Оптимальное размещение временных дорог в осваиваемых лесных массивах способствует ресурсоэффективности лесозаготовительного производства, так как позволяет снизить материальные и энергетические затраты на вывозку древесины из лесосек. Приведены аналитические зависимости для определения оптимальных расстояний между погрузочными пунктами в зависимости от угла примыкания уса к ветке и глубины пасеки, определяемой положением лесовозного уса на лесосеке. Показано, что установление оптимального положения уса на лесосеке и оптимальных расстояний между погрузочными пунктами представляет собой единую задачу.
лесосырьевая база, транспортное освоение, размещение, временные дороги, ресурсоэффективность
При проектировании транспортного освоения лесосырьевых баз одной из решаемых задач является размещение временных лесовозных дорог. Правильность принятых проектных решений размещения временных дорог способствует снижению материальных, энергетических и трудовых затрат на создание производственно-транспортной инфраструктуры, то есть ресурсоэффективности. На основе действующих правил рубок леса в Российской Федерации, требований к параметрам и срокам примыкания лесосек обоснована концепция [1] размещения временных дорог (лесовозных веток и усов) в лесосырьевых базах, согласно которой при заданных параметрах лесосек устанавливаются положения веток и усов, причем размещение уса на лесосеке осуществляется под острым углом и одновременно с размещением погрузочных пунктов, что отличает указанный подход к размещению временных дорог от известных [2, 3].
1. Рыбников П.С. Совершенствование размещения временных лесовозных автомобильных дорог в лесосырьевых базах [Текст]: дис.... к-та. тех. наук: 05.21.01: защищена 25.10.13. /П.С. Рыбников. -Воронеж, 2013. - 195 с.
2. Афоничев Д.Н. Размещение лесовозного уса на лесосеке [Текст] / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛа - Лесной вестник. - 2009. - № 3. - С. 92-94.
3. Афоничев Д.Н. Размещение погрузочных пунктов вдоль лесовозного уса / Д.Н. Афоничев, А.В. Пядухов, П.С. Рыбников // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: Межвуз. сб. науч. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2010.-Вып. 5.-С. 84-87.
4. Афоничев Д.Н. Обоснование протяженности лесовозного уса [Текст] / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛа - Лесной вестник. - 2011. - № 3. - С.85-88.
5. Афоничев Д.Н. Размещение разворотных петель на лесовозном усе [Текст] / Д.Н. Афоничев, П.С. Рыбников // ИВУЗ «Лесной журнал». - 2012. - № 6. - С. 72-79.