ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы использования экспозиционных залов школьных музеев в воспитательной и культурно-просветительской работе неоднократно освещались в специальной литературе [1, 2, 3, 4]. Однако, авторы не всегда учитывают проектный потенциал музейной среды. А еще мы забываем про школьные перемены – время между уроками. Актуальность предлагаемого материала посвящена именно этой, пока еще недостаточно изученной и не опробованной на практике, теме. В основу статьи положены материалы изучения поведенческих реакций школьников, посещающих музей на переменах, зафиксированные в дневниках наблюдений материалы подготовки экскурсий и описания музейных экспонатов. Цель: выявление возможности использования перемен в школьном музее для проектной деятельности, воспитания гордости за свою страну через изучение боевого опыта на полях сражений и успехов военного строительства.

Ключевые слова:
музей, музейная педагогика, школа 1561, патриотическое воспитание, проект.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время актуальным является использование проектных технологий в образовательно-воспитательной деятельности [6]. Автором статьи приводится пример использования такого рода технологий для гражданско-патриотического воспитания школьников.

Этапы проектно-исследовательской работы:

1. Оценка потенциала имеющихся музейных экспонатов по созданию условий для формирования первичного интереса к военной истории.

2. Создание площадок для организации временных тематических выставок с целью определения круга интересов посетителей.

3. Использование возможностей визуализации событий и героических подвигов народа с помощью технических средств (проектор, компьютер, экран).

4. Проведение кратких собеседований со школьниками и, по возможности, с их родителями по результатам осмотра экспозиции.

5. Разделение учащихся на рабочие группы, наблюдение за их работой и фиксация результатов.

 

Оценка потенциала и формирование первичного интереса

 Школьный музей – это музей для детей и руками детей [7]. Исследование проводилось в  конкретном школьном музее боевой славы.  Музей 60-й Севско-Варшавской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии создан ветеранами более 30-ти лет назад в память о формировании и боевом пути Первой дивизии народного ополчения Москвы. Экспозиция музейных фондов состоит из экспонатов, переданных на хранение ветеранами и родственниками ополченцев. Всего в соответствии с книгами учета 1041 экспонат. Военная форма, снаряжение, фрагменты оружия, личные вещи, фотографии и мемуары не могут оставить равнодушным ни одного школьника. Тем более, что правнуки первых ополченцев и офицеров, стоявших у истоков формирования дивизии, учатся в нашей школе. Наглядным подтверждением информации, изложенной в этом разделе, является проект  «Обзорная экскурсия. Мой День Победы».

Летом 2018 г. проект был представлен на конкурс музеев образовательных учреждений Российской Федерации. Наши ученики заняли первое место.

Интересна также проектная работа на английском языке, получившая медаль от Ассоциации победителей олимпиад, где школьница проводит музейный репортаж и рассказывает о своем прадедушке – Герое войны.

 

 Создание площадок для определения круга интересов школьников

Для определения направлений работы с каждым конкретным учеником в музее создано несколько тематических интерактивных зон (см. рис.).

Экспонаты этих временных выставок находятся в открытом доступе. Каждый посетитель может не только посмотреть через стекло витрины на заинтересовавший его предмет, но и взять в руки, примерить, полистать книгу.

Таким образом, мы не только способствуем расширению кругозора учащихся и их родителей, но и прививаем интерес к военно-патриотической тематике,  формируем желание попробовать сделать что-то самостоятельно, поучаствовать в создании тематического или практико-ориентированного проекта. Примером может стать проект нашего патриотического сообщества, размещенный на музейном видеоканале «Город мастеров-2».

 Важное свойство проектной деятельности – самоопределение учащихся к идее проекта [5]. Для его организации необходимо уловить интерес ребенка, создать условия для его проявления и углубления, перевода в конкретную деятельность.

 

 

 

 

Примеры временных выставок

Примечания

Военная форма и снаряжение

 

Личные вещи бойцов и командиров

 

Планшеты с фотографиями участников боев

 

Фрагменты оружия и боеприпасов

Отдельно Красной армии и армии Вермахта

Наградные документы, грамоты

 

Письма и мемуары

 

Средства связи и тактико-специальной пропаганды

Времен войны и современные

Книжные выставки

«Полководцы Победы», «Дни воинской славы России»

Макеты современного оружия, средства защиты

АК-74, ОЗК, Л-1

 

Рис. Тематические интерактивные зоны образовательной среды музея

 

Использование музейных возможностей и потенциала учащихся

Школьная перемена, в зависимости от расписания, составляет промежуток времени от 10 до 20 мин. В течение учебного дня это больше часа. Этого вполне достаточно для определения основных направлений совместной работы. Наблюдаем за посетителями. Кто-то подошел к планшету с фотографиями, заинтересовался книгой «Москва военная» или листает альбом «Наш Бессмертный полк», в котором собраны фотографии воевавших родственников учащихся. Кому-то больше интересна техническая составляющая представленных экспонатов и макетов и он, открыв книгу, сравнивает технические характеристики оружия Красной армии и армии противника. В музее можно не только прочитать, но и попробовать произвести неполную разборку оружия. На первых порах вместе с наставником из числа музейного актива. А когда мастерство достигнет определенного уровня, можно принять участие в конкурсе. Пример – конкурс обучающих видеороликов «Дети – детям». И наши школьники – непосредственные участники. Съемка происходила в школьном музее.

 

Использование возможностей технических средств для наглядной демонстрации событий военной истории

Как привлечь учащихся к работе над интересными творческими или информативными проектами? Для начала включаем проектор и демонстрируем видеопроекты, над созданием которых успешно трудились наши ученики. Это может быть и конкурсный документальный фильм об одном из Дней воинской славы или памятной даты России. К примеру, видеопроект «Возрожденный из пепла». А может быть видеоролик, созданный командой учащихся с помощью компьютерных программ и спецэффектов. Например, проект «Говорит и показывает музей».

Кому что нравится, кто хочет и считает, что может, пусть попробует. А мы ему поможем, подобрав наставника среди старшеклассников соответствующей группы. Таким образом, мы предоставляем детям возможность практического применения знаний в области истории, военной техники, IT-технологий и компьютерных программ. На музейном канале создан отдельный плей-лист «Информатика», где ребята могут поделиться с товарищами своими познаниями в области применения компьютерных технологий.

Чтобы оценить, что ребенку понравилось и определить, какой участок работы ему по душе с точки зрения применения своих способностей, проведем небольшую беседу.

Собеседование по результатам осмотра музейной экспозиции

Собеседование по результатам просмотра музейной экспозиции основывается на результатах наблюдения в ходе школьной перемены за конкретным ребенком. Составляем для себя небольшой вопросник, приглашаем маленького посетителя музея присесть рядом (или сами подходим к нему), налаживаем первый ознакомительный контакт, задаем вопросы: как ребенка зовут, в каком классе, что больше всего понравилось, чем занимается дома в свободное от учебы время: рисует, пишет стихи, работает с компьютерными программами, увлекается исторической литературой, военной техникой… Если ребенок с родителями, знакомимся, спрашиваем есть ли воевавшие родственники, знакомим с наиболее интересными экспонатами времен войны и определяем направления возможного сотрудничества. Уточнив у родителей (или ребенка), какая тема близка, переходим к претворению в жизнь нашего очередного пункта.

 

Групповая работа

Далее происходит разделение учащихся на рабочие группы, наблюдение за их работой и фиксация результатов. Наши наблюдения фиксируем в рабочем дневнике и составляем примерный план взаимодействия с ребятами. Наиболее активных и любознательных приглашаем в музей после уроков и определяем сектор дальнейшей работы. Это может быть экскурсионная деятельность, оформительская, фольклорная, организационная, исследовательская. В конце дня заканчиваются музейная работа и учащиеся, преодолев первую ознакомительную ступеньку, переходят на новый этап освоения учебного материала.

 

Выводы

Особо отметим, что музейно-воспитательная работа не ограничивается проведением уроков мужества, экскурсий и тематическими мероприятиями. Школьные перемены имеют большой, не до конца оцененный потенциал. Они являются еще одним из способов получения знаний и их конкретной реализации, возрождают институт наставничества и имеют практико-ориентированную направленность.

 Примером успешного использования музейного пространства на переменах и создания патриотических проектов могут служить конкретные результаты деятельности актива школьного музея боевой славы в ГБОУ Школа № 1561. Детская инициатива и старание реализуются в стремление сделать что-то полезное для школы и, в конечном итоге, – для страны. И это не только участие, но и призовые места во всероссийских конкурсах и международных акциях. А начиналось все здесь, в музее, с простого вопроса во время школьной перемены: чем ты увлекаешься?  И этот вопрос получает дальнейшую реализацию в конкретных и таких нужных школьникам проектах. Ведь сегодня – это наши дети, а завтра – российский народ.

Список литературы

1. В мире школьных музеев. М.: Центр «Школьная книга». Выпуск 2. 2009.

2. Да, были люди в наше время. Организация музейно-педагогической работы в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, М.: «Армпресс», 2013.

3. Деятельность военно-исторического музея - эффективная форма патриотического и гражданского воспитания обучающейся молодежи, М.: «Армпресс», 2010.

4. Козлова Л.К. Потенциалы музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. М.: «Армпресс», 2013.

5. Краснов С.И., Малышева Н.В. Понятие гуманитарного проектирования в образовании // Педагогика. - 2015. - № 5. - С. 28-34.

6. Малышева Н.В., Сергеенко У.В. Методология и практика гуманитарно-проектного подхода к воспитательной деятельности // Журнал педагогических исследований. -2018. - Т. 3. - № 3. - С. 29-43.

7. Школьный музей. Теория, методика, опыт создания и использования музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения, М.: Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы и Московский городской совет ветеранов, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?