АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обучение как компонент подготовки специалистов формирует важную сферу человеческой деятельности, постепенно трансформируясь с развитием реального процесса жизни людей. Подготовка квалифицированных специалистов, адаптированных к специфике работы органов внутренних дел и обладающих правовой культурой, высокими коммуникативными качествами осуществляется в ведомственной системе профессионального образования. Обучение общению курсантов и слушателей в специализированных образовательных организациях МВД России в настоящее время может повысить профессионализм сотрудника органов внутренних дел и результативность его работы.

Ключевые слова:
общение, профессиональное общение, обучение общению, профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел.
Текст

Повседневная деятельность сотрудников полиции, связанна с ситуациями общения с гражданами в различных условиях. Она является одним из основных звеньев их профессиональной деятельности. Многие нормативные правовые акты (Концепция кадровой политики МВД России, Закон о полиции) предъявляют четкие требования к коммуникативным качествам сотрудников: сотрудник должен быть тактичен, вежлив …толковать и объяснять гражданам законы и другие нормативно-правовые акты, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представляя сущность правовых явлений. Обучение общению является одним из сегментов воспитания [2].

В последнее десятилетие многие ученые активно разрабатывали проблему формирования готовности к повседневной оперативно-служебной деятельности через обучение технике общения, предлагая практические рекомендации. Различные аспекты проблемы общения исследовали Алферова С.А., Бодалев А.А., Иванова В.И., Шепель В.М. и др.

Анализ литературы позволил установить, что в ней представлены взгляды исследователей по общим проблемам подготовки специалистов для ОВД (Бочковский Н.С., Буланов Н.М., Клубов Е.П., Лазукин АД., Буданов А.В., Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф., Мальцева Т.В., Марьясис И.Б., Петров В.Е., Стурова М.П., Сердюк Н.В., Федотов А.А., Столяренко А.М., Хрусталева Т.А., Цветков В.Л. и др.).

Однако проведенный анализ литературных источников показал, что во всех работах недостаточно освещены вопросы обучения сотрудников навыкам общения с гражданами, а также отражение ее связи с готовностью к повседневной служебной деятельности.

Социальная среда накладывает отпечаток на всю систему подготовки специалистов полиции, на все его направления, что обусловлено особенностью общения, которое выполняет функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

Готовность к выполнению служебных обязанностей в процессе профессиональной деятельности составляет важную сферу человеческой деятельности, которая постепенно трансформируется с развитием реального процесса жизни людей. Изменения форм воспитания, направленных на развитие необходимых навыков и умений, начиная с древнейших времен, просматривается  до сегодняшнего дня.

Современные исследователи в своих работах связывают обучение общению с успешностью подготовки по осуществлению того или иного вида деятельности, одной из целей которой является формирование готовности профессионала, обусловленной тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему межличностных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения профессиональных целей [7].

Ретроспективный анализ исторических и архивных документов показывает, что проблема обучения сотрудников милиции общению возникла с момента создания рабоче-крестьянской милиции. В ходе становления органов внутренних дел определялись не только педагогические формы воспитательного воздействия на милиционеров, обозначилась тенденция изучения проблемы обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел, стали появляться сборники научных трудов в образовательных организациях МВД России, создавались благоприятные предпосылки для разработки теоретических выводов и практических рекомендаций по подготовке и воспитанию личного состава органов внутренних дел.

Центральное место в решении задачи подготовки квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками общения, принадлежит ведомственной системе профессионального образования, которая является источником кадров, адаптированных к специфике работы органов внутренних дел [5]. Качество профессиональной подготовки сотрудников прямым образом влияет на результаты оперативно-служебной деятельности и является первоочередной задачей совершенствования всей системы профессиональной подготовки и обучения кадров, создания гибкой, многоуровневой системы профессионального образования, оптимизации механизмов управления [8].

Конституция РФ гарантирует любому гражданину общедоступное и бесплатное … образование ... (ст.43) [1]. Принятый закон РФ «Об образовании» [2] провозгласил сферу образования приоритетной и определил основные принципы государственной политики в сфере образования в соответствии с которыми основными направлениями планируемой реформы должны  были стать: создание системы непрерывного образования, для которого характерно многообразие типов образования по срокам и уровням подготовки, форм обучения и т.д. Это положение было отражено в обращении Президента России: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы» [3].

Сущность образования XXI века заключается в его фундаментальности [10]. Новые образовательные стандарты и технологии должны быть направлены на исполнение гуманитарной функции, а именно целостность, системность профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, психологическая направленность в обучающей деятельности специализированных образовательных организаций МВД России, в частности, в становлении личности сотрудника органов внутренних дел. Помимо этого, гуманитарная функция выражается еще и в том, что в основу юридического образования заложено обращение к человеку и человеческим ценностям, что упор делается на внесение в обучение вопросов культуры, учет потребностей и интересов обучаемых с целью подготовки специалиста, способного эффективно решать профессиональные юридические задачи.

Центральное место в гуманизации юридического образования должно отводиться обществоведам. Гуманизация образования в вузах МВД России должна включать три компонента: а) формирование у обучаемых установки, потребности в непрерывном образовании, развитии общей культуры; б) обеспечение гуманитарной эрудиции; в) формирование у них духовности, которая включает развитие принципов поведения, выработку социальной ориентации.   Основными   условиями   гуманитаризации   образовательного процесса в вузах МВД России являются: а) совершенствование общественных отношений в ВУЗе; б) включенность обучаемых в образовательное пространство как в учебное, так и во внеучебное время; в) самовоспитание [4]. Это создает комфортность среды образовательной организации, как элемента образовательного пространства и гуманистической направленности преподаваемых дисциплин.

Специализированное обучение в соответствующих вузах характеризуется присущими только ему содержанием, формами, целями и средствами его достижения [6]. Цели и задачи ставятся в соответствии с потребностями социально-экономической практики, а правоохранительная направленность определяет используемые формы учебно-воспитательной работы.

Поступивший в специализированное образовательную организацию МВД России вчерашний абитуриент становится не только курсантом, но и сотрудником полиции и поэтому обязан выполнять задачи по охране общественного порядка не хуже рядового сотрудника. Надев форму сотрудника полиции, он должен не только владеть специальными средствами, но и иметь достаточный уровень практических знаний, умений и навыков для выполнения поставленных задач [9].

В ходе опроса слушателей Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя были получены следующие результаты: 72% опрошенных указали, что среди гуманитарных дисциплин, оказывающих влияние на умение общаться, наиболее важными являются «Социально-психологический тренинг профессионального общения» (1 ранг); «Русский язык в деловой и процессуальной документации» (2 ранг); «Психология»(3 ранг); 63% опрошенных курсантов и слушателей отметили, что среди юридических дисциплин, оказывающих влияние на установление правовых рамок общения, наиболее значимы «Уголовный процесс» (1 ранг); «Административное право» (2 ранг); «Криминалистика» (3 ранг).

При выяснении мнений преподавателей мы получили достаточно интересную картину. Большинство опрошенных преподавателей высказали мнение, что на оценку результатов учебного труда слушателей умение общения не влияет. Это, по нашему мнению, достаточно спорно, так как необходимо беспристрастно оценивать любой труд, тем более учебный, объективная оценка которого во многом способствует выработке заинтересованности слушателей в изучении той или иной дисциплины.

С целью перепроверки и углубления данных, полученных при анкетировании, проводилось стандартизированное интервью преподавателей в количестве 40 человек. Респонденты признали важную роль общения для профессиональной деятельности (85% и 92% ответов). Объяснения преподавателями сути и особенностей понятия «общения» значительно различались: одни определяли ее как умение выполнения служебных задач в любых условиях (63%, 1 ранг); другие – как процесс взаимодействия (51%, 2 ранг); третьи – как выработку профессионально важных навыков, умений и привычек (40%, 3 ранг).

Сущность понятия «обучение общению» опрошенные выразили следующими фразами: «умение противостоять неправомерному воздействию» (62% ответов); «развитие самостоятельности в принятии решений» (46% ответов); «формирование готовности к любым неожиданностям в процессе работы» (21% ответов). Помимо этого, некоторые преподаватели определили обучение общению как «знание Кодекса профессиональной этики» (14% ответов); «несущественный элемент в профессиональной подготовке» (8% ответов). Последние ответы свидетельствуют о нечеткости, путанице в понимании ее особенностей частью преподавателей, не имеющих практики работы в практических органах.

Среди путей оптимизации обучения общению в вузах МВД России преподаватели выделили: правильную организацию учебного времени (74% и52% ответов) и проведение специальных занятий по развитию навыков общения в период и после окончания обучения (61% и 43% ответов). Помимо этого, при интервьюировании отдельных преподавателей были высказаны следующие пути повышения: учет индивидуальных особенностей слушателей в период обучения; постоянная нормализация социально-психологического климата переменного состава; активизация деятельности слушателей во внеаудиторное время, т.е. повышение активности курсантов и  слушателей при проведении различных воспитательных мероприятий, проводимых в образовательной организации МВД России; использование различных форм проведения учебных занятий.

Для того чтобы обучить сотрудников навыкам общения в образовательных организациях МВД России необходимы использование на учебных занятиях оптимального набора средств и методов, которые позволяют формировать личность с высоким уровнем готовности к служебной деятельности.

Для определения уровня сформированности готовности к служебной деятельности большое значение имеет проведение мониторинга развития у обучающихся профессионально значимых психологических качеств, особое внимание обращается на развитие личности и развитие творческого потенциала обучающихся.

Основными организационными мероприятиями, позволяющими решить эту задачу, можно определить:

А) проведение тренингов по развитию у обучающихся навыков общения:    

Б) визуальная психодиагностика личности психологического портретирования;

В) установление психологического контакта с гражданами при решении служебных задач;

Г) психологическое воздействие в профессиональной деятельности и

др.;

Д) предупреждение конфликтов в общении с гражданами;

Е) проведение профилактики психологической усталости и релаксации обучающихся;

Ж) разработка рекомендаций по совершенствованию процесса общения курсантов и слушателей в практической деятельности.

В качестве инструментария, обеспечивающего решение этих задач, выступают психологическое консультирование, проведение практических занятий в виде деловых игр, тренинги по развитию у обучающихся коммуникативных навыков.

Таким образом, в начале и в конце обучения можно оценить адаптационный потенциал личности и его компоненты (поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность), уровень субъективного контроля, направленность личности, мотивационный профиль личности, структуру межличностных отношений, социометрический статус обучаемого.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016.

4. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. 1994. № 1.C. 21-25.

5. Кикоть В.Я. Система образования МВД России // Профессионал. 2008. №1. С. 4-7.

6. Мальцева Т.В. К проблеме преподавания юридической психологии как учебной дисциплины юридического вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 47-49.

7. Мальцева Т.В. Понятие о профессиональном общении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 3. С. 5.

8. Марьясис И.Б., Мальцева Т.В., Хрусталева Т.А. Деловое общение сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Московский университет. Москва, 2007.

9. Николаев В.Я. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: дисс. ... канд.пед.наук - СПб, 2006. - С.23.

10. Философия образования для XXI века./Сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б. Тупталов - М.: Логос, 1992.


Войти или Создать
* Забыли пароль?