Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассматриваются существующие тенденции сотрудничества России и стран СНГ по вопросам добычи транспортировки газа. Раскрываются особенности экспорта газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Выявлены и охарактеризованы стратегии поставок СПГ в страны обширного района АТР.
газопроводы, сжиженный природный газ (СПГ), транспортировка газа, экспорт газа, Россия, СНГ, Азия, Китай, Европа.
Научный руководитель:
Гладков И.С.
д-р экон. наук, профессор
Стратегия развития сотрудничества РФ и государств, входящих в состав СНГ, закреплена в Указе Президента РФ от 14.09.1995 г. No 940 (ред. от 31.08.2005 г.) «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» [1].
В настоящее время развитие рынка взаимодействия в области газа РФ и стран СНГ определяется следующими тенденциями:
а) произошло увеличение объемов добычи газа практически во всех странах-продуцентах, причем Россия занимает ведущие позиции;
б) наблюдалось снижение объемов внутреннего потребления газа, в том числе и в России;
в) отмечено увеличение объемов экспорта газа из всех стран СНГ в третьи страны [15, c. 8].
В странах СНГ формируется новая стратегия развития отрасли газа, предполагающая осуществление географической диверсификации экспорта и импорта газа, цель которой состоит в достижении существенных улучшений параметров внешней торговли газом, а также сокращение импорта российского газа в условиях сокращения взаимных поставок ресурса между странами СНГ.
В табл. 1 представлены данные по динамике добычи газа в странах СНГ.
Таблица 1
Динамика добычи газа в странах СНГ (в млн куб. м) [13]
Страны |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (1 полугодие) |
Азербайджан |
19 287 |
19 499 |
29 432 |
28 598 |
19 380 |
Белоруссия |
222 |
225 |
227 |
230 |
110 |
Казахстан |
23 597 |
25 344 |
19 921 |
22 288 |
12 536 |
Киргизия |
32 |
32 |
32 |
32 |
14 |
Таджикистан |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
Туркменистан |
80 050 |
83 492 |
72 453 |
66 833 |
38 924 |
Украина |
19 710 |
19 178 |
18 732 |
17 853 |
8934 |
Узбекистан |
61 740 |
58 776 |
59 046 |
62 813 |
31 842 |
Россия |
629 948 |
637 875 |
642 242 |
690 502 |
361 522 |
Доля (в %) |
75 |
76 |
76 |
78 |
76 |
Всего |
834 589 |
844 424 |
842 088 |
889 152 |
473 263 |
Современная ситуация взаимодействия России и стран СНГ связана с возникновением экономических проблем и обострения противостояния, в первую очередь это касается РФ и Украины, самыми острыми являются вопросы ценообразования и транспортировки газа через Украину транзитом (см. [9; 10; 11]).
Также обостряется конкуренция, что становится препятствием, мешающим эффективному взаимодействию и развитию торговли газом на современном этапе. Так, например, ряд стран – экспортеров газа из СНГ (Азербайджан и Туркменистан) разрабатывают проекты создания трубопроводов в обход России, направленные в Европу и Китай, так как это страны с наибольшим спросом на газ (см. также [3; 4; 5; 6; 7]).
Данная ситуация может привести к ослаблению позиций России как поставщика природного газа.
Однако Правительство России осознает существующие проблемы, поэтому разрабатывает определенные проекты по развитию Дальнего Востока, в частности, Газпром ставит перед собой цель наращивания экспорта газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и «сделать его, как минимум, сопоставимым с Европой по объему продаж» [2; 8; 12].
В РФ существуют определенные проблемы, связанные как с разработкой, так и транспортировкой газа по трубопроводам, что связано с отсталостью инфраструктуры. Система газоснабжения в основном сосредоточена в западном регионе. Ряд трубопроводов построен еще в советское время, а новые трубопроводы, которые идут на восток, только строятся.
Отметим, что в настоящий момент идет строительство газопровода «Сила Сибири». Данный газопровод является магистральным и предназначен для транспортировки газа Иркутского и Якутского центров добычи к потребителям, расположенным на Дальнем Востоке (для внутреннего потребления) и для Китая («восточный» маршрут). Его длина составляет 3000 км. Экспортная производительность порядка 38 млрд куб. м в год. Трасса газопровода идет через территории трех субъектов РФ: Иркутская область, Республика Саха (Якутия) и Амурская область.
В 2014 г. между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) был подписан договор на поставку газа по газопроводу «Сила Сибири». Срок действия договора составляет 30 лет, согласно договору предполагается поставка газа в КНР в размере 38 млрд куб.м. газа в год. Поставки должны быть начаты в декабре 2019 г.
Начиная с 2014 г. началось строительство газопровода «Сила Сибири». Экспертами высказывалось мнение, что Китай не испытывает особой потребности в российском газе, так как в самом Китае добывается достаточно газа, а нехватка устраняется покупкой СПГ. Так, в 2017 г. Китаем было задействовано 237 млрд куб. м. газа – причем, собственных ресурсов, добытых внутри страны из них две трети от этого количества, на сегодняшний день Китай является шестым в мире производителем газа [18].
Но перспектива Китая как покупателя российского газа заключается в том, что потребности в газе в данной стране растут быстрее, чем Китай этот газ добывает на собственной территории. Поэтому Китай прибегает к импорту газ, который, по прогнозам экспертов, к 2030 г. может достигнуть 200 млрд куб.м.
В настоящий момент Китай закупает газ в Казахстане и Туркменистане, однако, эти страны прокладывают трубопровод в Европу, кроме того, производственные мощности не смогут обеспечить двойные поставки.
До настоящего времени Газпром не участвовал в поставках газа в Китай, потому что серьезно не занимался развитием СПГ. Кроме того, Газпром никак не мог достигнуть договоренности с Китаем о строительстве трубопровода. Стоимость проекта составляет 55 млрд долл. США. Проекты, в которые сейчас инвестирует Газпром («Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток»), отражаются на прибылях компании.
При этом эксперты говорят о том, что для китайцев газопровод «Сила Сибири» является запасным вариантом, если возникнут проблемы с поставками СПГ или возникнет жесткая нехватка собственного газа.
При этом финансирование проекта «Сила Сибири» производится только силами Газпрома.
Аналитики Sberbank CIB заявили, что выгодоприобретателями проектов Газпрома являются не акционеры компании, а подрядчики, которые осуществляют строительство газопроводов – «Стройгазмонтаж» Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» Тимченко [14].
Анализ мнения экспертов показал, что рентабельность газопровода на Восток очень сильно зависит от цен на нефть, поскольку стоимость контрактов привязана к цене на указанный ресурс. Если полагаться на то, что цены на нефть будут расти, тогда можно с уверенностью говорить о выгоде трубопровода на Восток. Однако, в случае низких цен на нефть, проект не будет рентабельным.
На текущий момент в страны Азии поставляется газ в виде СПГ. Министр энергетики А. Новак считает, что РФ может увеличить к 2035 г. долю на рынке сжиженного природного газа до 15–20% [16].
Сейчас в России СПГ производят два завода: первый – «Сахалин-2», оператор Sakhalin Energy, второй был запущен в декабре 2017 г. «Ямал СПГ», принадлежащий компании «Новатэк». Основной ресурсной базой для СПГ является ресурс полуостровов Ямал и Гыдан, чьи запасы газа составляют порядка 38 трлн куб м. То есть поставки с СПГ-заводов не будут наносить ущерб традиционным поставкам газа через газопровод.
Один из ключевых рисков проекта по СПГ – перевозка данного газа по Северному морскому пути. Круглогодичная транспортировка из порта Сабетта будет возможна только в западном направлении, в то время как в восточном – лишь с июля по декабрь.
В общей сложности будет задействовано 15 танкеров – все они будут сооружены на корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Первый такой танкер, «Кристоф де Маржери», в зимнюю навигацию 2016–2017 гг. успешно прошел ледовые испытания, а в минувшем августе провел первый рейс, доставив СПГ из Норвегии в Республику Корея за 17 дней.
В летнюю навигацию арктические СПГ-танкеры будут доставлять СПГ потребителям напрямую, а в зимнюю они будут заходить в терминал Зебрюгге, где бельгийская компания Flyxus будет оказывать услуги по перевалке СПГ на танкеры конвенционного типа для последующей доставки потребителям в Азии через Суэцкий канал.
Согласно оценкам «Ямал СПГ», доставка СПГ в азиатские страны через восточное направление будет занимать в два раза меньше времени, чем через западное. Однако в полной мере реализовать это преимущество будет невозможно до тех пор, пока «Атомфлот» не введет в строй универсальные атомные ледоколы мощностью 60 МВт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал»; их сдача намечена на 2019, 2020 и 2021 г.
Планы по развитию этой отрасли достаточно большие, если – по предварительным итогам-2018 – Россия уже вышла на 8% мирового рынка СПГ с возможностью производить до 30 млн тонн в год, то к 2030 г. планируется более чем утроить этот показатель [17]. Европейские и азиатские цены дают российскому газу хорошую возможность к агрессивному захвату рынка СПГ, но на этом следует учитывать две существенные проблемы. По мнению экспертов, мировое производство СПГ будет опережать спрос, а значит, серьезная конкуренция и борьба за рынок будет только нарастать. Вторая проблема заключается в том, что некоторые страны намерены активно противостоять успехам российского СПГ и бороться против России.
1. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005) «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств»
2. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. Монография. - М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2016. - 640 с.
3. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.
4. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 105-111.
6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского Союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.
7. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. - 2014. - № 7. - С. 31-38.
8. Мигалева Т.Е., Пакин А.К. Стратегии России и ЕС на современном этапе в газовой сфере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 11 (93). - С. 35.
9. Пискулов Ю.В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле//Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 2. - С. 14-21.
10. Пискулов Ю.В. Россия - Запад: обратная сторона конфликта (размышления экономиста)//Международная экономика. - 2015. - № 1. - С. 4-8.
11. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций //Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2. - С. 19-35.
12. Гэн Чже Экспортная стратегия России в секторе природного газа на современном этапе // Социально-экономическое развитие государств Евразии и других зарубежных стран. - № 1. - 2016. - С. 177-182.
13. Международное энергетическое агентство (International Energy Agency) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wds.iea.org
14. Прибыльный всем подряд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/05/21/5afc50979a79471ce133d69a
15. Проблемы и финансов и перспективы Международного взаимоотношений университета России в Москве и стран СНГ на рынке газа: монография/А.А. Коломейцева. - М: «Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017. - 246 с.
16. Россия увеличила экспорт СПГ в страны АТР за восемь месяцев на 48,2%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5515531
17. Российский СПГ: уверенный ход и две серьезные проблемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2545005.html
18. «Сила Сибири». Этот газопровод положит конец зависимости Газпрома от Европы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20180410/241946352.html