АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен опыт реализации проектов в волонтерской деятельности Сургутского государственного университета. Представлен алгоритм формирования проектных команд в волонтерской деятельности. Представлены риски на каждом этапе. Предложены варианты минимизации указанных рисков.

Ключевые слова:
волонтерская деятельность, формирование проектных команд, алгоритм формирования проектных команд в волонтерской деятельности.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В стенах СурГУ добровольческое движение начало зарождаться в 2009 г. В настоящий момент Центр Волонтёров СурГУ насчитывает около 1200 студентов-волонтёров, и было проведено уже около тысячи мероприятий с их участием [1, 2].

Чтобы попасть в базу волонтёрского центра СурГУ можно:

– обратиться к руководителю Волонтёрского центра;

– обратиться к председателю института;

– обратиться в 321 кабинет главного корпуса университета, чтобы они занесли Вас в базу, после того как вы заполните анкету ваших персональных данных.

       Стать волонтером может любой студент и сотрудник СурГУ (от 16 до 60 лет).

       В волонтёрском центре СурГУ каждому человеку, состоявшему в базе, выдаются волонтёрские книжки СурГУ. Туда заносятся все мероприятия, в которых принимает участие волонтёр, количество отработанных часов, полученные поощрения, а также данные о дополнительной подготовке.

       Данный документ является социальным портфолио волонтёра. Он может помочь студенту при дальнейшем трудоустройстве.

       Работать волонтеры СурГУ могут во множестве сфер деятельности:

– проведение профилактических занятий, лекций, тренингов, дебатов;

– проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

– распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде);

– первичное консультирование и сопровождение;

– подготовка других волонтерских команд и участников;

– работа с закрытыми группами (наркозависимые, ветераны ВОВ, инвалиды, пенсионеры, военнослужащие, «дворовые тусовки»);

– творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов;

– сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка полученных данных;

– реализация социальных проектов;

– прием посетителей и помощь администраторам рекреационных зон. Контроль за правом доступа в залы и соблюдением маршрутов;

– проведение социальных акций: «День здоровья», «День сердца», «День борьбы против курения», «День борьбы со СПИДом», «Георгиевская лента», «Красная лента», «День хорошего настроения», «День космонавтики», «День матери», «День Российской науки», «Будь бдителен на дороге», «Берегите лес от пожара», «Им нужна наша помощь»;

– организация и проведение благотворительных театрализованных и концертных мероприятий;

– гражданско-патриотические акции, защита окружающей среды и проведение субботников;

– волонтерская помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пенсионерам;

– помощь в транспортировке объектов и проведении выставок;

– участие в международных образовательных программах, семинарах и конференциях и помощь в их организации [12].

Тысячи студентов уже приняли участие, как в организации мероприятий, так и помогали как добровольцы в реализации проектов.

С каждым годом структура управления добровольческими проектами развивалась. На данный момент существует определённая структура, о которой будет рассказано в данной работе.

Развитие добровольческого движения в СурГУ является одним из способов организации воспитания и социальной адаптации студентов. В процессе оказания помощи студент проявляет свои качества как личность и имеет возможность влиять на окружающий его мир, задумывается о ценностях жизни. Также волонтёрская деятельность способствует развитию трудового воспитания молодых людей, учит бережно относиться к чужому труду, а также ценить свой собственный.

Люди, участвующие в волонтёрских командах, начинают осознавать, что духовные ценности и творческая удовлетворённость могут быть более ценны, чем материальные блага. В этом состоит один из воспитательных эффектов добровольческой деятельности студентов.

Желание и готовность думать, действовать и достигать – это отличительная черта активного студента Сургутского государственного университета. С  самого поступления в вуз молодые люди, как правило, сразу активно вливаются в жизнь своих институтов и университета в целом, причём не только в качестве сторонних наблюдателей, но и непосредственно принимая участие. 

Задачи студенческого самоуправления СурГУ:

– решать существующие проблемы;

– защищать свои права и нести ответственность;

– расширение сферы внеучебной деятельности;

– вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием определённой поддержки социально незащищённым слоям населения, а также охраной окружающей среды.

Таким органом самоуправления в СурГУ является студенческий совет, в котором принимают участие председатели и заместители председателей каждого из шести институтов, председатели студенческих общежитий N1 и N2, руководители студенческих центров и клубов по интересам.

Также в каждом институте по отдельности существует студенческое самоуправление:

– студенческий комитет института;

– старосты академических групп;

– творческая молодёжь, активные и неравнодушные студенты.

Общее руководство Советом осуществляет председатель, который выбирается открытым общим голосованием сроком на 2 года. Высшим руководящим органом является общее собрание Студенческого совета, проводимое не реже одного раза в 2 недели.

Задачи Совета:

– поддержка студенческих инициатив;

– содействие многостороннему формированию обучающихся. Развитие у них активной жизненной позиции;

– содействие выполнению студентами своих обязанностей;

– содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

    – содействие в создании необходимых условий для отдыха студентов;

– создание разнообразных студенческих клубов, центров и объединений по интересам;

– организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и молодежными организациями;

– выработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом профессиональных интересов студенчества;

– непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики;

– содействие в обеспечении информационно молодежной, правовой, психологической помощью студентов;

– сотрудничество со старостами, кураторами академических групп, студенческими комитетами институтов и администрацией университета;

– привлечение студентов к художественной самодеятельности, проведению вечеров отдыха, конкурсов, выпускным вечерам, дням института и других мероприятий;

– пропаганда здорового образа жизни, предотвращения совершения студентами правонарушений;

– формирование толерантности, пропаганда антиэкстремистской деятельности и противодействие межнациональным конфликтам в студенческой среде.

       Все члены Студенческого совета могут сами разрабатывать социально значимые программы и мероприятия, а также обязуются поддерживать все разумные студенческие инициативы. Также они обязаны активно участвовать в мероприятиях и быть в курсе всех событий [13].

       Все мероприятия, проходящие с участием студентов СурГУ, мы условно разделили на 3 группы:

  1. Мероприятия, которые проходят каждый год с одним и тем же составом организаторов (обычные).
  2. Мероприятия, которые проходят относительно недавно, но вводятся на постоянную основу. Состав организаторов меняется каждый раз (уникальные).
  3. Мероприятия, которые проходят в первый раз и, возможно, не повторятся вновь (гиперуникальные).

Чтобы выделить проблемы при организации мероприятий, в которых принимают участие добровольцы, рассмотрим алгоритм всего процесса (рис. 1).

Ранее в статье упоминалось о 3-х видах мероприятий (которые оформляются в проекты), представленных в СурГУ: обычные, уникальные, гиперуникальные.

 Приведённый выше алгоритм работает на разных по виду мероприятиях в разном объеме этапов. Так, для обычных мероприятий алгоритм начинает свое действие с этапа «Нахождение решения поставленных задач», так как все этапы выше уже были решены ранее. Обычные мероприятия повторяются из года в год.

Уникальные мероприятия уже когда-то были представлены, но не происходят так часто как обычные, у таких мероприятий меняется состав команды проекта. Таким образом, можно сделать вывод, что для уникальных мероприятий алгоритм начинает свою работу с этапа «Формирование команды с использованием методологий».

Гиперуникальные мероприятия – это только предложенные мероприятия, которые ранее не реализовывались. Они проходят все этапы представленного алгоритма.

Таким образом, представленная классификация мероприятий и алгоритм формирования проектных команд волонтерской деятельности  СурГУ позволит оптимизировать формирование проектных команд. В дальнейшем в нашем исследовании предполагается рассмотреть эффективные инструменты управления и сопровождения проектных команд [6, 7] в волонтерской деятельности, а также вариативности реализации проектной деятельности [8-11].

 

Список литературы

1. Чуланова О.Л. , Болотов С.В. Виды волонтерской деятельности (опыт Сургутского государственного университета) //Материалы Ивановских чтений. - 2018. - № 2 (20). - С. 174-182.

2. Чуланова О.Л., Болотов С.В. Волонтерская деятельность вХанты-Мансийском автономном округе: концепция, задачи, перспективы //Материалы Ивановских чтений. -2018. - № 2 (20). - С. 182-192.

3. Руденко В., Чекулаева М. Командные роли доктора Белбина [Электронный ресурс]// психологический справочник - 2016. URL: http://brainmod.ru (дата обращения 12.03.2017)

4. Технологии командообразования: Учеб.пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320 с.

5. Шархов Ф.И., Сперанский В.И. ОбщаяконфликтологияURL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1042262/_-_Obschaya_konfliktologiya.html

6. Чуланова О.Л., Глухова Т.Ю. Agile-коучинг в сопровождении проектных команд; понятие, задачи, виды//Материалы Ивановских чтений. - 2018. - № 4 (22). - С. 172-123.

7. Чуланова О.Л., Глухова Т.Ю. Эффективные команды проекта в классическом и инновационном проектном подходе//Материалы Ивановских чтений. - 2018. - № 4 (22). - С. 180-193.

8. Чуланова О.Л. Методический инструментарий применения SCRUM в реализации проектной деятельности //Материалы Афанасьевских чтений. - 2018. - № 2(23). - С. 31-38.

9. Чуланова О.Л. Инновационные технологии управления проектами: гибкая методология АgileManifesto // Вестник Сургутского государственного университета. - 2018. - №. 1 (19). - С. 98-105.

10. Чуланова О. Л., Госедло А.Д. Методический инструментарий применения SCRUM как разновидности методологии гибкого управления проектами AGILE MANIFESTO в управлении проектной деятельностью// Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - 2018. - Т. 7. - №. 1. - С. 46-50. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5a9cf33a4405c9.99929289

11. Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами Agile // Вестник Евразийской науки. - 2018. - №1. https://esj.today/PDF/65ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Электронный ресурс: URL: http://www.surgu.ru/zhizn-surgu/studencheskoe-samoupravlenie/studencheskie-tsentry(дата обращения 09.12.2018 г.)

13. Официальный сайт Сургутского государственного университета. Электронный ресурс :URL: http://www.surgu.ru/index(дата обращения 12.12.2018 г.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?