Разрешительная система является одним из важнейших административных институтов российского правопорядка. В статье исследуются понятие, назначение и основание введения разрешительной системы, понятие административного разрешения и его формы, проводится классификация и категоризация разрешений; выявляются основополагающие принципы разрешительной системы и тенденции ее развития.
Разрешительная система, административное разрешение, правовые формы разрешений.
Понятие «административная разрешительная система». Еще в советской литературе по административному праву разрешительная система традиционно определялась как совокупность правил, регулирующих порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки некоторых предметов и веществ, а также порядок открытия и функционирования некоторых предприятий. Однако такое определение разрешительной системы в настоящее время является неполным, поскольку совокупность специальных правил поведения и обращения некоторых предметов и веществ сейчас не единственный содержательный элемент разрешительного режима.
Начиная с 90-х годов XX в. содержание понятия «разрешительная система» существенно расширяется, охватывая все новые и новые сферы деятельности, оборот новых предметов, веществ, материалов; порядок въезда и проживания на определенных территориях и т. д. Изменился и порядок возникновения юридических лиц: не на основании постановления их учредителей, а на основании регистрации (разрешения) соответствующего государственного органа и т. д.
Одновременно с фактическим изменением объема понятия «разрешительная система» отечественные исследователи предлагают свои авторские определения разрешительной системы, в которых предприняты попытки наиболее полно выявить ее существо и содержание.
Д. В. Шохин предложил такой вариант определения, который объединяет два элемента данной системы — разрешения и лицензии и отражает цели и условия ограничения прав и свобод, закрепленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В данном подходе, на наш взгляд, имеется два недостатка. Во-первых, в этом определении кроется логическая ошибка, а именно подмена целого частью. В результате нагрузки частного лицензия возобладала и изменился институциональный образ разрешительной системы в целом, что не соответствует реальности. Действительно разрешительная система состоит из множества видов: есть и разрешения, и лицензии, но это далеко не вся разрешительная система, а только ее часть. А когда из этого делается целое, когда берется одна часть и вырывается из общего контекста, это приводит к логической ошибке. Поэтому именовать разрешительную систему «лицензионно-разрешительной системой» не вполне корректно.
Во-вторых, подход к определению разрешительной системы как институту, устанавливающему «...разрешительный режим для совершения физическими и юридическими лицами действий, которые могут нанести ущерб основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обороне страны и безопасности государства», представляется в принципе неприемлемым.
1. Административное право / под ред. А. Е. Лунева. М., 1970.
2. Багандов А. Б. Административно-правовое регулирование лицензионных отношений в Российской Федерации: теоретико-правовые основы, современное состояние, перспективы: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
3. Валяев Ю. К. Метод административных разрешений в механизме административно-правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 2.
4. Общее административное право: учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2007.
5. Осинцев Д. В. Разрешительная система в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995.
6. Шнигер Д. О. Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.
7. Шохин Д. В. Административно-правовой институт разрешительной системы в механизме государственного управления: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.
8. Юридический словарь. Т. 2 / гл. ред. П. Н. Кудрявцев. М., 1956.