ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются результаты исследований особенностей выбора профессии и вуза современной молодёжью, проведённых в 2018 году. Раскрываются проблемы профессионального самоопределения школьников и выявляются новые задачи профориентационной работы в школе. Материал статьи может быть полезным для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, профориентационная среда.
Текст

Воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации — приоритетное направление государственной политики в сфере образования. Так, в статье 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» записано: «Среднее общее образование направлено на <…> формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности». Одной из задач ФГОС основного общего образования является «формирование и развитие умений выпускника <…> ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [6]. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать <…> осознанный выбор будущей профессии» [7]. Значимость профориентационной работы со школьниками на современном этапе подчеркивается и на ежегодных международных экономических форумах, которые проводятся в нашей стране. Обратимся к анализу проблем в сфере профессионального самоопределения школьников на основании результатов социологических опросов, проведённых в 2018 г. Минпросвещения России и ВЦИОМом. Опрос среди выпускников школ и абитуриентов о предпочтениях в выборе специальности и направления подготовки в вузе Министерство просвещения Российской Федерации организовало в социальной сети «ВКонтакте». В опросе приняли участие 5000 человек. Полученные результаты опубликованы на странице министерства в соцсети (https://vk.com/wall-30558759_48827?w=wall-30558759_48827) и представлены на рис. 1.

Список литературы

1. Ефимова Е.В. Организация педагогической поддержки выбора профиля обучения выпускников основной общеобразовательной школы (на примере работы классного руководителя) // Мир педагогики и психологии. - 2016. - № 1. - С. 32-36.

2. Крецул Р. С будущей профессией определились меньше трети выпускников [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Известия». 2018. 25 июня. URL: https://iz.ru/755019/roman-kretcul-evgenii-timofeev/s-budushcheiprofessiei-opredelilis-menshe-treti-vypusknikov (дата обращения 01.02.2019).

3. Нечаев М.П. Развитие профориентационной деятельности общеобразовательной организации // Справочник классного руководителя. - 2017. - № 6. - С. 10-15.

4. Нечаев М.П., Фролова С.Л., Куницына С.М. Профориентационная среда российских школ: обзор и анализ // Профильная школа. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 20-26.

5. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 9-16.

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12. 2015). - [Электронный ресурс] // URL: http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). - [Электронный рес урс ] . - URL: ht tp://do cs.cntd. ru/document/902350579

8. Портал «ПроеКТОрия» // Материалы Всероссийского форума профессиональной ориентации (11-14 декабря 2018, г. Ярославль) [Электронный ресурс] // URL: https://forum2018.proektoria.online/ (дата обращения 01.02.2019).

9. Сайт Г.В. Резапкиной «Методический кабинет профориентации» [Электронный ресурс] // URL: http://metodkabi.net.ru/ (дата обращения 31.01.2019).

10. Усова С.Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников [Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / АСОУ. - М., - 2017. - № 2. - С. 946-950. URL: http://new.asou-mo.ru/images/Izdaniya/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2_2017.pdf (дата обращения 01.02.2019).

11. Фролова С.Л., Куницына С.М., Андреева М.Е., Цема Н.Г. Организация профориентационной среды: опыт Протвинской школы Подмосковья [Электронный ресурс]: Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн» (25-26 сентября 2018 г.). URL: http://edu.asou-mo.ru/index.php/1-8-rosvsoo (дата обращения 01.02.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?