ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены вопросы создания и функционирования единой электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя различные инструменты и средства обучения, в организации, осуществляющей образовательную деятельность,. Проанализированы средства информационных и коммуникационных технологий, в частности образовательные интеграционные платформы, которые могут быть использованы для разработки, управления и распространения онлайн-материалов, входящих в состав дистанционных учебных курсов. Выявлены основные критерии, учитываемые при выборе этих инструментальных средств для организации электронного обучения. Проведен анализ информационного становления и функциональных возможностей образовательных интеграционных платформ, от систем управления образовательным контентом (LCMS) и образовательным процессом (LMS) до современных персональных (PLE) и виртуальных (VLE) образовательных сред. Рассмотрены вопросы включения инструментов PLE и VLE в LMS, предложены способы их интеграции.

Ключевые слова:
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, средства информационных и коммуникационных технологий, электронная информационно-образовательная среда, образовательная интеграционная платформа, система управления образовательным контентом (LCMS), система управления образовательным процессом (LMS), персональная учебная среда (PLE), виртуальная учебная среда (VLE).
Текст

Информационные технологии развиваются колоссальными темпами. В современном образовании происходят значительные изменения, развиваются и совершенствуются различные подходы и технологии, что влечет за собой все более серьезные требования, предъявляемые к организации образовательного процесса. К современной тенденции относится использование дистанционных образовательных технологий, которые не только позволяют применять инновационные методики в обучении, но и дают возможность получить равный доступ к учебным материалам и ресурсам разным категориям обучающихся. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены базовые юридические условия, которые позволяют реализовывать образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения [5]. Этот процесс связан с решением актуальной проблемы современного образования — создания в стране единого информационно-образовательного пространства. С этой целью могут быть использованы различные инструментальные средства информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя различные электронные учебные материалы и средства обучения, дистанционные учебные курсы и т.д. Среди этих средств особо можно выделить образовательные интеграционные платформы, обладающие достаточно мощными функциональными возможностями для реализации электронного обучения [4]. Правильный выбор программного средства для создания дистанционного учебного курса позволяет реализовать все дидактические возможности и преимущества дистанционных образовательных технологий [3]. В настоящее время существует множество программных сред, оболочек или платформ для создания дистанционного курса. Например, такие средства, как: ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, OLAT, OpenACS, Sakai, Moodle и др.

Список литературы

1. Захарова У.С., Сербин В.А., Фещенко А.В. Интеграция персональных учебных сред с LMS MOODLE // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - № 4 (64). - С. 44-53.

2. Зенкина С.В., Шаронова О.В., Савченкова М.В. Обзор дистанционных образовательных технологий, реализуемых на разных технических платформах // Академический вестник Академии социального управления. - 2016. - № 3(21). - С. 10-22.

3. Куликова Т.А., Поддубная Н.А. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в организации проектной деятельности учащихся // Информатика и образование. - 2017. - № 1 (280). - С. 38-41.

4. Куликова Т.А., Поддубная Н.А. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании профессиональной подготовки будущего учителя-предметника // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 28-31.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/ (дата обращения: 16.11.2018).

6. Downes S. Personal and Personalized Learning Feb 17, 2016. EMMA Newsletter, European Multiple MOOCs Aggregator. - URL: https://www.downes.ca/me/publications.htm (Accessed 5 November 2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?