ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Для развития национальной экономики требуются высококвалифицированные специалисты. Проведённый анализ системы оценки персонала российских высокотехнологичных предприятий показал, какие конкретные компетенции со стороны работодателя предъявляются и имеют первостепенную значимость для специалиста при выполнении обязанностей на рабочем месте. Предложены и описаны следующие стратегические и корпоративные компетенции: приверженность целям предприятия, управление знаниями, ориентация на результат, профессиональное мастерство, ориентация на развитие, обмен информацией, работа в команде.

Ключевые слова:
формирование имиджа профессии, региональные вузы, экономическая безопасность, стратегические и корпоративные компетенции работников, имидж конкурентоспособного специалиста
Текст

В современных условиях целью государственной политики России является переход к инновационной экономике и повышение её конкурентоспособности, несмотря на серьёзные и длительные санкционные ограничения. Сейчас доля России в общемировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет всего 0,4% [1].

Инновационную активность страны и её организаций в основном определяют пять факторов: интеллектуальный потенциал, инновационная восприимчивость, организационно-управленческий ресурс, инвестиции и психологический климат. Определяющим фактором производства становится уровень интеллектуального потенциала и эффективная организация его использования. Интеллектуальный потенциал имеет неограниченный ресурс и является основным источником экономического роста, создания стоимости, конкурентоспособности и обеспечивает устойчивое развитие организации.

Одним из основных внешних источников формирования интеллектуального потенциала предприятия является национальная система образования [2]. С позиций социологической теории образование представляет собой открытую систему, охватывающую «совокупность статусов, норм, ценностей, социальных организаций (школ, университетов, академий), отвечающих за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе её становления и адаптации к определенным общественным отношениям» [3]. Образование является приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, основным средством социально-экономического и духовного развития любого государства. Уровень образованности граждан определяет качество жизни и обеспечивает национальную безопасность государства.

Инновационной экономики нельзя построить без развития системы образования. Экономика постиндустриального периода, перестройка системы высшего образования в России, в связи с присоединением к Болонскому процессу, высокая конкуренция в образовательной среде требуют поиска факторов и разработки методов повышения качества образования и конкурентоспособности. Стратегические цели и задачи образования должны быть тесно увязаны с требованиями современной экономики. Формирование разносторонней личности гражданина относится к общенациональным интересам. Согласно исследованиям, уже в ближайшей перспективе экономике развитых стран потребуется, чтобы высшее образование имели порядка 90% экономически активных граждан [4]. Например, Герман Греф считает, что в мире новых технологий, «большие проблемы» возникнут у тех людей, которые не смогут заниматься высококвалифицированным трудом.

Концепция высшего образования в России предполагает всестороннее развитие личности будущего специалиста и формирование необходимых компетенций, а также взаимосвязь и взаимодействие интеллектуального потенциала учреждений высшего образования с интеллектуальным потенциалом предприятий.

В настоящее время образование в России не может регулироваться только силами спроса и предложения, поэтому необходимо совместное государственное и рыночное регулирование развития системы высшего образования. Государственная политика в области образования определяется национальной доктриной образования в Российской Федерации, которая содержит цели воспитания и обучения, пути их достижения. В соответствие с доктриной основными задачами высшего образования являются [5]:

  • воспитание патриотов России, граждан с активной жизненной и профессиональной позицией;
  • формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
  • воспитание трудолюбия и высоких нравственных принципов;
  • подготовка высокообразованных специалистов, которые способны к профессиональному росту и мобильности;
  • формирование у выпускников вузов способности к работе и жизни в современных условиях.

Проблема изучения имиджирования студентов образовательного учреждения является весьма актуальной. Процесс формирования позитивного имиджа будущего специалиста заключается в работе над информационным наполнением и развитием его личности на всех этапах образования на пути к профессии. Механизм формирования имиджа включает одновременно процессы по социализации и становлению индивидуализации студента. Правильно сформированный имидж выпускника играет ключевую роль при трудоустройстве на работу и помогает ему добиться соответствия той или иной должности [6].

По мнению Лиллиан Браун, автора книги «Имидж - путь к успеху», в настоящее время «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно создать свой неповторимый имидж и располагать к себе людей, с которыми работаешь. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль в карьере и во всей жизни». Например, японская система подготовки специалистов предусматривает формирование трёх видов навыков: технологических, которые связанны с изучением будущей профессии; коммуникативных, связанных с умением общаться и управлять людьми; концептуальных навыков, связанных с умением прогнозировать события, принимать ответственные решения на основе системного подхода.

Успех молодого специалиста зависит от качества полученного образования и умения применить полученные знания и навыки в работе. Во время обучения студент должен выработать компетенции - деловые и личностные качества работника, необходимые для успешного выполнения работы в условиях инновационной экономики. Поэтому, чтобы правильно сформировать имидж будущего специалиста надо точно знать, какие конкретные компетенции, соответствующие спектру и уровню задач новой экономики предъявляются со стороны работодателя.

Наиболее наукоёмким сектором национальной экономики является оборонно-промышленный комплекс, на его долю приходится свыше 70% всей научной продукции в России, в нем занято более 50% всех научных сотрудников [1]. Таким образом, оборонный комплекс – это локомотив роста нашей экономики, средоточение высоких технологий. Поэтому важно привлечь молодые кадры в этот сектор экономики. Предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладают уникальным интеллектуальным потенциалом и предъявляют высокие требования к стандарту деятельности персонала: к уровню компетенций и результатам деятельности персонала.

Проведённый анализ систем оценки персонала предприятий оборонно-промышленного комплекса наукограда Королёв Московской области показал, что первостепенную значимость для выполнения обязанностей на рабочем месте имеют две стратегические и пять корпоративных компетенций специалиста. Стратегические компетенции - деловые и личностные качества работника, определенные руководством предприятия как обязательные для реализации стратегии предприятия, приведёны в таблице 1.

Таблица 1 – Стратегические компетенции специалиста

Компетенции

Описание поведения работника

Приверженность целям предприятия

Чувствует личную ответственность за выполнение работы и репутацию предприятия. Прослеживает связь между целями своей работы и целями предприятия. Понимает, что главной задачей предприятия является безусловное выполнение заказа по его качественным и количественным показателям. Уважает и поддерживает традиции, процедуры и правила предприятия. Принимает участие в общественной жизни предприятия.

Управление знаниями

Делится знаниями  и лучшими решениями с другими работниками. Инициирует накопление и умножение знаний внутри предприятия. Внедряет лучшие практики, имеющиеся вне предприятия.

Корпоративные компетенции — деловые и личностные качества работника, необходимые для выполнения обязанностей на любой должности предприятия, приведёны в таблице 2.

Таблица 2 – Корпоративные компетенции специалиста

Компетенции

Описание поведения работника

Ориентация на результат

Выполняет работу в полном объеме и с соблюдением сроков. Способность организовать свои действия для достижения поставленной цели. Инициативен, предприимчив, способен действовать самостоятельно и нести ответственность за принятые решения. Добивается результата под минимальным контролем. Результат деятельности положительно влияет на производительность предприятия.

Профессиональное мастерство

Стабильно обеспечивает высокое качество работы. Умение предвидеть ситуацию и возможные трудности в работе, способность мыслить системно и одновременно творчески, определять дальнейшие пути развития работы. Способность сосредотачиваться на важных деталях, аккуратность по отношению к мелочам. Способность выполнять работу различной направленности, или даже одновременно выполнять несколько видов работ.

Ориентация на развитие

Стремится к совершенствованию методов своей работы. Постоянно повышает квалификацию, занимается самообразованием и обучением.

Обмен информацией

Умеет найти необходимую информацию в ограниченные сроки. Способен грамотно представить информацию для эффективного решения задачи. Уверенный уровень владения компьютерными программами. Использует оптимальные информационные каналы для обмена сообщениями.

Работа в команде

Ценит идеи членов команды. Хорошо адаптируется в рабочем коллективе. Умеет понять чужую точку зрения. Стремится достичь общих целей, понимая свою роль в команде. Готов оказывать поддержку коллегам. Способен разрешать конфликтные ситуации.

 

Следовательно, руководителям и преподавателям вузов, которые готовят специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, необходимо формировать у обучающихся именно этих компетенций.

Концепция развития опорного регионального вуза должна быть ориентирована на обеспечение потребностей квалифицированными кадрами высокотехнологичных предприятий субъекта Российской Федерации в рамках обеспечения экономической безопасности региона. Общая социально-экономическая ситуация в регионе, близость к местным проблемам и местным достижениям позволяют региональным вузам «видеть» актуальные нужды своих конечных потребителей – предприятий и организаций региона. Именно перспективы взаимодействия с рынком труда должны получить приоритетное внимание у руководства вуза. Результативность данного взаимодействия возможна в формате тесного сопряженного сотрудничества вуза с реальным сектором экономики и с учётом трендов его развития [7]. Для того чтобы вуз стал главным поставщиком специалистов для основных предприятий своего региона необходимо использование ресурсов этих предприятий при подготовке студентов. Самой результативной формой такого взаимодействия является создание базовых кафедр на ведущих предприятиях окружающих вуз, где студенты проходят практико-ориентированное обучение и уже во время учёбы знакомятся с реальной работой на производстве. Другой востребованной временем формой сотрудничества с градообразующими предприятиями становится создание совместных лабораторий и научно-образовательных центров. При таком подходе выпускник регионального вуза получает возможность активно ассимилировать в рабочий коллектив предприятия региона в соответствии с принятыми в нём нормами поведения и ценностями. При этом молодой специалист формирует свой индивидуальный образ, используя личные ресурсы, необходимые для достижения определённых целей.

Выпускник учреждения высшего образования должен быть уверен в собственных знаниях и в своих силах, иметь собственный имидж. Поэтому основными направлениями, по которым должен вырабатываться нужный имидж будущего специалиста являются: трудолюбие, творческое, профессиональное отношение к делу, способность к обоснованному риску, инициативным решениям, способность быть лидером, пунктуальность, ответственность, устойчивость к стрессовым ситуациям. Процесс имидж-образования требует постоянной работы студента по самокоррекции поведения, внешнего облика, овладению необходимыми компетенциями для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, имидж конкурентоспособного выпускника включает: высокий образовательный уровень, профессиональные умения и навыки, а также такие личностные качества как предприимчивость, деловитость, заинтересованность, адекватное поведение, высокую степень адаптации к быстро изменяющимся требованиям со стороны общества, гражданскую позицию. Повышение уровня профессиональной подготовки специалиста и формирование его положительного имиджа является основным из направлений повышения имиджа регионального учреждения высшего образования на современном рынке образовательных услуг, потому что существует прямая зависимость востребованности вуза от качества его выпускников.

Список литературы

1. Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса - сборник докладов второй конференции. - М.: Издательский дом «Коннект», 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://экономикаопк.рф/wp-content/uploads/2017/07/001_198_SD_OPK.pdf

2. Зунтова, И. С. Методика оценки значимости показателей интеллектуального капитала образовательных учреждений высшей школы [Текст] // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - №2. - С. 346-348.

3. Агапов, П. В. Образование // Социологическая энциклопедия: Т. 2. М.: Мысль. - 2003. - 864 с.

4. Комаров, Н. М. Влияние высокотехнологичности на формирование требований к профессиональной компетентности специалистов / Н. М. Комаров, Н. В. Иванова, В. М. Сафронов, С. Г. Новожонов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012. - №4. [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/75evn412.pdf

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c4d4abf6f1fea/

6. Имидж как нематериальный актив и его роль в обеспечении конкурентоспособности образовательной организации: монография / И. В. Христофорова, М. А. Меньшикова, И. С. Зунтова и др. - М.: РУСАЙНС. - 2017. - 240 с.

7. Повышение конкурентоспособности регионального вуза в условиях экономики знаний: монография / Т. Е. Старцева, М. Я. Веселовский, М. А. Измайлова и др. - М.: «Научный консультант». - 2015. - 200 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?