. Романов П.Ю., Банникова Д.Д. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 2. - С. 63-67.

15. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Роль графической интерпретации результатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятельности учащихся // Современные проблемы обучения математике в школе. - Магнитогорск, 2000. - С. 84-90.

16. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения // Мир науки, культуры, образования.- 2015.- № 6(55). - С. 65-68.

17. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования.- Пенза, 2015. - № 5. - С. 569.

18. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования.- Пенза, 2016. - № 5. - С. 241.

Войти или Создать
* Забыли пароль?