СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, КУЛЬТУРНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается человеческий потенциал сельских регионов как совокупность ресурсов (социальных, экономических, культурных), обеспечивающих определенный уровень развития и функционирования экономической, культурной и социальной, демографической сфер в конкретном регионе и стране. Обосновывается необходимость проведения социологического мониторинга на основе данных официальной статистики в контексте административно-территориальных единиц и данных опросов общественного мнения.

Ключевые слова:
человеческий потенциал, социально-экономический потенциал, культурный потенциал, миграционный потенциал, социологический мониторинг, сельские регионы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Методология оценки человеческого, социального, культурного, экономического потенциала в контексте категориального подхода основывается на определении данных видов потенциала в качестве социологических категорий и объектов статистического и социологического изучения.

Широкая трактовка понятия «человеческий потенциал» позволяет применять его в различных направлениях социально-гуманитарных и технических наук.

В толковом словаре С.И. Ожегова, потенциал определяется в трех значениях: 1) физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке; 2) степень мощности, совокупность каких-либо средств, возможностей; 3) внутренние возможности, духовный потенциал человека [1].

В социально-гуманитарных науках понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» часто рассматриваются как синонимичные.

К основоположникам теории человеческого капитала относят Т. Шульца, Г. Беккера. Г. Беккер обосновывал экономическую целесообразность капиталовложений (государственных, частных) в человеческий капитал. Врожденные способности, приобретенные знания, мотивации индивидов могут способствовать увеличению дохода как самого индивида, так и предприятия. На примере подготовки специалистов на рабочем месте Г. Беккер пытался доказать «характер воздействия человеческого капитала на заработки, занятость и другие экономические переменные» [2, с. 52].

Признанной в мировом сообществе стала концепция развития человеческого потенциала, разработанная экспертами Программы развития ООН (ПРООН). В рамках данной концепции экономический рост рассматривается как средство развития человеческого потенциала: учитываются ВВП, параметры здоровья, образование, доступ к получению информации.

Интегральный показатель для определения базового развития человека включает индекс человеческого развития (ИЧР) и положен ООН в основу сопоставления рейтинговых оценок различных стран по развитию человеческого потенциала. На основе ИЧР измеряются достижения страны по трем основным направлениям «с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан, для которых оцениваются свои индексы:

  1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС)» [3].

С 2010 г. Индекс подвергся корректировке. К сводным показателям среднестрановых статистических данных были введены три новых индикатора: «Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ)» [3].

Рейтинг по индексу человеческого развития ежегодно рассчитывается Программой развития ООН на основе сравнительного анализа 187 государств – членов ООН. С 1995 г. издаются национальные доклады о человеческом развитии – в том числе, во всех государствах Европейского региона ПРООН.

По сравнению с данными доклада, за 2016 и 2017 г. индекс человеческого развития для Беларуси в 2017 г. увеличился с 0,732 до 0,756.

В рейтинге государств по индексу человеческого развития Беларусь занимает 65-е место и лидирует среди стран СНГ (Российская Федерация находится на 66-м месте, Казахстан – на 68-м, Украина – на 76-м месте). Данных показателей удалось достигнуть за счет роста основных компонентов индекса. Так, показатель валового национального дохода на душу населения вырос с 12 926 долл. США в докладе 2010 г. до 13 439 долл. США в докладе 2011 г., показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении увеличился с 69,6 лет до 70,3 лет [4].

При всем многообразии подходов к определению человеческого потенциала в них нет противоречивости, поскольку все они отражают его сущностные характеристики, связанные с качеством и уровнем жизни населения.

Человеческий потенциал можно определить как множество ресурсов (социальных, экономических, культурных), обеспечивающих определенный уровень развития и функционирования экономической, культурной и социальной, демографической сфер в конкретном регионе и стране.

Категориальный подход позволяет рассматривать человеческий потенциал в контексте развития и повышения эффективности управления сельскими регионами страны.

Оценка текущего потенциала региона может быть основой дальнейшего формирования и совершенствования программ социально-экономического развития данных территориальных подразделений.

Методология оценки социально-экономического, культурного, миграционного потенциалов в контексте категориального подхода основывается на определении данных видов потенциала в качестве объектов статистического и социологического изучения.

Среди критериев оценки развития сельских регионов следует выделить: человеческий, социальный, экономический, культурный, демографическо-миграционный потенциал и эффективность использования его ресурсов; определение приоритетных направлений развития сельских регионов в контексте развития данных видов потенциала. Критерии оценки развития потенциала региона в контексте категориального подхода представлены на рис. 1.

Основные принципы развития человеческого потенциала в контексте категории «качество жизни» изложены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 г. № 466. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения – приоритетная задача социальной, экономической, культурной политики белорусского государства, реализация которой основывается на комплексном решении следующих задач: улучшение демографического потенциала и укрепление здоровья населения; обеспечение эффективной занятости; рост реальных денежных доходов; совершенствование системы социальной поддержки социально уязвимых категорий граждан; развитие физической культуры и спорта; рост качества и доступности образования; развитие национальной культуры и творческого потенциала; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.

Данные принципы были положены в основу разработки показателей и индикаторов социологического измерения культурного, экономического, социального, миграционного потенциала социальных групп сельского сообщества с учетом теоретических наработок в области социально-гуманитарных наук, данных официальной статистики и опросов населения о качестве жизни в конкретном регионе. Принципы развития человеческого потенциала сельских регионов на основе Программы социально-экономического развития на 2016–2020 гг. представлены на рис. 2.

Вышеобозначенные принципы по реализации государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. положены в основу разработки социологического мониторинга и индикаторов экономического, социального, культурного развития сельских регионов в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

В настоящее время отсутствует единая методика комплексной оценки устойчивого развития сельских регионов. Существующий механизм оценки развития сельских регионов основан на систематизации статистических данных, применяемых в отдельных отраслях. Они становятся базовыми для ранжирования конкретной отрасли и не применяются для комплексной оценки сельских территорий.

В рамках социологического мониторинга можно выявить реальные показатели и эффективность экономического, социального, культурного развития сельских регионов в контексте измерения человеческого, социального, культурного, экономического потенциала и его реализацию на основе Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020), разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Среди важнейших социально-экономических составляющих устойчивого развития до 2020 г.:

– повышение уровня и качества жизни населения;

– борьба с бедностью;

– изменение структуры потребления и производства;

– охрана и укрепление здоровья;

– улучшение демографической ситуации;

– противодействие криминализации жизни общества.

Мониторинг выполнения программы НСУР проводится ежегодно. Подготовка аналитического отчета о реализации приоритетов и направлений устойчивого развития разрабатывается один раз в два года и систематизируется по основным компонентам развития: человек, экономика, окружающая среда. Ответственными за подготовку отчета по мониторингу являются:

  • Министерство труда и социальной защиты РБ (человеческое развитие);
  • Министерство экономики РБ (экономическое развитие);
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (экология).

Согласно НСУР, к проведению мониторинга устойчивого развития и подготовке отчетов могут привлекаться и другие государственные органы и организации в пределах их полномочий. Сведение компонентов осуществляет Министерство экономики РБ, а «результаты мониторинга являются предметом рассмотрения Национальной комиссии по устойчивому развитию, которая принимает решения по совершенствованию системы обеспечения устойчивого развития в стране в целом и в отдельных сферах, корректировке при необходимости целевых индикаторов» [5].

Соответственно, в рамках существующего мониторинга не проводится комплексное исследование сельских регионов с выделением административно-территориальных единиц (сельсоветов), что не позволяет получить оценку работы каждого сельсовета и интегрированные показатели устойчивого социально-экономического развития на уровне районов, областей.

В этой связи назрела необходимость разработки методики проведения социологического мониторинга для оценки социально-экономического, культурного, экологического потенциала сельских регионов и их институционального состояния. Полученные объективные результаты будут способствовать принятию обоснованных управленческих решений и формированию эффективной политики на региональном и местном уровнях.

Предполагаемая методика основывается на ежегодном измерении показателей экономической, социальной, культурной устойчивости регионов на основе систематизации данных официальной статистики с учетом основных показателей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР‑2020).

Исследование предлагается осуществлять в двух направлениях:

  1. оценка экономического, социального, культурного развития региона на основе обобщения статистических показателей. Статистические данные, собранные и систематизированные на уровне административно-территориальных единиц, в границах которых созданы и действуют местные советы депутатов и исполнительные распорядительные органы, позволят выявить интегрированные показатели устойчивого социально-экономического развития сельских территорий на уровне районов, областей;
  2. оценка социально-экономического, культурного развития сельских регионов на основе опросов общественного мнения среди жителей конкретных регионов. Основное внимание в рамках опросов будет уделено оценке уровня и качества жизни на селе, возможности доступа к социальным, экономическим, культурным благам. Этого в рамках НСУР-2020 планируется достигнуть за счет «последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени» [5]. В НСУР-2020 подчеркивается роль и значимость государственной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, которая в перспективе ориентирована на обеспечение таких доходов среди каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей, прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности.

Среди наиболее значимых факторов, препятствующих устойчивому развитию сельских районов и сельских поселений согласно НСУР-2020 являются:

  • критическая трудоресурсная ситуация в подавляющем большинстве районов;
  • неритмичность работы предприятий, их неплатежеспособность, нарастание безработицы, низкая инвестиционная активность;
  • низкий потенциал сельскохозяйственных земель в ряде районов северной, северовосточной зон;
  • ухудшение доступности образования, низкое качество сферы обслуживания, ограниченный набор медицинских услуг, слабая оснащенность медицинским оборудованием;
  • снижение возможностей содержания и обеспечения объектов сферы обслуживания, жилищной и инженернотехнической инфраструктуры. В сельской местности высокая доля некапитального (до 80%) амортизированного жилищного фонда;
  • низкий уровень благоустройства сельских поселений (твердое покрытие улиц и дорог, зеленые насаждения общего пользования, спортивные сооружения и др.);
  • интенсивное загрязнение грунтовых вод в пределах животноводческих и птицеводческих ферм, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, полей орошения, сельхозугодий, где вносятся минеральные и органические удобрения. В настоящее время более 70% колодцев имеют воду с содержанием нитратов, превышающим ПДК. Именно на использовании этих вод базируется практически все (90%) питьевое водоснабжение сельского населения;
  • недостаточная развитость сети местных дорог, что ухудшает связи «малый город – село» и соответственно социальное обслуживание сельских поселений и территорий;
  • снижение уровня пассажирского транспортного обслуживания населения, закрытие нерентабельных для транспортных предприятий автобусных маршрутов, сокращение количества рейсов [5].

Выделенные факторы были положены в основу разработки эмпирических индикаторов измерения экономического, социального, культурного потенциала сельских регионов Беларуси, среди которых:

  • развитость инфраструктуры и качество оказания социальных, культурных, экономических услуг;
  • доступность социальных, культурных, экономических объектов при их отсутствии в населенном пункте;
  • оценка деятельности местных органов управления и самоуправления;
  • социальное самочувствие, удовлетворенность условиями проживания, возможностями трудоустройства и социальной реализацией жителей сельских регионов и др.

                 Оценку изменения социально-экономической ситуации сельских регионов целесообразно проводить каждые 5 лет для разработки конкретных мер и принятия управленческих решений по развитию сельских регионов в контексте административно-территориальных единиц.

Таким образом, методология оценки культурного, экономического, социального, миграционного потенциалов в контексте категориального подхода основывается на определении данных видов потенциала в качестве социологических категорий и объектов статистического и социологического изучения.

Реализация человеческого, социального, культурного, экономического потенциала региона зависит от совокупности различных человеческих, социальных, культурных, трудовых, материально-технических, финансовых, природных и других ресурсов обеспечения качества жизни на селе в целях наиболее полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей сельского сообщества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики и культуры региона.

Социологический мониторинг по измерению эффективности развития сельских регионов и реализации человеческого, социального, культурного, экономического потенциала основывается на ежегодном измерении на основе данных официальной статистики в контексте административно-территориальных единиц и данных опросов общественного мнения.

Социологические индикаторы экономического, социального, культурного развития сельских регионов включают оценку населенного пункта по наличию и доступности социальных, культурных, экономических объектов, качеству оказания социальных, культурных, финансовых услуг, оценку деятельности местных органов управления и самоуправления. Кроме того, важно исследовать социальное самочувствие, удовлетворенность условиями проживания и социальной реализацией жителей сельской местности. Социологический мониторинг эффективности развития сельских регионов и реализации различных видов потенциала целесообразно проводить один раз в год.

 

Список литературы

1. Ожегов, С.И. Потенциал // Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23032. - Дата доступа: 15.12.2018 г.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г.С. Беккер: Перевод с английского; сост. А.Р. Капелюшников. - М: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

3. Индекс развития человеческого потенциала // Гуманитарные технологии: аналитический портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info. - Дата доступа: 29.12.2018 г.

4. О месте Беларуси в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/un/fd8150d9f661b8b6.html. - Дата доступа: 14.12.2018 г.

5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by/ru/nsur2020-ru/. - Дата доступа: 26.06.2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?