НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья рассматривает важную и актуальную тему, касающуюся развития российской экономики, путем нормативно-правового обеспечения атомной энергетики. Важно отметить, что именно нормативно-правовое обеспечение является базой для выстраивания сложной и многоступенчатой системы, без которой невозможно успешное развитие одного из основных элементов «зеленого» квадрата – атомной энергетики. Элементы концепции системы сегодня рассматриваются в таких документах, как «Энергетическая стратегия развития Российской Федерации на период до 2030 года», серия норм МАГАТЭ, конвенции о ядерной безопасности и о физической защите ядерного материала и ядерных установок и многих других документах. Стоит заметить, что активное развитие атомной энергетики в России стимулирует создание новых крупномасштабных проектов, одновременно влияющих на создание благоприятной климатической обстановки на планете и также привносящих позитивные экономические изменения.

Ключевые слова:
атомная энергетика, нормативно-правовое обеспечение, МАГАТЭ, конвенция, стратегия, изменения климата, правовой режим, законодательная база.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Основы национального правового режима государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии базируются на профильных международных договорах, ратифицированных Россией, и других международных документах, в том числе стандартах МАГАТЭ по безопасности.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является универсальной международной организацией в области мирного использования ядерных технологий и уникальной мировой площадкой научно-технического сотрудничества.

Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 154 государств-членов. Одним из направлений деятельности Агентства является развитие ядерных технологий [1].

Международные требования закреплены базовыми ядерными соглашениями, среди которых:

  • Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.);
  • Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 г.);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок (1980 г. в редакции поправки 2005 г.);
  • Серия норм МАГАТЭ по безопасности SSG-16 (Создание инфраструктуры безопасности для ядерно-энергетической программы);
  • Рубежи развития национальной инфраструктуры атомной энергетики (NG-G-3.1);
  • Рекомендации по созданию потенциала для безопасных, надежных и устойчивых атомно-энергетических программ.

Положения данных конвенций нашли свое отражение в отдельных статьях Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г.) [2].

Любое государство – член МАГАТЭ должно осознавать, что существуют элементы инфраструктуры атомной энергетики, требующие непосредственного вовлечения (или участия) регулирующего органа (МАГАТЭ). К ним относятся: национальная позиция, законодательная основа, регулирующая основа, радиационная защита, финансирование, развитие человеческих ресурсов, физическая безопасность, аварийное планирование, ядерный топливный цикл, отработавшее топливо, защита окружающей среды, ядерная безопасность, выбор площадки строительства АЭС, отраслевое участие, закупки [3].

Другим важным достижением в развитии нормативной базы является Постановление Правительства Российской Федерации (от 15 апреля 2014 г. № 339), в соответствии с которым Ростехнадзор уполномочен оказывать содействие в развитии национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности в странах – заказчиках сооружения АЭС по российским проектам (включая организацию подготовки персонала).

Комплексный подход к унификации законодательства и норм в области атомной энергетики предложение «Росатом» по атомно- (комплексный элементов с национальной энергетики, ].

Что сотрудничества, настоящее Россией странами соглашения и

  • Турецкое атомной (июнь 2010);
  • по ядерной (октябрь 2010);  
  • и (февраль 2012);
  • чрезвычайным Беларусь ();
  • Египетский ядерной безопасности ();
  • Комиссия энергетики ископаемых (март-);
  • Нигерийский регулирования ( подписанию);
  • регулированию использовании Республики (готовится ) [5].

Таким считать, система атомной надзора за экологической на уровне

Государственная экологическая

Безусловно, безопасность первом законодательном отрасли. кто на Федерации лицензии, атомной обязательно и экспертизы, в с территории проекта.

с  Федеральной надзору природопользования, Правительства от 30 № 400, Росприроднадзор организацию в законодательством , государственной федерального

В Федеральным 21 ноября 1995 170-ФЗ « атомной », сооружение, вывод ядерных источников, ядерных радиоактивных радиоактивных пунктов отходов, ядерными радиоактивными пр. в Федерального 21 ноября 1995 170-ФЗ, . Обязательным лицензии заключение экспертизы, при составе экологической (объекта обсуждений экологической гражданами организациями ( органами (см. ).

Государственная преследует – предотвращение последствий на среды.

экспертиза 2 уровнях:

  • уровне предоставляется его (п. 9 , утвержденного от 06.05.2014 № 204);
  • уровне уполномоченный власти (абз. 3 ст. 6 «Об » от 23.11.1995 № 174-

Срок экологической общему должен мес. ( ст. 14 № 174-ФЗ), желанию допустимых может на 1 мес.

Сегодня, , обществу роль требований проведения экспертизы предотвращения .

Объектом экспертизы () для являются лицензии ( материалы на (материалы

За объекта 6 раз. для заключения, – 15 мес. ( идет технического ОВОС ( ОВОС)). считать исследовательские необходимо лет .

В прав участие обсуждениях исполнение РФ № 372, самоуправления были о и слушаний варианту воздействия и на , общественных объектах экспертизы муниципального

В предусмотрен преференций .

В предусматривают:

  • заинтересованной официального слушаний, . на заявления (на – примерно -50 дней общественных закону, это позднее, 30 (тридцать) дня слушаний;
  • по проведению , исходя представительства составе местного образования, заинтересованной приема установленные ; при от заявлено участников , проводится
  • включение , обсуждаемых слушаниях между Заказчиком, были протокол ;
  • обязательное возможности протоколом , подписать внести
  • принятие слушаний общественности, исключительно самоуправления.

подготовки общественных более 100 общественностью: на , круглые граждан, коллективах; количество -на и СМИ.

            российского области и , что готова экологически энергию, открыто АЭС, этом .

Энергетическая Российской период г.

-правового отрасли Энергетической стратегией РФ до 2030 г., представляет целей, приоритетов, контексте в страны, на в будущем [6]. В , стоит целью России до 2030 г. максимально природных и сектора роста качества страны укреплению позиций. указанной была  на частей, в темы, частями

– государственная (раздел 5);

– перспективы стратегические топливно- (раздел 6);

ожидаемые и настоящей (раздел 8), так принципы , сформулированные , направлены таких энергии, , ветряная, гидроэнергетика, совокупности понятие «». Однако рассмотрением с альтернативных , стоит на были Стратегии к «зеленой».

Так, выделяют :

– трансформация страны менее ;

– последовательное топливно- на и снижения веществ, сточных также газов, производства энергии.

задачи, , что развития «», Стратегия ключевых количества , следствием снижение энергии, снижение загрязняющих , эти имеют , заключающуюся экологической проявляется возможном выброса атмосферу, частности, глобальному этих , в , в взаимодополнении, в на «», что загрязнений, и в , что используемой делает (или участием электроэнергией населения счёт «зеленой».

Важно из слагается политика, и , согласно принципами политики

– строгая со для стратегических

– заинтересованность и и компаний, достойно на , а успешному внутренних

– обоснованность государственного должно на инициативы государственной , в инвестиционной сфере.

На и базируется политика условием государственной является безукоризненное принципов. , в приводится для понятия «стратегические », в . Так, – это , энергетическая , бюджетная , экологическая . В темы акцент стратегическом к . В Стратегии прописаны государственной . Разумеется, перечня выделить научно- в инструмент и , ветряной, гидроэнергетики России. , в проблем .В. Лукина создана , эффективность всего 3.2%, этом отличает «прозрачность», в сульфида цианида которых . Благодаря , панель с , например, автомобиля. , учёные её 7%. В государственной политиеке, также внимание одного ориентиров – энергетики.

строго российский – один источников среды. эквиваленте долю 50% выбросов , а 70% суммарной газов . Помимо прогресс, достигнут годы требований недропользования меры использованию .  Целью политики экологии уровня в создания среды, стимулирование, поощрение «зелёных» инфраструктурных рационального газа объёмов в условий энергии источников требований экологии и т.д. Кроме Стратегии энергетическая , помимо , должна на международного вопросам будущего, энергия , термоядерная, и .

Проводя и развития -комплекса, , что помимо  внимания производства части авторами на и них , солнечная, и др. с вопрос энергосбережения., что новых уже в формирование заинтересованности производителей -ресурсов . Кроме проблемы касательной тема в , что момент связь – Урал-Центр пропускной сможет использование . Исходя , можно , что гидроэнергетики из регионов -Сибири –  после связи регионами способностью, , достаточной функционирования контексте стратегических топливно- было развитие . В , что «... реализации по энергетики (в 2 - 2,5 объемов на электростанций источников ». того, долю энергии менее %. Также отдельное развитие именно богатых в спросом и потребления.

с в , в России прирост за за в на , а программы электростанций, для (суточного) энергосистем. , предусматривается целью мощности электроэнергии уже , в Чебоксарском гидроузлах. счёт цель , рассматривается водохранилищ отметок, электроэнергии в на благодаря усовершенствованию. также достижения развития в созданием и на кластеров .

В примера крупные , как: комплекс; -гидроэнергетический составе на , Тимптон, Олекма; комплекс; комплекс Эвенкийской 12 млн этих будет освоения природных региональной обрабатывающей будет сооружаемым целью постоянного тока на европейскую и Сибири Востока. , отмечается энергии будущем, этот тексте рассматривается. данной авторы на реализации внедрены инновационные разработки и энергии, такие, например, АЭС Севере Востоке [7].

ожидаемых , стоит , во- энергетический внести важный переход инновационному -вторых, снижение  нефтегазового уменьшением -энергетического структуре продукта до 18%, -третьих, энергоемкости продукта чем ,3 раза, -, увеличение безопасности выбросов к 2030 г. уровня 100–105% указанных 1990 г. Стратегии необходимых для данной информационно- системы настоящей активности новых акваторий, газа доли и д. Кроме последней имеется Приложению 5, «дорожную », все реализации в действиях. Приложению 5 , снижение и нетопливной быть благодаря следующим

  1. Разработка экономического межтопливной взаимозаменяемые (газ /
  2. Государственная прямое атомной стране.

развития (стимулирующее амортизация, , страхование процедур пр.).

  1. развития энергии :

– создания использования энергии ;

– поддержания устойчивости на опережающего на (газ /

– на передовых использования -государственного налогообложения источников возобновляемых ;

– внедрения подключения к для на энергии.

действий, области внедрения в , характеризуется , как технологического энергетике, развитие венчурного сфере энергетике, на проектного управления т.

Исходя из рассмотренной темы, стоит заключить, что из текста акцентировано на «зелёных» энергии. , большая Стратегии созданию законодательной   текущих в , а уровня газов среду, загрязнение водоёмов, способствуют . Для экологической предлагается развитие энергии, солнечная, и в и «Зелёный ». этого, развивает , ежегодно производства атомных   также , как замечено усовершенствования норм сфере, ужесточению контроля , Россия развитию энергии, благодаря возможность проектирование, функционирование и безопасность их

 

Список литературы

1. Распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации»//Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102016590&rdk=0

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности (Промежуточное издание), Серия норм безопасности МАГАТЭ, № GSR Part 3, МАГАТЭ, Вена (2011)

3. Нормы МАГАТЭ по безопасности «Безопасность атомных электростанций: проектирование для защиты людей и охраны окружающей среды» № SSR-2/1

4. Лебедева Ю.В. Роль международных организаций - МАГАТЭ, Евратом и СНГ - в области использования мирного атома//Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/articles/2015/08/06/58862

5. Овчаренко Н.И. Автоматика энергосистем / Н.И. Овчаренко. - М.: МЭИ, 2009. - 480 c.

6. Плавучие АЭС на Крайнем Севере и Дальнем Востоке // https://dv.land/economics/atomnyi-bereg

7. Развитие регулирующих основ и нормативно-правового регулирования в области обращения с РАО и ОЯТ//Режим доступа: www.atomic-energy.ru/articles/2014/03/17/47394

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // https://minenergo.gov.ru/node/1026

Войти или Создать
* Забыли пароль?