Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В работе рассматриваются современные тенденции развития аудита отчетности кредитных организаций в Российской Федерации. Авторы касаются вопросов наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности, подробно останавливаются на анализе положений, определяющих особенности аудита финансовой отчетности кредитных организаций на каждой стадии аудиторского задания. Отдельное внимание уделено в статье вопросам аудиторской проверки систем внутреннего контроля кредитных организаций.
финансовая отчетность, кредитные организации, аудиторская проверка, внутренний контроль, регулирование аудиторской деятельности.
В настоящее время в аудите отчетности кредитных организаций в Российской Федерации четко наметилась тенденция к переходу аудита под надзор Центрального банка (Банка России). При этом ведется большая работа, направленная на разработку закона, который наделил бы Банк России соответствующими полномочиями. Сегодня право регулирования аудиторской деятельности принадлежит Министерству финансов, однако в сложившейся ситуации, когда аудиторские компании заверяют отчетность банков, а позже оказывается, что эти документы недостоверны, есть необходимость в передаче функций контроля за аудитом отчетности кредитных организаций Банку
России. 22 марта 2018 г. состоялось уже четвертое по счету заседание созданного в декабре 2017 г. экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при комитете Госдумы по финансовому рынку [11]. На заседании вновь обсуждались вопросы наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности. В рамках обсуждения уточнялись, в частности, критерии отнесения организаций к категории «общественно значимой организации (ОЗО) на финансовом рынке». Предполагается, что для целей разрабатываемого Федерального закона к общественно значимым организациям будут относиться публичные акционерные общества; организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; кредитные организации; страховые организации; организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; клиринговые организации; негосударственные пенсионные фонды; государственные корпорации; организации, которые представляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предусматривается, что в отношении компаний, допущенных к аудиту этих ОЗО, Банком России будет создан реестр, который позволит определить, имеет ли право конкретная аудиторская организация осуществлять аудит ОЗО. Данные факты говорят о том, что изменения в надзоре за аудиторской деятельностью в части перехода под надзор Банка России в большей степени будут касаться финансового сектора, а Банк России получит возможность осуществления более эффективного контроля над финансовыми организациями.
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и статью 13 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”».
3. Инструкция Банка России от 28.06.2017 № 180-И (ред. от 03.09.2018) «Об обязательных нормативах банков».
4. «Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций» (утв. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 06.02.2018, протокол № 76).
5. «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях» (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 04.10.2017). Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 № 5489. В данном виде документ опубликован не был.
6. Безрукова Е.Н. Использование аудиторской информации в экономическом анализе // Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе: сб. науч. статей / под ред. Н.Е. Григорук, О.Б. Лихачева, каф. учета, статистики и аудита. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - С. 204-212.
7. Воронова Е.Ю. Управленческий учет в контексте Федерального закона «О бухгалтерском учете» // Аудитор. - 2013. - № 11 (225). - С. 42-48.
8. Кредитные организации, не образующие группу, предлагается избавить от МСФО [Электронный ресурс]. - URL: https://www.audit-it.ru/news/msfo/944669.html (дата обращения: 22.09.2018)
9. РБК-Финансы: 16 аудиторов, которые проглядели больше всего проблемных банков. 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/finances/16/12/2015/566edbf69a7947200e4430a6 (дата обращения: 18.09.2018)
10. САД выпустил рекомендации по аудиту отчетности кредитных организаций с учетом МСА [Электронный ресурс]. - URL: https://www.audit-it.ru/news/audit/940956.html (дата обращения: 20.10.2018).
11. Смагина Н.В. О переходе к применению международных стандартов аудита в практике отечественного аудита // Апрельские чтения имени профессора Л.Т. Гиляровской: материалы V Международной научно-практической конференции в 2 ч. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2016. - С. 248-252.
12. Ткаченко Т.Ф. Основные схемы уклонения от использования налоговых обязательств, используемые в мировой практике / Т.Ф. Ткаченко, М.А. Кузнецова // Аудитор. - 2018. - Т. 4. - № 8. - С. 47-51.
13. Ткаченко Т.Ф. Механизмы международного противодействия уклонению от уплаты налогов / Т.Ф. Ткаченко, М.А. Кузнецова // Аудитор. - 2018. - Т. 4. - № 9. - С. 46-53.
14. Шмарова Л.В. Эволюция методов оценки эффективности бизнеса // Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности : коллективная монография / под общ. Ред. А.В. Холопова; МГИМО (У) МИД России. - М. : МГИМО-Университет, 2009. - С. 617-627.
15. Экспертный совет завершил обсуждение законопроекта о передаче аудита под надзор БАНК РОССИИ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.audit-it.ru/news/audit/944830.html (дата обращения: 22.09.2018)