ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье раскрывается роль конкурсов профессионального мастерства в системе среднего профессионального образования. Раскрыто значение профессиональных конкурсов для повышения компетентности и конкурентоспособности выпускников

Ключевые слова:
профессиональные конкурсы, компетентность выпускников, конкурентоспособность, среднее профессиональное образование, эффективность образовательного процесса
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Особое значение для системы среднего профессионального образования имеют конкурсы профессионального мастерства. Это связано с важностью приобретения студентами профессиональных компетенций в сфере избранной профессии: в этом случае участие в конкурсе положительно сказывается на дальнейшем трудоустройстве, позволяет расширить портфолио, привлечь внимание потенциальных работодателей сразу после завершения колледжа.

Профессионально-направленные конкурсы стимулируют профессиональный рост студентов, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к серьезной профессиональной деятельности.

Конкурсы профессионального мастерства помогают повысить мотивацию к изучению выбранной сферы, формируют умение анализировать собственную деятельность в целом, а также актуализируют стремление молодого специалиста к самореализации.

Кокшарова М.Ю. подчеркивает, что конкурсы профмастерства относятся к эффективным педагогическим технологиям в связи с тем, что в рамках конкурса создаются оптимальные условия для творческой самореализации студента. В ходе участия в конкурсе учащиеся могут систематизировать полученные на занятиях знания, улучшить свои умения и навыки [4]. В процессе подготовки и проведения подобных конкурсов у студентов вырабатывается умение решать проблемные задачи.

По мнению Аминевой О.В, Камаловой Р.Р., опыт, приобретенный студентами в рамках конкурсов профессионального мастерства, имеет высокую ценность также в связи с тем, что он позволяет выпускникам успешно адаптироваться в реальных условиях, мобильно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде, действовать нестандартно и креативно при решении профессиональных задач [1].

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства способствуют подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного специалиста-профессионала [2].

Важно, что конкурсное движение ориентировано на компетентностные результаты образовательной деятельности, т.е. на развитие таких навыков, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, конкурсная деятельность способствует формированию другого, по сравнению с традиционной системой общего образования, типа мышления: в ходе участия в профессиональном конкурсе происходит становление личности человека и его профессиональное самоопределение, растет интеллектуальный потенциал, социальная активность личности, формируется умение быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умение быть гибким в рабочих ситуациях.

Высокая степень профессионального мастерства предполагает не просто «самостоятельность» студента как способность выполнять необходимые операции без внешних указаний, а способность самостоятельно выстраивать систему действий для решения задач, в том числе таких, с которыми он раньше не сталкивался.

Помимо этого, конкурсное движение способствует более тесному сотрудничеству с работодателями и обеспечивает тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения, позволяет молодым людям осознать перспективность своего обучения в колледже.

По мнению Ильиной Т.И., образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством. Итогом является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям. Участие в конкурсах профмастерства имеет высокую значимость также в связи с тем, что предполагает постепенный переход от учебных задач к профессиональной деятельности [3].

Положительное значение конкурсов профессионального мастерства связано с тем, что они нацелены на развитие самостоятельности и активности студентов в овладении специальностью: развиваемая профессиональная потребность становится основным двигателем познавательного процесса, растет профессиональная самооценка как важный компонент структуры личности студента.

Рассматривая профессиональную самооценку как часть структуры личности, от которой в значительной степени зависит профессиональная успешность, А.А. Реан выделяет в ней следующие аспекты:

  •  операционно-деятельностный (выражается в оценке своего профессионального уровня и уровня компетентности);
  •  личностный (выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеальным образом себя как профессионала) [5].

В структуре профессиональной самооценки выделяются:

  •  самооценка результата, которая связана с оценкой достигнутого;
  •  самооценка потенциала, связанная с оценкой своих профессиональных возможностей и отражающая уверенность в своих силах [6].

Участие в профессиональных конкурсах может служить развитию всех компонентов и аспектов профессиональной самооценки, повысить уверенность в себе как в профессионале. Действительно, если студент видит позитивные результаты своего участия в конкурсах, это позволяет ему пересмотреть свои взгляды на свои личные и профессиональные качества и ценить себя более высоко.

Образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод выполнения задачи. У студентов появляется уверенность в себе, в своих профессиональных возможностях и, как следствие, повышается интерес к обучению, освоению профессии, к возможностям карьерного роста в рамках избранной специальности.

Мы можем сделать вывод, что включение конкурсной деятельности в образовательный процесс позволяет вывести современное образование на передовые позиции за счет повышения уровня конкурентоспособности выпускников. Это эффективное средство формирования у студентов мотивации успешного обучения и развития в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Аминева О.В, Камалова Р.Р. Конкурс профессионального мастерства - перспективная форма сотрудничества техникума с социальными партнерами // Научно-практический журнал. - 2016 . - №1. - 114 с.

2. Демина А.Н., Крюковская А.П. Методические рекомендации по проведению олимпиад профессионального мастерства. - Чебоксары, 2014. - С.17.

3. Ильина И.Т. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов / И.Т. Ильина // Образование, карьера и общество. - 2014. - № 3.

4. Кокшарова М.Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 192-201.

5. Ширапова Д.Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2005.

6. Янченко И.В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 129-132.

Войти или Создать
* Забыли пароль?