сотрудник
Ханты-Мансийский автономный округ, Россия
Эта статья пригодится преподавателям, проводящим общеразвивающие, музыкальные, логопедические занятия. В ней даны рекомендации для работы с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности)
синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ); психика детей с СДВГ; специальные методики проведения занятий с детьми с СДВГ
Сейчас очень часто встречают дети с СДВГ, то есть с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности. В нашей стране про таких детей обычно говорят: «Избалованный ребенок», – а в других странах (Германия и Израиль) это заболевание лечится медикаментозно.
Как такой ребенок ведет себя на уроке? Он может залезть под парту, может начать прыгать, бегать. Ребенок прекрасно понимает, о чем вы говорите, воспринимает информацию, но из-за своей «импульсивности» он не может сосредоточиться.
Что и как надо сделать, чтобы вернуть внимание ребенка, не нарушая его психику и внутренний мир?
1 способ. «Заинтересовать».
Можно начать разговор в одной тональности и плавно или резко перейти в другую. Помогает шёпот: дети начинают прислушиваться к тому, о чем вы рассказываете.
Но больше всего лично мне помогает Петрушка – это перчаточная кукла с бубенчиками на голове. Яркий и веселый. Дети его очень любят. На первом уроке я знакомлю детей со сказочным персонажем Петрушкой. Если кто-то из детей начинает мешать вести урок, а именно разговаривает вместе со мной, начинает бегать по классу, прыгать на месте и т.д., то «приходит» Петрушка и начинает рыдать со словами, как он расстроен, что (называет имя ребенка) мешает вести урок. Все дети начинают успокаивать Петрушку, в том числе и зачинщик беспорядка на уроке. Когда зачинщик успокаивается и говорит, что больше не будет себя так вести, у Петрушки высыхают слезы, он начинает весело звенеть бубенчиками на своем колпачке. И словами: «Какой ты молодец (называет имя ребенка)!», – и своими действиями Петрушка побуждает детей продолжить урок. После чего «уходит».
Так же в начале и в конце урока (при приветствии класса и прощании) автор статьи использует в работе колокольчики. Они среднего размера с длинной палочкой и разных цветов. После звонка на урок на столе преподавателя появляется корзинка, в ней лежат колокольчики. С детьми существует договоренность: тот, кто занимается, не отвлекаясь, будет раздавать или собирать колокольчики. Чтобы на уроке не было шума от колокольчиков, я говорю: «Наши колокольчики очень «вежливые» (голосом подчеркиваю слово «вежливые») и начинают звенеть, когда слышат, что их назвали по имени». Например, я говорю: «Здравствуй, зеленый колокольчик Арина». Ребенок берет колокольчик и звенит. Ставит колокольчик на парту, а потом в сопровождении фортепиано поет интервал или трезвучие. Я прошу ставить колокольчики на парту до тех пор, пока это действие не дойдет до автоматизма. Сама я с детьми здороваюсь большим колокольчиком. Если на уроке было шумно и кто-то один из детей не давал вести урок, то колокольчики «расстраиваются» и не приходят прощаться с детьми. Так происходило несколько раз, когда колокольчики не приходили прощаться с детьми, и дети стали стараться контролировать свое поведение. Потому что каждый хочет помочь раздать и собрать колокольчики. Дети к ним относятся очень бережно, как к живому существу. Всегда возвращают колокольчик в корзинку. Они понимают что колокольчики – это одна дружная семья. И если кого-то будет недоставать в корзинке, то колокольчики будут плакать, они не будут весело звенеть. Дети также понимают, что если колокольчик сломается, он к ним больше не придет, и они его больше не увидят. Одним словом, ученики стараются не огорчать колокольчики.
2 способ. «Я быстрее тебя».
Во время урока можно увеличить темп занятия, если я вижу, что детям уже трудно сидеть на месте. Они могут не мешать на уроке, но я понимаю, что нужно ускориться. Быстро меняю задание, чтобы переключить внимание детей. Для этого нужно свободно владеть материалом. Как правило, хорошо в данный момент использовать логоритмические упражнения или игры, и выполнять движения под музыку до тех пор, пока я не увижу, что энергия у детей иссякла и они устали. После этого дети более спокойны и готовы воспринимать материал.
3 способ. «Мне нужна твоя помощь».
Попросить помочь самого активного ребенка, который не может усидеть на месте, собрать или раздать дневники, раздаточный материал, шумовые инструменты. Можно просто подойти и обнять ребенка. Тоже очень помогает, потому что я спокойная, и мое спокойствие передается на какое-то время ребенку.
4 способ «Стоп-сигнал».
Кто-то применяет жест (рука вверх) или прикосновение (учитель кладет руку на плечо ученику), и тем самым привлекает внимание ребёнка.
У меня на «службе» есть большой желтый колокольчик. Дети считают, что это – «мама» колокольчиков. Если на уроке вдруг шум, я начинаю звонить в большой колокольчик. Дети начинают понимать, что мама колокольчиков не довольна поведением детей на уроке, и колокольчики могут не попрощаться с ними. К этому выводу дети пришли на уроке сами. Поэтому, как только они видят в руке у меня большой колокольчик, они успокаиваются. А колокольчик может даже не прозвенеть.
5 способ «Делу время, а потехе час».
Организовать учебный процесс мне помогает таймер. Я выставляю время, и после того, как время истекло, таймер звенит. Когда перемена, я также завожу его со словами: «Как только прозвенит, значит, закончилась перемена и начинается урок». Во время перемены, так как дети маленькие, они не выходят из класса. Если кому-то надо в туалет или попить, они могут выйти и вернуться. Выходят только по одному. Но если ребенок меня обманул, он больше не выходит на перемене. С детьми я проговорила еще на первом уроке, что мы доверяем друг другу. Могут общаться, но так, чтобы не мешать заполнять мне дневники. Также таймер помогает организовать приход родителей с детьми на урок. Родители знают, что перемена – 10 минут, ни минутой больше, ни минутой меньше. Я демонстративно завожу таймер, и дети начинают собираться вокруг меня. Как только таймер прозвенел, мы с детьми организованно парами идем на урок. Того, кто только что зашел или переодевается, мы не ждем, т.к. время вышло, и начинается урок. Со временем родители и дети становятся более организованными и начинают распределять свое время. А дети начинают ориентироваться во времени, они его ощущают. Я пытаюсь донести до всех, что самое ценное, что у нас есть, помимо здоровья, – это время.
В заключении я хотела сказать, что даже к гиперактивным детям можно найти подход. На мой взгляд, надо быть спокойной, не агрессивной, потому что у мальчиков СДВГ проявляется именно в агрессии и невнимательности. Речь должна быть плавной, нараспев, говорить необходимо неторопливо и на одном дыхании, на одной звуковой чистоте. Ребенок, если он тараторит и не сидит на месте (про таких говорят: «Шило в одном месте»), со временем начинает «зеркалить» мою речь и мое поведение. Речь у такого ребенка со временем становится более медленной, членораздельной и плавной. Суета сама куда-то уходит. Результат не заставит себя долго ждать, если это ваш образ жизни. А если нет, то наберитесь терпения.
1. Лабковский М. 7 важных советов Михаила Лабковского о воспитании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/7-vajnyih-sovetov-mihaila-labkovskogo-o-vospitanii-detey/