Дизайн образования на протяжении всей жизни при использовании массовых открытых онлайн курсов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены возможности обучения всю жизнь на основе применения технологий открытого образования на национальном и международном уровнях. Представлены современные услуги, предлагаемые различными платформами массовых открытых онлайн-курсов.

Ключевые слова:
непрерывное образование, обучение всю жизнь, цифровые технологии, онлайн-курсы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Формирование и развитие концепции «образование на протяжении всей жизни» как в России, так и за рубежом, подвергло изменениям содержание процесса обучения и принципы функционирования всей мировой системы образования. Указанный концепт поставил фундаментальные проблемы и прикладные задачи перед управлением как мировой системой образования в целом, так и непрерывным образованием в каждой стране в частности. В глоболизирующемся мире необходимым становиться создание новой системы и элементов управления образовательными ресурсами, важнейшей задачей которых является формирование компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям дизайн образования [1, 3, 8, 11 и др.]. 
В концепциях непрерывного образования на протяжении всей жизни подчёркиваются приоритет студентов независимо от возраста, получающих образования по частям в течение всей жизни. Учреждение образования в России адаптирует свою деятельность в зависимости от условий форм обучения от потребности разнообразных категорий населения (студентов зрелого возраста, работающих студентов, студентов, обучающихся в выходные дни и т.д.) [2 ,4, 6, 10 и др.].
Основными задачами образования на протяжении всей жизни выступают укрепление способностей человека адаптироваться к профессиональной жизни в процессе инновационного развития систем инновационного образования.
В современной зарубежной научной литературе применяется несколько отличных друг от друга взглядов на непрерывное образование. Чаще всего встречаются: «непрерывное образование – образование в течении всей жизни», непрерывное образование – образование для взрослых», «непрерывное образование есть непрерывное профессиональное образование». Данные точки зрения часто воспринимаются как единое целое. В качестве примера можно привести взрослого специалиста, систематически проходящего курсы повышения квалификации, переподготовки, а также самостоятельно расширяющего свои знания, умения, навыки, профессиональные компетенции [5, 7, 9, 13, 15 и др.].
Непрерывное образование трактуют также как процесс роста общего и профессионального образовательного потенциала личности на протяжении всей жизни, обеспечиваемой системой государственных и общественных институтов, и который соответствует потребностям личности и общества. В структуру непрерывного образования вовлечено множество образовательных структур: основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. В упрощённом виде это можно представить в виде взаимосвязанных звеньев (рисунок 1).
 

 

Рис. 1. Схема системы непрерывного образования

 
В соответствии с Международной стандартной классификацией основные формы непрерывного образования распределяются следующим образом:
•    формальное образование включает в себя институционализированные образовательные организации (школы, колледжи, университеты и пр.);
•    неформальное образование характеризует образовательную деятельность, не относящуюся к формальному обучению. Данная форма образования не ставит перед собой целью аттестацию обучающихся;
•    информальное образование представляет собой наиболее инновационную форму непрерывного образования. Примером такой формы может являться самообразование или обучение на рабочем месте или в семье.
Новым направлением в структуре непрерывного образования является исследование массовых открытых онлайн-курсов (MOOCS) в контексте их использования в обучении всю жизнь [4, 8, 12, 17, 18 и др.].
Аналитический центр World Innovation Summit for Education опросил 645 экспертов на тему «Каким вам видится образование будущего?». Среди общих выводов выделим те, которые непосредственно касаются обучения
всю жизнь [22]:
•    образование станет дороже и будет длиться всю жизнь;
•    личные и практические умения будут цениться выше, чем академические знания;
•    главным источником знания станет Интернет, а глобальным языком обучения – английский.
Данный прогноз совпадает с трендом для которого используется термин «Life long Learning» (обучение всю жизнь). Базу для него заложил доклад ЮНЕСКО (Delorsreport, 
1996 г.), который вывел обучение всю жизнь за пределы навыков переподготовки к признанию широкого спектра человеческих возможностей. Дальнейшее развитие концепция возможности и ответственности человека в контексте непрерывности образования получила в документе Dakar Framework for Action 
(2000 г.) [20]. Отчёт Definition and selection of Key Competencies (результат De Se Coproject, 2005 г.) определил ключевые компетенции для обучения всю жизнь, которые затем были смоделированы на PISA (Programme for Inter-national Student Assessment, 2009 г.) [16, 20]. В странах ЕС в качестве стандарта для классификации систем образования и в контексте обучения всю жизнь используется European qualifications framework (EQF, 2013 г.) [4,16] с основой на ключевых компетенциях De Se Co. Дескрипторы EQF указывают на 8 уровней обучения, начиная с элементарного уровня до уровня эксперта (уровень 8 – PhD). Государства Европы и РФ разработали свои собственные стандарты национальных квалификаций. Подобный рамки компетенций имеют Австралия, страны Азии, Центральной и Южной Америки. В США Lumina Foundation предложил Degree Qualifications Profile (DQP) в качестве модели для оценки компетентности, достаточно согласованной с De Se Co [16]. За последние десятилетия достигнут определённый успех в снижении неопределённости в образовательных стандартах и смещение вектора мотив-цель на профессиональных компетенциях: необходимы результаты обучения, которые соответствуют требованиям реального мира [4, 16].
Использование MOOCs в обучении всю жизнь предполагает широкий спектр учебных материалов. Существуют глубокие взаимосвязи между электронным обучением, образованием всю жизнь и инновациями. Они проявляются в трёх электронных учебных территориях (межорганизационном обучении, электронном обучении на рабочем месте и профессиональных учебных сетях) и сочетают в себе черты формального, неформального и неофициального обучения [13]. С одной стороны, взрослым обучающимся известно, что простота доступа к MOOCs может быть связана с отсутствием обязательств по завершению курса. С другой стороны, для снижения высокого отсева взрослых с MOOCs необходимы поддержка их обучения [4].
Использование MOOCs в обучении всю жизнь необходимо. Модель «кредитного банка» можно рассматривать как развитие образования всю жизнь, в которой предусмотрено обучение с кредитами, накопление и трансформация достижений в сертификацию [18].
Использование MOOCs в обучении всю жизнь значимо. В академическом образовании они могут удовлетворить потребности обучающихся для признания сертификата академической степени. В неакадемическом образовании MOOCs могут использоваться для обеспечения большого количества людей компетенциями, близкими к практическим потребностям в течение жизни [18]. Значимость использования MOOCs для работодателей и их сотрудников необходимо рассматривать в контексте поощрения личного роста и развития потенциальных возможностей, в том числе, для обеспечения постоянной занятости. В образовании всю жизнь сотрудника, который использует MOOCs, сотрудник берёт на себя ответственность за своё обучение с учётом собственной занятости [19].
В ходе исследований проанализированы возможности использования MOOCs в высшем профессиональном образовании для подготовки дизайнеров, а также применение MOOCs, доступных в режиме self-paced, в организации самостоятельной работы студентов.
Проанализируем перспективность использования MOOCs в обучении всю жизнь. Будем учитывать два важнейших фактора, которые являются существенными ограничениями использования MOOCs:язык обучения и учебный график курса [4, 14, 20]. 
Предположение о том, что обучающийся любого возраста имеет ключевые компетенции владения иностранным языком, достаточные для понимания учебных материалов и выполнения заданий является завышенным. Поэтому целесообразно ограничить поиск теми MOOCs, которые поддерживают русский язык обучения. Среди них внимание сконцентрировано на курсах, доступных в режиме self-paced как наиболее приемлемых для обучения всю жизнь. Анализ выполнялся в двух направления: зарубежные и отечественные MOOC-платформы.
Среди зарубежных MOOC-платформ были выбраны мультиязычные. Выполненный анализ MOOCs (дата обращения: 12.01.2019), показал крайне низкую долю курсов на русском языке (табл.1). 
На Cousera доступны русскоязычные MOOCs, подготовленные МФТИ, МИФИ и ВШЭ (по одному курсу), Томским ГУ (3 кур-са); на Open Education Consortium – 3 курса Yandex, по одному курсу Google и Институт системного анализа РАН.
Проанализируем отечественные MOOC-платформы: «ИНТУИТ», «Лекториум» и «Открытое образование».
В Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» (http://www.intuit.ru/) потенциально могут быть использованы в обучении всю жизнь курсы трёх категорий (дата обращения:12.01.2019): повышение квалификации (674 курса), профессиональная переподготовка(26 курсов) и сертификация (59 курсов). Дополнительно в категории «Академия Intel» и «Академия Microsoft» включены 30 и 102 курса соответственно. В категории «Повышение квалификации» представлены курсы для обучающихся с различной начальной подготовкой: от школьного до университетского уровня. Обучение осуществляется на основе следующих бизнес-моделей: бесплатное обучение с получением электронного сертификата об успешном завершении курса; бесплатное обучение с оплатой работы выбранного тьютора, в функции которого входит проверка и оценивание выполненных учебных заданий; платное обучение с проверкой выполненных заданий. Курсы этой MOOC-платформы не имеют фиксированного графика обучения. Сертификат об обучении выдаётся от имени МТИ (НОУ ВО МосТех).
Российские MOOCs телеуниверситета «Лекториум» (https://www.lektorium.tv/) ориентированы на обучающихся различных категорий: старшеклассники и абитуриенты; студенты и специалисты; повышение квалификации. Анализ курсов (дата обращения: 12.01.2019) с целью определения их применимости в обучении всю жизнь показал следующее. В категории «Студентам и специалистам» представлены курсы, разработанные академическими университетами (Томский ГУ – 6 курсов; СПбПУ – 2 курса; Университет ИТМО, НГУ, Томский ПУ, Томский ГУСУРЭ, Тюменский ГУ, Омский ГТУ, Ижевский ГТУ им. М.Т.Калашникова, Европейский университет в Санкт-Петербурге, консорциум СПбПУ и Университет ИТМО – по одному курсу); неакадемическими заведениями или ассоциациями (Всероссийская Ассоциация учителей литературы; Академия постдипломного педагогического образования; Центр Педагогического Мастерства (ЦПМ, Москва) – по одному курсу); ИТ-компаниями (консорциум Lanit Tercom и Soft Joys: Лаборатория Касперского – по одному курсу). Категория «Повышение квалификации» содержит 8 курсов, разработанных ЦПМ. Курсы этой MOOC-платформы имеют фиксированный график обучения [4].
Отечественный проект Национальная образовательная платформа «Открытое образование» направлен на высшее образование со стратегической целью признания академическими учебными заведениями результатов об на MOOCs этой платформы. В настоящий момент провайдер ( https://openedu.ru/) предлагает около 70 курсов программ бакалавриата (дата обращения: 12.01.2019): МГУ (12 кур-сов), СПбПУ (7), МФТИ (8), СПбГУ (1), ИТ-МО (4), УрФУ (13), МИСИС (8) и ВШЭ (17) по направлениям подготовки: математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки; науки об обществе. Курсы этой MOOC-платформы имеют фиксированный график обучения.
 

1.    Статистика массовых открытых онлайн-курсов

Научная сфера    Общее количество курсов    Из них курсов в режиме self-paced
    Всего    На русском языке    Всего    На русском языке
                Количество    Платформа
По данным агрегатора Class Central (https://www.class-central.com/)
Computer science    471    9    101    0    -
Programming    374    4    131    0    -
Engineering    320    3    36    1    Coursera
Mathematics    193    7    44    1    Coursera
Science    537    14    93    2    Coursera
Business & Managment    872    15    173    1    Coursera
Humanities    469    5    75    1    Coursera
Education & Teaching    428    0    65    0    -
Social Sciences    491    13    93    0    -
Art & Design    327    0    40    0    -
По данным агрегатора Mooc List (https://www.mooc-list.com/) для CourseraВсе    1026    24    60    0    -
По данным ocwconsortium (http://www.oeconsortium.org)Все    25329    36    25329    5    -
Источник: таблица составлена на основе источников [4, 16, 20, 22].

 
Следует отметить, что отечественными производителями контента открытого образования накоплен определённый опыт создания и эксплуатации MOOCs, в том числе для использования в обучении всю жизнь. Некоторые из отечественных MOOC продублированы на зарубежных MOOC-платформах. Однако, курсы провайдеров «ИНТУИТ», «Лекториум» и «Открытое образование» не представлены в MOOC-агрегаторах, что вызывает у потенциальных обучающихся их курсов определённые ограничения при выборе подходящего курса для обучения [4]. В таблице 2 представлены возможности наиболее распространённых платформ в представлении образовательных услуг.
 

2. Современные услуги предлагаемые платформами MOOC

Платформа    Сертификат    Возможность перезачёта в вузе    Возможность получения степени магистра онлайн
Coursera    +    +    +
edX    +    +    +
Future Learn    +    +    +
Udacity    +    -    +

 
В образовании на протяжении всей жизни студенты MOOCs, имеющие полную или частичную занятость, а также не работающие (по уходу за ребёнком или инвалидом, лица возрастной категории 60+ и другие) отдают предпочтение курсам с режимом обучения self-paced. Однако отсутствие быстрой обратной связи с инструктором курса по результатам выполнения заданий является основной причиной отсева студентов.
Отечественные платформы занимают отстающее положение с зарубежными, однако не смотря на это в России развитию MOOC уделяется всё большее внимание со стороны государства, образовательных и коммерческих организаций, утверждён Совет по открытому образованию, в который вошли представители ведущих вузов, Рособрнадзора и Минобрнауки России.
Заключение
Одним из эффективных способов развития MOOCs в обучении всю жизнь можно назвать организацию корпоративных университетов, которые обеспечивают чередование обладания фундаментальных знаний с практической деятельностью. Развитие MOOCs в обучении всю жизнь позволяет организовать условия для формирования образовательных траекторий выравнивания доступности эффективного образования на всех уровнях образовательной системы, обеспечивает набор образовательных услуг, которые отвечают динамичному развитию потребностей общества с учётом сегментации MOOCgj потребностям.
Перспективным направлением исследований спроса на рынке MOOC является анализ данных с платформ о популярности курсов, портреты слушателей, которые их выбирают, информация о прибыли от продажи сертификатов, а также результаты опросов потенциальных потребителей онлайн-курсов.
 

Список литературы

1. Андреева А.С. Формирование системы профессионального воспитания обучающихся в условиях непрерывного образования // Устойчивое развитие образования и науки. -2016. - №3. - С.34-38.

2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях непрерывного образования // Территория науки. - 2015. - №5. - С.7-11.

3. Беляева Е.В. Методическое обеспечение электронного курса в системах управления обучением // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015. - №1-1. - C.20-24.

4. Голубева Г.Ф., Тришин А.А. Массовые открытые онлайн-курсы в России и за рубежом с позиций глобального информационного пространства // Эргодизайн. - 2018. - № 2(02). - C. 8-13.

5. Елагина Е.Р. Непрерывное образование в родительском профессионализме: необходимость и пути реализации // Инновации в образовании. - 2019. - №1. - С.15-23.

6. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Непрерывное образование в системе подготовки квалифицированных кадров для рынка труда // Наука, новые технологии и инновации. - 2016. - №8-1. - С.189-192.

7. Ключарев, Г.А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования / Г.А. Ключарев // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах/ Отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИС РАН. - 2008. - С.344-358.

8. Кузнецов А.Ю., Вершинина Е.В. Онлайн обучение - тенденции и перспективы // Инновации в образовании. - 2018. - №4. - С.108-115.

9. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия «Актуальные вопросы развития образования»). - М.: Алекс. - 2006. - 264 с.

10. Олейникова О.Н. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, Н.М. Аксёнова. - М.: РИО ТК им. Коняева. - 2009. - 131 с.

11. Спасенников В.В. Экономическая психология. - М.: PerSe. - 2003. - 448 c.

12. Хохлова М.В., Соболева Г.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров на основе теории поэтапного формирования умственных действий // Современные наукоёмкие технологии. - 2018. -№7. - С.219-223.

13. Aseto S., Dondi S. E-Learning, Lifelong Learning and Innovation in the working world. URL: www.openeducatioeuropa.eu/en/download/file/fid/19448 (дата обращения 2.01.2019)

14. Gasevic D., Kovanovic V., Joksimovic S., Siemens G. Where is research on Massive Open Online Courses headed? A data analysis of the MOOC Research Initiative // International Review of Research in Open and Distance Learning. - 2014. - No. 15(5). - P. 134-176.

15. Hansen J., Reich J. Socioeconomic Status and MOOC Enrollment: Enriching Demographic Information with External Datasets // Proc. of the Fifth International Conference on Learning Analytics And Knowledge. -2015.

16. Jirgensons M. Direct Assessment Initiatives within a Lifelong Learning Context // Procedia Computer Science. - 2015. V. 43.

17. Kaveri A., Gunasekar S., Gupta D. and all. Decoding the Indian MOOC learner // Proc. of the 3rd International Conference on MOOCs, Innovation and Technology in Education. - 2015.

18. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Instructional quality of Massive Open Online (MOOCs) // Computers & Education. - 2015. - No. 80. - P. 77-83.

19. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age [Electronic resource]. - URL: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm (датаобра-щения 13.01.2019).

20. Steffens K. Competences, Learning Theories and MOOCs: Recent Developments in Lifelong Learning // Euro-pean Journal of Education. - 2015. V. 50.

21. Vasiu R., Andone D. OERs and MOOCs - The Ro-manian experience // Proc. of International Conference Web and Open Access to Learning. - 2014.

22. What will school look like in 2030? URL: http://cdn.qf.com.qa/app/media/22210 (дата обращения 13.01.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?