К ВОПРОСУ О ВЫДЕЛЕНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены сложившиеся подходы к выделению научных школ менеджмента и выявлены их недостатки. Представлен подход, наиболее полно охватывающий научные школы менеджмента, сформировавшиеся в XX–XXI вв., включая: школу научного управления, школу административного управления, школу управления на основе человеческих отношений, школу поведенческих наук, эмпирическую школу управления, школу количественного подхода к управлению, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов, школу мотивации персонала, школу стратегического менеджмента и маркетинга, школу управления на базе информационных технологий.

Ключевые слова:
выделение, научные школы, менеджмент.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях современного рыночного развития все большее значение в обеспечении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов приобретает качество системы управления – менеджмента.

В этой связи возникает объективная необходимость в рассмотрении подходов к управлению организацией – школ менеджмента в эволюции их развития, с целью использования исторически накопленного научно-практического потенциала для эффективного управления хозяйствующими субъектами в современных условиях и будущих периодах.    

В научной литературе встречается достаточно большое количество вариантов описания научных школ менеджмента, включая работы Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2], Ансоффа И. [3], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [4], Балашова А.П. [5], Барнарда К. [6], Басовского Л.Е. [7], Вердиевой Ю.Н. [8], Веснина В.Р. [9], Виханского О.С., Наумова А.И. [10], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [11], Генкина Б.М., Коноваловой Г.А., Кочеткова В.И. [12], Глухова В.В. [13], Гончарова В.И. [14], Дафта Р. [15], Данько Т.П., Голубева М.П. [16], Дойля П. [17], Иванова И.Н. [18], Иванов Л.Б. [19], Казначевской Г.Б. [20], Клиланда Д., Кинга В. [21], Короткова Э.М. [22], Корговой М.А. [23], Кохно П.А. [24], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [25], Минцберга Г. [26], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [27], Мэйо Э. [28], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [29], Репиной Е.А. [30], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [31], Смолкина А.М. [32], Травина В.В., Дятлова В.А. [33], Тебекина А.В. [34-37], Тейлора Ф. [38], Уткина Э.А. [39], Файоля А. [40] и др.

Проведенные исследования показывают, что практически во всех литературных источниках изложение динамики развития концепций менеджмента заканчивается на второй половине в ХХ-го в.

Один вид классификации концепций менеджмента базируется на рассмотрении количественного, процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте, характеристики которых представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Классификация концепций менеджмента, базирующаяся на рассмотрении количественного, процессного, системного и ситуационного подходов

 

Название подхода

Характеристика подхода

1

Процессный подход

Основывается на концепции, утверждающей, что управление представляет собой непрерывную последовательность выполняемых функций, образующих цепь взаимосвязанных между собой действий, реализующих процесс управления. К основным функциям управления при этом относятся: маркетинг, планирование, организация, реализация, руко­водство, контроль, оценка, принятие решений, регулирование, мотивация, корректировка.

Связующим звеном реализации этих функций управления выступают коммуникации.

2

Системный подход

Основывается на применении теории систем к организации (как единого целого, состоящего из взаимосвя­занных подсистем), использующего принцип обратной связи между частями и целым; целым и окружающей средой, а также между частями системы и внешним окружением, так как организа­ция – это открытая систе­ма, динамично взаимодействующая с внешней сре­дой. Реализация системного подхода предполагает сле­дующие основные действия: выделение объекта исследования; определение иерархии целей системы и ее отражение в целях входящих в нее подсистем; определение влияния каждой из подсистем на систему и наоборот – влияние системы на входящие в нее подсистемы; анализ и учет воздействия внешней среды на организацию; определение возможных путей совершенствования деятельности организации и выбор из них рационального.

3

Ситуационный подход

Базируется на управлении исходя из складывающейся конкретной ситуации, представляющей собой набор обстоятельств, оказы­вающих существенное влияние на организацию (предприятие) в данный период времени, и заключающаяся в анализе возможностей применения различных методов управления с целью выбора наиболее эффективного в конкретных условиях.

4

Количественный подход

Предполагает использование для решения проблем предприятия количественных статистических оценок, инструментального и инженерного подходов для формирования экономико-математических моделей и оценки на их основе возможностей и перспектив развития предприятия как социально-экономической системы.

 

Авторы, опирающиеся на подходы к формированию концепций менеджмента, представленные в табл. 1, исходят из того, что количественный, процессный, системный и ситуационный подходы, дополняя друг друга, полностью обеспечивают развитие современного менеджмента.

Другие авторы рассматривают более широкую палитру концепций менеджмента, включая: школу научного управления, школу административного (классического) управления, школу человеческих отношений, школу поведенческих наук, школу науки управления (именуемую также количественной). При этом охватывается период с 1880-х по 1950-е годы.

Третьи авторы наряду со школой научного управления, школой административного управления, школой человеческих отношений, школой поведенческих наук и школой количественного подхода выделяют: эмпирическую школу, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов. Именно эта классификация научных школ менеджмента, характеристики которых представлены в табл. 2, считается на сегодняшний день наиболее полной.

 

Таблица 2

 

Существующая классификация научных школ менеджмента, признанная в настоящее время наиболее полной

Название школы

Период формирования

1

Школа научного менеджмента

1885–1920 гг.

2

Административная (классическая) школа научного менеджмента

1920–1950 гг.

3

Школа человеческих отношений

1930–1950 гг.

4

Школа поведенческих наук

1930–1950 гг.

5

Школа количественного подхода

С 1950 гг.

6

Эмпирическая школа

1940–1950-е гг.

7

Школа социальных систем

1950–1960-е гг.

8

Школа менеджмента человеческих ресурсов 

1960-е гг.

           

Поскольку известные подходы к выделению школ менеджмента охватывают, как правило, период с 1880–х по 1960-е годы, в данной работе на основе проведенных исследований представлен наиболее полный вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XXXXI вв. (табл. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Предлагаемый вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XXXXI вв.

 

Название школы менеджмента

Период формирования школы

Основные идеи концепции менеджмента

Наиболее яркие представители школы менеджмента

1

Школа научного управления

1885–1920 гг.

Изучение и совершенствование содержания и организации труда персонала предприятия на основе использования научных методов, заимствованных из других областей знаний

М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Грант, О.А. Ерманский, Ф. Тейлор Г. Форд, Г. Эмерсон и др.

2

Школа административного (классического) управления

1920–1950 гг.

Поиск системных подходов к повышению эффективности управления предприятием за счет рационального администрирования без привлечения дополнительных ресурсов извне 

А. Гастев, А. Гинсбург, Д. Муни, А. Слоун, Л. Урвик, А. Файоль и др.

3

Школа управления на основе человеческих отношений

1930–1950 гг.

Базируется на повышении эффективности деятельности организации за счет использования знаний о межличностных отношениях и утверждает, что при рассмотрении менеджмента как способа управления, обеспечивающего выполнение работ с помощью других людей, следует учитывать, что отношения в коллективе имеют не меньшее  значение, чем материальное стимулирование труда сотрудников

Э. Мэйо, М.П. Фоллетт и др.

4

Школа поведенческих наук

1930–1950 гг.

Базируются на исследованиях социального взаимодействия в организации, мотивации персонала, роли власти, лидерства и авторитета в управлении, влияния типа используемых организационных структур, коммуникаций, качества трудовой жизни и работы на эффективность функционирования компании. Школа поведенческих наук направлена на оказание помощи сотруднику в осознании им собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

К. Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу и др.

5

Эмпирическая школа управления

1940–1950-е гг.

Направлена на аккумулирование лучшего положительного опыта управления,  внедрение и закрепление его в практике управления организацией.

Э. Дейл, Р. Дэвис, П. Друкер, Д. Миллер, Л. Ньюмен, Э. Петерсон, Э. Плоумен, Г. Саймон, А. Чандл и др.

6

Школа количественного подхода к управлению

С 1950 г.

Школа количественного подхода к управлению базировалась на достижениях в области развития кибернетики и исследования операций.

Благодаря применению количественных методов  выработки управленческих решений, использование которых стало возможно благодаря внедрению математических моделей в менеджмент, получило развитие

внедрение в управление организацией аппарата точных наук.

Р. Акофф, Л. Берталанфи, Р. Калман, Э. Райф, С. Саймон, С. Форрестр и др.

7

Школа социальных систем

1950–1960-е гг.

Базируется на рассмотрении работника как личности, имеющей социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая в свою очередь также влияет на формирование потребностей у сотрудников.

Совместное использование этих социальных устремлений в интересах организации позволяет повысить эффективность ее функционирования.

Дж. Марч,

Г. Саймон,

А. Этциони и др.

8

Школа менеджмента человеческих ресурсов 

1960-е гг.

Рассматривает персонал как главный источник повышения эффективности функционирования организации. Основное внимание уделяется

удовлетворению потребностей как итога личной заинтересованности каждого работника в лучших результатах общественного труда.

М. Бир, Д. Гест, М.А. Деванна, Дж. Дуглас, С.
Клейн, П.
Лоуренс,
Р. Миллес, Д.К. Миллс, А.
Петтигрю, К. Сиссон, Б. Спектор, Дж. Стори, Н.М. Тичи, Р. Уолтон,

Ч. Фомбрун, Д. Хант,
К. Хендри,

Э. Штейн и др.

9

Школа мотивации персонала

1950–1990-е гг.

Базируется на определении вариантов наиболее эффективного решения задачи управления деятельностью организации исходя из особенностей формирования в них социально-психологической цепочки событий: «потребность – мотив – стимул – цель – действие», определяющей действия, как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотрудников в организации в целом.

Включает содержательные теории мотивации персонала (звено «мотив – стимул»), мотивационные теории «поля» (звено «стимул – цель») и процессные теории мотивации (звено «цель – действие»).

Дж. Адамс,

К. Альдерфер,

Д. Аткинсон,

П. Бурдье,

Д. Боуэн,

В. Врум,

Ф. Герцберг,

А. Горц,

Дж. Коул,

К. Левин,

Э. Локк,

Э. Лоулер,

К. Мадсен,

Д. Мак-Грегор,

Д. Мак-Келланд,

П. Мартин,

А. Маслоу,

Ш. Ричи,

В. Скиннер,

Ф. Тейлор,

У. Оучи,

Л. Портер,

Р. Фрей,

Э. Фромм и др.


 

 

 

10

Школа стратегического менеджмента и маркетинга

1970–2000-е гг.

Базируется на основе разработок
теории стратегического менеджмента как основного
инструмента эффективного рыночного развития организации и обеспечения
ее высокой конкурентоспособности, а также на разработках в теории
маркетинга, позволяющих анализировать внутреннюю и внешнюю (рыночную) среду, изучать поведение
потребителей, формировать маркетинговые коммуникации и осуществлять стратегическое управление маркетингом.

И. Ансофф, Д.С. Львов, Ф. Котлер, М. Портер и др.

11

Школа управления на базе информационных технологий

1980 – н.в.

Базируется на информационных технологиях как на одной из четырех свобод, обеспечивающих процессы интеграции, и позволяющих эффективно осуществлять основные функции управления: маркетинг, анализ, планирование, руководство, координация, контроль, корректировка и др.

Белл Д., Кастельс М., Маклюэн М.,  Масуда Е., Махлуп Ф., Нейсбитт Дж., Стоунер Т.,  Тоффлер Э.,

Эбурдин П. и др.

 

Таким образом, проведенные исследования позволили сформировать наиболее полный вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XXXXI вв., включавший: школу научного управления, школу административного управления, школу управления на основе человеческих отношений, школу поведенческих наук, эмпирическую школу управления, школу количественного подхода к управлению, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов, школу мотивации персонала, школу стратегического менеджмента и маркетинга, школу управления на базе информационных технологий.

Данная классификация, безусловно, не является исчерпывающей, и требует дальнейшего развития.

Во-первых, это связано с тем, что выделяемые классы не являются непересекающимися множествами, что во многом связано с преемственностью технологий классификации.

Во-вторых, это связано с непрерывным процессом развития науки управления.

Список литературы

1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. - 275 с.

2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985. - 328 с.

3. Ансоффа И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

4. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон. Пер. с англ. И. Ющенко. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.

5. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

6. Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.

7. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.

8. Вердиева Ю.Н. Менеджмент. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.

9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.

11. Теория управления. Под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.

12. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.

13. Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 600 с.

14. Гончарова В.И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.

15. Дафт Ричард Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 863 с.

16. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.

17. Дойль П. Менеджмент. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.

18. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2004.

19. Иванов Л.Б. Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли. - СПб.: ЛТА, 1996.

20. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.

21. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 1974. - 280 с.

22. Коротков Э.М. Менеджмент. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.

23. Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378 c.

24. Кохно П.А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

25. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006.

26. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. - М.: ЭКСМО, 2009. - 463 с.

27. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

28. Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. - New York: Macmillan, 1933.

29. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б. В. Прынин, Л. В. Прынина, Н. Д. Эриашвили, З. А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прынина. - М.: ЮНИТИ, 1998.

30. Репина Е.А. Основы менеджмента. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.

31. Русинов Ф.М., Петросян Д.С., Шульга В.А. Основы теории современного менеджмента. - М.: Б.и., 1993. - 204 с.

32. Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации. - М.: ИНФРА-М, 1999.

33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

34. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.

35. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.

36. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.

37. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: Кнорус, 2014. (4-е издание).

38. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.

39. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.

40. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.

Войти или Создать
* Забыли пароль?