КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ: РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализирована текущая динамика изменений условий государственной поддержки кластерных инициатив в Российской Федерации. Отмечается, что поддержка процессов становления и развития кластеров в нашей стране строится, исходя, главным образом, из политических инициатив, а не из выявления законов и закономерностей композиции этих комплексных системных образований. На примере международного опыта подчеркнута необходимость усиления роли учреждений науки и образования в государственно стимулируемых кластерных инициативах, а также значимость формирования опережающих программ подготовки кластерных менеджеров и соответствующих сетевых аналитических институциональных структур.

Ключевые слова:
кластерные инициативы, законы композиции кластерных систем, кластерный менеджмент, интеллектуальные ресурсы, университеты.
Текст

Процессы кластеризации экономики получают все более широкое распространение во всем мире. Кластерные образования становятся локомотивами развития региональных экономик в странах Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии. В России эти процессы получили свое развитие лишь с началом текущего десятилетия. Поэтому пока остается вопросов больше, чем ответов о выборе оптимальных управленческих решений по фактическому полноценному прорастанию в российских регионах кластерных инициатив и их профессиональному сопровождению. В 2012 г. Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации приступило к реализации программы поддержки инновационных территориальных кластеров — совокупности размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), характеризующихся наличием объединяющей научно-производственной цепочки, механизма координации деятельности и кооперации участников кластера, а также синергетического эффекта, обусловленного повышением экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации [1]. Значимым фактором поддержки развития кластеров стало предоставление целевых субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых локализованы пилотные инновационные территориальные кластеры (гг. Москва и Санкт-Петербург; Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Удмуртия; Алтайский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Архангельская, Калужская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская области). В 2013–2015 гг. суммарный объем субсидий на поддержку 27 инновационных территориальных кластеров составил более 5 млрд руб. Приоритеты государственной поддержки и задачи развития инновационных территориальных кластеров дифференцировались в зависимости от их типа и были ориентированы преимущественно на:
•• формирование «инновационного пояса», модернизацию технологий и освоение новых рынков — для кластеров, образованных на базе «якорных» высокотехнологичных предприятий;

Список литературы

1. Минэкономразвития России. О государственной поддержке развития инновационных территориальных кластеров, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/O_gosudarstvennoy_podderzhke_razvitiya_innovatsionnykh_territorialnykh_klasterov.pdf/ (дата обращения: 29.09.2018).

2. Инновационные кластеры. НИУ ВШЭ. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. - URL: https://cluster.hse.ru/innovative_clusters (дата обращения: 29.09.2018).

3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

5. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».

6. Постановление Правительства РФ от 02.08.2018 № 905 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 779».

7. Marshall A. Principles of economics. Book IV. The agents of production. Land, Labour, Capital and Organization. London, Macmillan and Co Publ., 1920.

8. Porter M.E. Monitor Group, on the FRONTIER, and Council on Competitiveness, 2001. Clusters of Innovation: Regional Foundations of US Competitiveness, Washington DC: Council on Competitiveness. pp. 35-37.

9. Porter M. Cluster Mapping Project, Institute for Strategy and Competitiveness, Harvard Business School [Электронный ресурс] // URL: https://www.clustermapping.us/ (дата обращения: 25.07.2018).

10. Harald B., Malmberg A., Maskell P. 2002. Clusters and Knowledge: Local Buzz, Global Pipelines and the Process of Knowledge Creation. Copenhagen, DRUID Working Paper 02-12.

11. Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea? Journal of Economic Geography, 2003, no. 3(1). pp. 5-35.

12. Hendry C., Brown J. Defillippi R. Regional Clustering of High Technology based Firms: Opto-electronics in Three Countrie. Regional Studies, 2000, no. 34(2). pp. 129-144.

13. Инновационные ресурсы региона: оценка, механизмы капитализации, перспективы роста [Текст] / Н.П. Кетова, Ю.С. Колесников, В.Н. Овчинников, Н.В. Пелихов; под ред. В.Н. Овчинникова. Ростов-на-Дону: Медиа-Полис, 2015. 224 с.

14. Petrochemicals-Chemical-Plastics Clusters. Communaute metropolitaine de Montreal, 2014.

15. A View of Ontario: Ontario’s Clusters of Innovation. The Institute for Competitiveness & Prosperity Working Paper, 2002, no. 1 (April).

16. Bramwell A., Nelles J. Knowledge, Innovation and Institutions: Global and Local Dimensions of the ICT Cluster in Waterloo, Canada. DRUID Academy PhD Conference Aalborg. Denmark, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?