Обучение студентов вуза деловому общению на иностранном языке
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что обучение студентов технического вуза деловому общению является неотъемлемой частью профессиональной языковой подготовки. Отмечается, что значительную роль в построении успешной коммуникации играет соблюдение культурных норм, принятых в обществе. Автор уделяет особое внимание рассмотрению учебных пособий, способствующих формированию умения осуществлять устное и письменное деловое общение в определенной социокультурной среде.

Ключевые слова:
деловое общение, обучение иностранному языку, студенты технического вуза.
Текст

Введение
Глобализация инженерного образования требует от выпускников технических вузов готовности к межкультурному деловому общению в профессиональной и научной сферах. Высшее образование призвано соответствовать реалиям настоящего времени и отвечать его вызовам. О.Я. Гойхман объясняет многие проблемы коммуникации неприятием другой культуры и языка: «Что же показал опыт этого напряженного, нередко агрессивного, полного эмоций и самовыражений диалога культур? Очевидно, что мир не однополярный. Все в мире построено по принципу гармонии противоположностей» [4, с. 6]. Свободное владение иностранным языком представляет собой одну из важнейших образовательных ценностей, так как многообразие языков, несомненно, является неотъемлемым элементом разнообразия культур [18, с. 121]. Говоря о техническом вузе, важно помнить, что российские инженеры востребованы также и в зарубежных странах, и поскольку языком международного общения, lingua franca, в настоящее время является английский язык, то в вузе необходимо обратить особенное внимание на иноязычную подготовку будущих специалистов [12, с. 176]. Стоит принимать во внимание и охватившие весь мир миграционные процессы, которые привели к необходимости пересмотра приоритетов в обучении [3]. Как отмечает А.Ю. Белогуров, «приоритетами современного высшего профессионального образования является подготовка образованных, социально грамотных, конкурентоспособных, конструктивных, мобильных и предприимчивых специалистов,
которые могли бы самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия» [1, с. 20]. Кроме того, наблюдается тенденция гуманизации образования. Существенное внимание этому вопросу уделяет Л.П. Костикова: «Значительная роль в формировании гуманистических ценностей у современной молодежи отводится педагогам, которые призваны обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также сформировать у студентов уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, понимание культуры мира и межличностных отношений…» [7, с. 4]. Формирование ценностей и норм поведения неразрывно связано с учебной деятельностью. Очевидно, что в образовательной среде вуза у студентов «формируются взгляды и убеждения, общечеловеческие ценности, складывается внутренний мир» [6, с. 74]. Неизбежно возникают проблемы анализа ценностно-смысловой сферы личности в условиях межкультурного общения, что требует более глубоких исследований ценностных ориентаций будущих инженеров [10]. Безусловно, занятиям по иностранному языку в вузе «отводится значительная роль в сохранении, распространении и развитии национальной культуры, а также уважительного отношения к другим языкам и культурам» [14, с. 579].

Список литературы

1. Белогуров А.Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста [Текст] / А.Ю. Белогуров // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 20-25.

2. Воевода Е.В. Коммуникационные барьеры образовательного пространства БРИКС [Текст] / Е.В. Воевода // Международные процессы. - 2015. - Т. 13. - № 43. - С. 108-121.

3. Воевода Е.В. Межкультурная коммуникация в полиэтническом образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Воевода // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 24-28.

4. Гойхман О.Я. Диалог культур [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 5-7.

5. Горкальцева Е.Н. Содержание курса делового английского языка в техническом вузе в контексте успешной интеграции будущего выпускника в бизнес-среду [Текст] / Е.Н. Горкальцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 7. - С. 147-150.

6. Костикова Л.П. Поликультурные аспекты профессиональной подготовки будущего педагога [Текст] / Л.П. Костикова // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 74-80.

7. Костикова Л.П. Профессиональная подготовка педагога в свете гуманизации образования [Текст]: монография / Л.П. Костикова. - Рязань: Book Jet, 2017. - 136 с.

8. Лиферов А.П. США, Япония: корпоративное образование и становление национальных деловых культур [Текст] / А.П. Лиферов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 15. - С. 42-56.

9. Махмутова Е.Н. Cоциально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров [Текст] / Е.Н. Махмутова, М.М. Андреева, Т.А. Дмитренко // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 1. - С. 91-106. DOI:https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.091-106.

10. Махмутова Е.Н. Проблемы анализа ценностно-смысловой сферы личности на примере исследования ценностных ориентаций госслужащих [Текст] / Е.Н. Махмутова, Н.А. Биктимирова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2004. - № 5. - С. 23-26.

11. Полякова Т.Ю. Проблемы толкования инженерно-педагогической терминологии в международном общении [Текст] / Т.Ю. Полякова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 5. - С. 104-109.

12. Пришвина В.В. Межкультурное измерение в современном инженерном образовании [Текст] / В.В. Пришвина // Психолого-педагогический поиск. - 2018. - №1 (45). - С. 175-184.

13. Шитов С.Б. Развитие культуры личности специалиста-инженера [Текст] / С.Б. Шитов // Педагогика. - 2018. - № 5. - С. 104-108.

14. Ilyushina A., Prishvina V., Shevchenko B., Kostikova L., Belogurov A. (2018). Cultural Values of University Students: Self-Assessment and Peer-Assessment. Proceedings of the 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 232. Р. 579-583. DOIhttps://doi.org/10.2991/icadce-18.2018.122.

15. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Fedotova O.S., Belogurov A.Yu. (2018). Culture in Teaching English as a Foreign Language. Proceedings of the 2018 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2018). p. 13-17. DOI:https://doi.org/10.2991/iccese-18.2018.4.

16. Liferov A., Kostikova L. (December 2017) Russian Higher Education Meeting Challenges of 21st Century Labour Market // International Journal for 21st Century Education. Special Issue: Challenges of 21st Century Education in Europe. P. 51-58.

17. Lewis Richard D. When cultures collide: leading across cultures / Richard D. Lewis. 3rd ed. 2006. Nicholas Brealey International. 625 p.

18. Voevoda E.V., Belogurov A.Yu., Kostikova L.P., Romanenko N.M., Silantyeva M.V. (2017). Language Policy in the Russian Empire: Legal and Constitutional Aspect. Journal of Constitutional History, vol. 33, no. 1, pp. 121-130.

Войти или Создать
* Забыли пароль?