КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В исследовании представлены основные концептуальные подходы к организации управления в органах исполнительной власти. Показано место и основные особенности проектного подхода. Выделены этапы развития проектного управления в зарубежных странах с указанием характерных черт, присущих для каждого этапа. Рассмотрены международные и национальные стандарты проектного менеджмента и подходы к понятию «проект». Показана периодизация становления проектного управления в нашей стране, начиная от самобытного развития, заканчивая интеграцией западных моделей проектного управления в связи со сменой экономического и политического курса. Обоснована эффективность реализации проектного подхода на основе данных Международной ассоциации управления проектами (IPMI). Представлено сравнение функционального и проектного управлений, и сделан вывод о необходимости их интеграции в рамках системы стратегического и оперативного управления. Приведены нормативные основы внедрения проектного управления в России. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития проектного управления как эффективного пути развития экономики государства.

Ключевые слова:
проект, международные стандарты, национальные стандарты, проектное управление, повышение эффективности управления
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

 

В последние годы в мире наблюдается тенденция перехода от классической модели функционального управления в государственном секторе к использованию современных подходов к управлению, зарекомендовавших себя у бизнес-сообщества. Развитие в данном направлении – это своеобразный ответ на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархии и централизации. В современной теории существуют различные концептуальные подходы к управлению (табл. 1).

 

Таблица 1

Концептуальные подходы к организации управления в органах исполнительной власти

Подход

Краткая характеристика

1

Системный подход

  • подробно исследует свойства  и элементы сложно организованных систем для целенаправленного воздействия

2

Кибернетический подход

  • предполагает рассмотрение взаимодействия управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления) подсистем;
  • основополагающий при структуризации системы управления любого типа и иерархического уровня

3

Функциональный подход

  • исследование операций, на основе которых проектируются, описываются, анализируются управленческие функции;
  • рассмотрение совокупности видов деятельности  по управлению, их содержания, а также результатов этой деятельности в зависимости от факторов внутренней и внешней среды

4

Программно-целевой подход

  • ориентация на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы;
  • в основе лежит установление целей развития системы, разработка различных вариантов ее достижения, отбор наиболее эффективных вариантов и формирование на их основе целевых программ

5

Проектный подход

  • уникальный набор действий с конкретной датой начала и окончания, направленный на успешное достижение поставленных целей;
  • реализуется в условиях ограниченности ресурсов

6

Подход на основе теории принятия решений

  • используются такие приемы, как линейное программирование, статистика Байеса, сетевое планирование и компьютерное моделирование

7

Маркетинговый подход

  • связан с улучшением качественных показателей развития территории: с обеспечением ее экологической ситуации и сбалансированного развития, повышением условий труда и прогрессом экономики, продвижением и рекламой территории

8

Процессный подход

  • определение логики и построение технологий стратегического управления;
  • в основе функции, которые выстроены таким образом, что образуют определенные результаты

9

Ресурсный подход

  • рассмотрение ресурсов как источников и одновременно ограничений для какой-либо деятельности;
  • разграничение ресурсов на тактические и стратегические

10

Ценностно-ориентированный подход

  • основан на том, что будущее той или иной территории неопределенно, однако на него можно влиять совокупностью действий, цель которых заключается в достижении нового состояния территории, отвечающего потребностям рынка.

Источник: составлено автором по Государственное стратегическое управление: Монография / Под общ. ред. проф. Ю.В. Кузнецова. – СПб.: Питер, 2014. 320 с.

 

Несмотря на множество подходов к управлению, представленных в табл. 1, выход из кризиса управленческой деятельности, как показала практика, нашелся в переосмыслении государственного управления на основе использования принципов проектного подхода. Внедрение проектного подхода осуществлялось в ходе административных реформ в США, Канаде, Англии и других странах, а сейчас активно продвигается в России.

Развитие проектного подхода как перспективной формы управления базируется на методологии и использовании инструментария менеджмента, в котором основой выступает понятие проекта, включающего содержательную характеристику предмета и объекта управления. В свою очередь, практическая проектная деятельность осуществляется на основе национальных и / или международных подходов, рекомендаций и стандартов, разработанных в результате обобщения практического опыта деятельности, как в коммерческой сфере, так и в сфере государственного управления. Следует отметить, что, несмотря на достаточно длительный период применения проектного подхода, трактовка понятия и концепция определения проекта продолжает меняться вследствие развития теории и практики. Для более ясного понимания, что же из себя представляет управление проектами, обратимся к различным стандартам, в которых раскрыты основные характеристики понятия «проект» (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2

Ключевые признаки понятия «проект», раскрытые в международных и национальных стандартах

п.п.

Стандарт

Признаки

1

ICB – IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. Bremen : Eigenvertag, 1999. P. 23.

– предприятие, обладающее уникальностью условий деятельности, заключающихся в особенностях постановки задач и использования временных и материальных ресурсов;

– некое усилие, направленное на управление человеческими, финансовыми и временными ресурсами в рамках решения количественных и качественных задач, направленных на коренные изменения;

– набор скоординированных действий с определённым началом и завершением

2

ISO/TR 10006: 1997 (E). Quality Management – Guidelines to quality in project management. P. 1.

– уникальный процесс, состоящий из набора взаимосвязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания, направленный на достижение задач в соответствии с требованиями и с учётом  ограниченности времени, затрат и ресурсов

3

AIPM – Australian Institute for Project Management. National Competence Standard for Project Management. Guidelines, 1996. P. 18.

– уникальный набор действий с конкретной датой начала и окончания, направленный на успешное достижение поставленных целей

4

British Standard BS 60791:2000 Project management. Part 1: Guide to Project Management. P. 2.

(Великобритания).

– уникальная совокупность действий, предпринятых индивидуально или организацией для достижения определенной цели с учётом ограниченности ресурсов

5

A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide), 2008. Fourth ed. Project Management Institute. P. 5

– это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Источник: составлено автором по Скурихин М.Н. Управление проектами: учебное пособие / Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. – 204 с.

 

Исходя из ключевых особенностей подхода к понятию «проект» в различных международных и национальных стандартах, можно отметить, что везде, так или иначе, говорится о действии или предприятии, направленном на достижение определённых задач. Несмотря на то, что стандарты проектного управления появились относительно недавно, реализация проектов началась намного раньше. Так, бурное развитие проектного подхода в той или иной сфере наблюдалось во второй половине XX в. [5]. Также можно выделить 4 этапа (волны) развития проектного управления (табл. 3).

 

 

 

Таблица 3

Этапы развития проектного управления в зарубежных странах и их краткая характеристика

№ п.п.

Этап

Страны

Характеристика

1

19601975 гг.

США, ФРГ и Швеция

Полноценное научное обоснованное исследование, направленное на анализ конечных целей и последствий реализации проектов

2

19751989 гг.

Нидерланды, Великобритания

Создание реально работающих политических механизмов и максимизация экономической эффективности от реализации проектов

3

1989 нач. 2000-х гг.

Швейцария и англосаксонские страны

Проведение, прежде всего, внутренней экспертизы, а также самооценивания эффектов от реализации проектов (на федеральном уровне)

4

Нач. 2000-х наст. время

Канада и страны ЕС

Внедрение кластерной оценки в публичном и частном секторах. Эксперты являются координаторами реализации проектов.

Источник: составлено по [11-15]

 

Так, на различных этапах страны лидеры в проектном управлении менялись, и были созданы так называемые международные стандарты проектного управления, которые, несомненно, оказали влияние на создание национальных стандартов. По нашему мнению, на схожесть в трактовках понятия «проект» большое влияние оказал такой процесс как глобализация мировой экономики. Благодаря данному процессу развитие проектного подхода во второй половине XX в. заметно ускорилось. Как отмечают Мироненко Н.В. и Леонова О.В., в нашем государстве проектное управление начало применяться ещё в 1920-х годах, что было связано с введением планирования, например реализация ГОЭЛРО [7]. Исходя из этого, для нашего государства можно составить собственную периодизацию внедрения проектного подхода (табл. 4).

Таблица 4

Этапы развития проектного управления в СССР и России и их краткая характеристика

№ этапа

Временной промежуток

Характеристика этапа

1

1920-е середина 1930-х гг.

  • направленность на решение не только экономических проблем (яркий пример: ликвидация безграмотности населения);
  • выработка методов оценки результатов планирования, внедрение их в практику

2

Середина 1930-х – середина 1950-х гг.

  • оценка результатов проектного управления превращается в инструмент некритичного подтверждения верности планов и инициатив, директивно спущенных сверху

3

Середина 1950-х – середина 1970-х гг.

  • активизация теоретических исследований в сфере повышения эффективности планирования, выработки новых методов и инструментов оценки результатов;
  • внедрение и развитие методов сетевого планирования и управления (М.Л. Разу, СИ. Зуховицкй, И.А. Радчик опубликовали первые работы по сетевым моделям);
  • усовершенствование методов построения альтернативных сетевых моделей, развиваемых советскими учеными Г.С. Поспеловым, В.А. Баришпольцем, В.И. Рудоманов, Б.А. Вигман и Н.И. Комковым

4

Середина 1970-х – конец 1980-х гг.

  • количество строек, применявших методы сетевого планирования и управления, составило 17–18%;
  • развитие управления проектом постепенно перешло от управления единичными проектами к управлению деятельностью всей организации, выполняющей много проектов одновременно

5

1990-е начало 2000-х гг.

Внедрение западных подходов и стандартов к проектному управлению реализуемых российскими некоммерческими организациями

6

2000-е наст. время

Совершенствование имеющихся подходов и автоматизация управления проектами.

Источник: составлено по Мироненко Н.В., Леонова О.В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование.  2017.  № 6 (102).  С. 65–72.

 

На данный момент реализация проектного управления в России связана с уже внедрёнными и адаптированными  западными стандартами. Причиной такого решения, на наш взгляд, послужил уже наметившийся курс на переход к рыночной экономике в нашей стране и заимствование стандартов, работающих в других странах с рыночной экономикой, является вполне логичным и закономерным действием. Так, ещё в конце 1990 г. в СССР была учреждена Советская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ), которая вошла в Международную ассоциацию проектного менеджмента (IPMA). С этого времени началось развитие инструментов и средств управления проектами, которые учитывали отечественную специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятий [6].

На данный момент проектное управление представляет из себя развитый подход, обладающий целостной структурой моделей, методов, инструментов и программных средств, которые широко применяются при разработке и реализации проектов различных масштабов, видов и типов.

Главным отличительным признаком проектного управления от часто применяющейся классической модели функционального управления является предварительная разработка целостной модели проекта, ее комплексный анализ, согласованность, утверждение и, как следствие, всесторонняя реализация [1]. Тезисная сравнительная характеристика функционального и проектного управления представлена в табл. 5.

Таблица 5

Отличия функционального управления от проектного

Функциональное управление

Проектное управление

Отличительные характеристики

Стационарное

Динамическое

Фрагментарное

Целостное

Субъективное

Объективное

Дискретное

Сплошное

Внешнее

Внутреннее

Несистемное

Системное

Линейное

Нелинейное

Источник: составлено по Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. –  3-е изд., перераб. и доп. –  М. : КНО-РУС, 2010. –  760 c.

 

Сравнивая проектное и функциональное управления, необходимо отметить, что проектное управление, как воплощение системного подхода, должно служить дополнением, поскольку его методы являются более гибкими и динамичными, что соответствует потребностям нестабильной отечественной экономики. Так, Международная ассоциация управления проектами (IPMI) утверждает, что на практике использование методологии и инструментов проектного управления экономит от 20–30% времени и 15–20% затрачиваемых средств [2]. Но при внедрении проектного управления необходимо учитывать не только экономические выгоды, а ещё и уровень доверия населения страны и бизнеса к политике Правительства, так как оно предусматривает прозрачность бюджета проекта, что обеспечивается постоянной отчётностью.

Новый виток в истории развития проектного подхода к управлению в России происходит с помощью реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и жилищное строительство. В 2009–2014 гг. принципы проектного управления и ГЧП (государственно-частного партнерства) применялись при подготовке к Олимпиаде-2014, что было обусловлено повышением интереса бизнеса к проектам в регионах страны с привлекательным инвестиционным климатом [4].

В это же время проектно-ориентированный подход вводится в региональные органы власти и в 2011 г. выпускается ряд стандартов по управлению проектами (ГОСТ Р ИСО 21500-2014, ГОСТ Р 54869-2011, ГОСТ Р ИСО 21504-2016, ГОСТ Р 54871-2011, ГОСТ Р 54870-2011 и ГОСТ Р 53892-2010).

В 2014 г. утверждается Распоряжение Минэкономразвития РФ №26Р-АУ от 14.04.14 «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти».

А уже в 2016 г. для повышения эффективности системы государственного управления Президент и Правительство России инициировали переход от традиционной работы по поручениям к более современному и гибкому проектному управлению. Для эффективной реализации данного вида управления был создан проектный офис Правительства России (Федеральный проектный офис), который представляет Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации. В его сфере деятельности находится выявление наиболее важных социальных и экономических программ и проектов по 11 направлениям: здравоохранение, образование, ипотека и арендное жильё, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные и качественные дороги, моногорода, экология. Помимо этого, проектный офис сопровождает их реализацию, оказывает поддержку другим государственным структурам при реализации новых инициатив [8]. Также проектное управление, по мнению властей, позволит решить основные проблемы социально-экономического развития, как на федеральном, так и на региональном уровне. Но это невозможно без межрегионального сотрудничества, которое, в свою очередь, в современных рыночных отношениях не может развиваться только на директивной основе [9].

В заключение хотелось бы сказать, что повышение эффективности расходования бюджетных средств, внедрение инструментов и механизмов деятельности, ориентированной на результат, является в последние десятилетия ключевым направлением реформирования государственного управления. Проектный подход продемонстрировал как несомненные положительные стороны, так и определенные недостатки, несмотря на которые достижение конечных общественно значимых результатов остается главным ориентиром органов государственного управления в России. Учитывая, что достижение результатов в установленный срок с использованием фиксированных финансовых, материальных и кадровых ресурсов является определяющим признаком проектной деятельности. Именно переход от функционального управления стал новым инструментом деятельности, ориентированной на результат, применение которого позволило придать новый импульс повышению эффективности государственного управления в России.

Использование проектного подхода, которое проходило до 2016 г. скорее как инициатива успешных регионов или отдельные, не совсем удачные попытки федеральных органов исполнительной власти, с конца 2016 г. получило достаточно четкую организационную и методологическую основу, базирующуюся на «Положении об организации проектной деятельности в Правительстве РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050.

            По нашему мнению, реализация проектного подхода безусловно важна в рамках развития национальной экономики и укрепления позиций государства на международной арене. Проектное управление в настоящее время представляется ещё более актуальным, так как на данный момент перед нашим государством стоит задача опережающего роста национальной экономики перед мировой. Поэтому, мы считаем, что необходимо продолжать развитие и совершенствование управления проектами, которое представляет нам возможность более быстрого и адресного реагирования на предстающие перед нашей страной вызовы.

 

 

Список литературы

1. Асенова З.Т. Применение зарубежного опыта управления проектами в Российской практике//Евразийский союз ученых. - 2018. - № 1-1 (46). - С. 37-41.

2. Багдасарьян И.С. Проектное управление в социально-экономическом развитии России // Экономический рост: факторы эффективного развития.- Пенза. - 2017. - С. 31-37.

3. Государственное стратегическое управление: Монография / Под общ. ред. проф. Ю.В. Кузнецова. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.

4. Кожевников С.А. Особенности развития государственно-частного партнерства в регионах России // Вопросы территориального развития. - 2015. - №9 (29).

5. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. - 2016. - №5 (35).

6. Максим Н.С. Управление проектами// Новосибирск : Изд-во СибАГС - 2016.

7. Мироненко Н.В., Леонова О.В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом //Управленческое консультирование. - 2017.- № 6 (102). - С. 65-72.

8. Официальный портал Правительства РФ[Электронный ресурс] :- Режим доступа: http://government.ru/docs/24918

9. Проблемы экономического роста территории [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Т.В. Воронцова, Т.Г. Смирнова; под рук. Т.В. Усковой. -Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. - 170 с.

10. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНО-РУС, 2010. - 760 c.

11. Скурихин М.Н. Управление проектами: учебное пособие / Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. - 204 с.

12. Evaluation for the 21st Century: A Handbook. Ed. by E. Chelimsky, W. R. Shadish. Sage Publications, 1997.

13. Rossi P. H., Lipsey M. W., Freeman H. E. Evaluation: A Systematic Approach. SAGE, 2004

14. Shadish W.R., Cook Th.D., Leviton L. C. Foundations of Program Evaluation: Theories of Practice. SAGE, 1995.

15. Wollmann H. Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice inInternational Perspective. Cheltenham / Northhampton: EdwardElgar, 2003.

Войти или Создать
* Забыли пароль?