ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены проблемы формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя, его психологические особенности. Выявлены факторы, влияющие на формирование его правосознания, психологическую целостность и формирование моральных ценностей. Рассмотрены социальные детерминанты, толкающие несовершеннолетних к антиобщественному поведению. Показано, каким образом сверстники и взрослые оказывают влияние на психологическое состояние несовершеннолетнего, а также способы вовлечения правонарушителя в совершение административных правонарушений.

Ключевые слова:
несовершеннолетние, правонарушение, психологические факторы, вовлечение, личность правонарушителя
Текст

С точки зрения психологической науки к несовершеннолетнему возрасту относится подростковый и юношеский возраст. Согласно теории возрастной периодизации личности Д.Б. Эльконина от 10 до 14 лет человек находится в подростковом возрасте, для которого основную роль играет общение со сверстниками. С 15 до 17 лет наступает ранняя юность. Американский психолог и психотерапевт Э.Г. Эриксон определил возраст от 12 до 19 лет как становление индивидуальности – ролевое смещение.

Подростковый возраст считается кризисным, так как в процессе него возникает большое число критических психологических и физиологических состояний. В этом возрасте происходит половое созревание, гормональная перестройка организма. Это влечет перепады настроения, повышенную ранимость, резкость суждений, черствость характера сменяет сентиментальность. Все это еще больше осложняет переход от детства к взрослой жизни, становление моральных ценностей и уважение к закону.

Большое количество российских ученых считают, что личность это «носитель» причин индивидуального антисоциального поведения (И.И. Карпец, А.Р. Ратинов, В.Н. Кудрявцева и др.) [2]. Моральные ценности человека лежат в основе его поведения, которое может носить как социально-позитивный, так и социально негативный характер [3]. Противоправная линия поведения может сложиться в результате нравственной и правовой деформации [1].

Антисоциальное поведение связывают с такими личностными образованиями, как потребности, нравственное сознание, ценностные ориентации (Долгова А.И. , Карпец И.И., Кудрявцева В.Н., Антонян Ю.М.и др.).

На основе исследований, проведенных различными учеными такими как Лисовкий В.Т., Кон И.С., Лашко В.Т., Титовой Н. А., Батова В.И., Ивановой Т.В. мы можем выделить психологические, социальные и биологические факторы, влияющие на поведение несовершеннолетних.

Современные несовершеннолетние имеют как положительные, так и отрицательные черты, проявляющиеся одновременно. Среди них: потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, самообразовании, отрицании религиозных догм, потребительский образ жизни, утрата моральных норм. В этом кризисном возрасте дети склонны «уходить» от проблем в искусственно созданную реальность, например, чрезмерно увлекаться компьютерными играми. Несовершеннолетние погружаются в мир игры, ассоциируют себя с вымышленными персонажами и теряют связь с реальностью, что в дальнейшем ведет в трудностям в реальном общении. Более опасный вариант замещения реальности связан с употреблением алкоголя и наркотиков.

Кроме того, данный возраст определяется возрастающим интересом к себе, своему телу, к своей личности, стремлением сопоставить себя с другими людьми, сравнивать, создавать себе кумиров и подражать им. Через подражание и поклонение различным молодёжным кумирам проходят очень многие дети и подростки, и нередко это становится проблемой для родителей. Многие девушки доводят себя до анорексии в стремлении быть похожей на своего кумира или под влиянием средств массовой информации, навязывающих подиумные стандарты внешности. Здесь большую роль играет уровень самооценки, ее сопоставление с оценкой другими людьми определенных качеств личности.

В работе зарубежного психолога И. Сайке обращено внимание на психологический механизм нейтрализации совести, когда личность отключает внутренний моральный контроль и позволяет себе совершать правонарушения, так называемый прием самооправдания.

Эпилептоидно-истероидный и неустойчивый типы акцентуации характера у несовершеннолетних, склонных к совершению правонаруше6нний способствуют закреплению отклоняющегося поведения. Подростковые поведенческие реакции такие, как реакция эмансипации и преобладание маскулинных черт в межличностных отношениях, оказывают влияние на формирование девиантного поведения у подростков.

Неустойчивое, завышенное, нереалистическое представление несовершеннолетнего о себе тесно соотносится с неадекватностью социального поведения. Все это можно отнести к психологическим факторам, предрасполагающим к асоциальному поседению.

Рассмотрим социальные детерминанты, толкающие несовершеннолетних  к антиобщественному поведению.

Поведение несовершеннолетнего будет адекватным при условии, если микроклимат, в котором он находится, своевременно и адекватно способен воспринимать  особенности характера подростка. Детерминанты предрасположенности к противоправному поведению у несовершеннолетних основополагаются на взаимосвязи и взаимодействии человека с окружающим миром, людьми и самим собой, но в то же время большое значение имеют условия при которых человек проходил процесс социализации.

Подростки с отклоняющимся поведением имеют более низкий общий уровень социальной компетентности, в частности, не уверены в себе, менее общительны и организованы.

В возрасте от 14 до 18 лет формируется система ценностей личности, интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания, строится внутренняя позиция по отношению к себе, активно развивается самосознание. Проблемы  данного возрастного периода и особенности функционирования их семей обуславливают отрицательные проявления отклоняющегося поведения подростков. Деформированная и расширенная семья, в которой в одном доме проживает большое количество родственников (сестры и братья родителей, их дети и т.д.) оказывает негативное влияние на становление личности несовершеннолетнего. Низкий уровень образования у родителей, а также место их проживания и социальный статус повышают риск предпосылок противоправного поведения  у юношей и подростков. Так же факторами, оказывающими влияние на несовершеннолетних правонарушителей являются воспитание одним из родителей автономно, враждебное отношение или непоследовательное воспитание со стороны одного из родителей. Однако поощряющее отношение со стороны родителей может привести к вседозволенности.

Необходимой предпосылкой результативного воспитания подростков и юношей является знание причин, породивших отклонения от норм их поведения. Недостаточность внимания в семье, педагогическая запущенность, внутриличностные конфликты личности являются наиболее распространенными причинами возникновения противоправного поведения. Несовершеннолетие переходят в новый социальный статус из детского во  взрослый, меняются отношения со взрослыми и со сверстниками. Несовершеннолетние уже чувствуют себя взрослыми, однако по-прежнему остаются на содержании родителей или государства.

В первую очередь на формирование несовершеннолетнего влияет семья. Особенности воспитания в семье тесно связаны с особенностями поведения несовершеннолетнего, с тем, как будут складываться его отношения с окружающими людьми и каким он вырастет в будущем. Отсутствие в семье нормальной нравственной микросферы, так например, алкоголизм родителей, их аморальное поведение и т.д., может привести к формированию  негативных качеств характера.

Большая ответственности лежит на учебном заведении: школе или профессиональном училище. Несовершеннолетие проводят большую часть времени в учебном заведении. Учебные заведения обладают не только образовательной функцией, но и формируют навыки общения в социуме. Несовершеннолетние, игнорирующие обучение, негативно настроенные к школьному коллективу, более склонны к совершению правонарушений и преступлений. Только совокупность общественных ресурсов, педагогическое, социально-экономическое, религиозно-духовное, информационное влияние может сформировать полноценную личность, стремящуюся к повышению своего интеллектуального и культурного уровня, имеющую тягу к знаниям, нравственные ценности и идеалы.

Кроме того, огромное влияние на несовершеннолетнего оказывает улица. Его личность формируется под влиянием той группы сверстников, с которой он проводит больше времени, а также значение имеет его социальный статус в этой группе. Родители могут повлиять на выбор данных групп, направляя в спортивные, образовательные, развивающие секции, где несовершеннолетний будет общаться более успешными и законопослушными сверстниками, чем он может встретить во дворе или на улице.

Однако совсем исключать уличное влияние не конструктивно, так как это может привести к отрыву несовершеннолетнего от реальной жизни. В данной социальной среде подростки и юноши могут встретить много негатива, но это необходимо для воспитании силы и стойкости характера. Несовершеннолетний должен быть готов преодолевать различные отрицательные ситуации, не изменяя своим положительным моральным качествам.

На улице дети приобретают новые социальные статусы, могут участвовать в различной деятельности, как негативной, так и позитивной. Улица дарит несовершеннолетним «иллюзию свободы», временный выход из под контроля взрослых, тем самым развивая инстинкты ребенка и позволяя ему раскрываться как личность.

Не стоит забывать про биологические факторы, оказывающие влияние на подростков. В данном возрасте заканчивается период физического и полового созревания. Несовершеннолетние уже чувствуют себя взрослыми, однако по-прежнему остаются на содержании родителей или государства.

Одним из биологических факторов является наследственность. Неправильный образ жизни родителей, употребление ими алкоголя, наркотиков могут привести к нарушениям в ДНК. Этот фактор впоследствии может привести к нарушениям в развитии личности, сделать его не полноценным, что повлияет в будущем на его самоопределение в обществе и выбор позиции по отношению к закону.

Список литературы

1. Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.55-57.

2. Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: Учебное пособие. - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. - 110 с.

3. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 3-33.


Войти или Создать
* Забыли пароль?