ОЦЕНКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ, РИСКОВ И ШАНСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены принципы проведения оценки неопределенностей и обусловленных ими рисков и шансов, связанных с реализацией инфраструктурного проекта, и формирования двухсторонних матриц рисков-шансов, позволяющих описать дуалистическую природу проектных неопределенностей.

Ключевые слова:
инфраструктурный проект, неопределенность, риск, шанс, полезность.
Текст

1. Введение
Под инфраструктурным проектом понимается крупномасштабный долгосрочный проект, предполагающий строительство (реконструкцию или модернизацию) объектов инфраструктуры в соответствии со стратегическим планом социально-экономического развития региона и повышения качества жизни населения [1; 2]. Планирование и реализацию инфраструктурных проектов приходится осуществлять в условиях наличия значительных неопределённостей, которые связаны с естественной вариативностью условий и факторов, влияющих на ход реализации проекта, а также ограниченностью знаний о характере процессов, протекающих на различных этапах выполнения проекта [3]. Иногда в отдельную группу выделяют неопределенности, обусловленные возможностью редких непредвиденных и достаточно сильных воздействий (или сочетаний воздействий) на проект со стороны внешних природно-техногенных и социально-экономических факторов, которые не могут быть заранее учтены при планировании и организации работ. По сути, эти неопределенности являются комбинацией неопределенностей первых двух типов, однако их выделяют в отдельную группу ввиду чрезвычайно большого влияния, которое они могут оказать на ход выполнения проекта. Перечисленные неопределенности реализации проекта обусловливают наличие комплекса проектных рисков, которые неизбежно сопутствуют процессу его выполнения. Проектные риски могут классифицироваться по этапам осуществления проекта: проектирование, строительство, эксплуатация. При этом могут выделяться следующие группы проектных рисков: финансово-экономические, природно-техногенные, социально-политические. К группе финансово-экономических могут быть отнесены налоговые, инфляционные и процентные риски, ошибки при принятии экономических решений при планировании и организации проекта. К природно-техногенным — риски неблагоприятных событий в техносфере, экстремальные природные явления, ошибки проектирования, строительства и эксплуатации. К социально-политическим относятся риски неблагоприятных событий в жизни общества и государства, которые могут повлиять на ход реализации проекта и последующее функционирование инфраструктурного объекта. Наличие неопределенностей, связанных с реализацией проекта, обусловливает то обстоятельство, что, помимо рисков воздействия негативных факторов, на ход реализации проекта могут также оказывать влияние и позитивные факторы (появление новых технологий, улучшение экономической конъюнктуры, улучшение условий внешней среды, более благоприятные режимы нагружения и т.д.), которые следует рассматривать как шансы, способные в случае их реализации оказать позитивное влияние на результаты проекта.

Список литературы

1. Измалкова С. А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С. А. Измалкова, Т. А. Головина, И. А. Тронина - М.: Финансы и кредит, 2014. - 208 с.

2. Махутов Н. А., Резников Д. О., Петров В. П. Оценка успешности реализации инфраструктурных проектов с учетом факторов неопределенности и многокритериальности принятия решений // Проблемы анализа риска. - 2013. Т. 10. - № 3. - С. 32-45.

3. Резников Д. О. Способы компенсации неопределенностей при обеспечении защищенности сложных технических систем и оптимизации затрат их жизненного цикла // Проблемы машиностроения и автоматизации. - 2013. - № 3. - С. 57-64.

4. Махутов Н. А., Резников Д. О. Использование сценарного анализа для оценки прочностной надежности сложных технических систем // Проблемы машиностроения и автоматизации.- 2015. - № 1. - С. 4-13.

5. Махутов Н. А., Петров В. П., Ахметханов Р. С., Дубинин Е. Ф., Дворецкая Т. Н. Особенности сценарного анализа возникновения и развития техногенных катастроф. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2007. - № 3. - С. 3-28.

6. Kaplan S. and Garrick J. On the quantitative definition of risk, Risk Analysis 1(1), 11-27. 1981.

7. Махутов Н. А., Резников Д. О. Оценка и нормирование рисков, связанных с эксплуатацией сложных технических систем // Безопасность в техносфере. - 2012 г. - № 5. - С. 3-9

8. Махутов Н. А., Резников Д. О. Оценка уязвимости технических систем и ее место в процедуре анализа риска // Проблемы анализа риска. - 2008. - Т. 5. - № 3. - С. 76-89.

9. Clayton Smith. Integrated scenario-based methodology for project risk management. Ph.D. Thesis. University of Maryland. USA. 2011.

10. Махутов Н. А., Резников Д. О., Петров В. П. Использование матриц риска при проведении оценки риска и приоритезации защитных мероприятий // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2012. - № 1. - С. 8-17.

11. Hillson D.. Extending risk process to manage opportunities. International Journal of Project Management.Volume 20, Issue 3, 2002, pp. 235-240.

12. Махутов Н. А., Резников Д. О., Петров В. П. Принцип практической целесообразности при нормировании индивидуального риска // Безопасность в техносфере. - 2012. - № 6. - С. 7-12

Войти или Создать
* Забыли пароль?