Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена разработке моделей оценки некоторых характеристик личности военнослужащих с использованием методики аудиодиагностики. Приводятся результаты исследования возможностей методики «Секвойя», реализованной в форме предъявления 45 неоднозначных аудиофрагментов. Проективный диагностический инструмент позволяет оценить степень выраженности пяти личностных характеристик: 1) самоконтроль – импульсивность; 2) адаптированность (адаптивность) – дезадаптированность, отчужденность; 3) поленезависимость – полезависимость; 4) когнитивная лабильность – ригидность; 5) гармоничность психоэмоционального состояния. В статье делается акцент на параметрах диагностических моделей, анализируются психометрические возможности оценки личности на основе программного комплекса «Секвойя». Подход, основанный на стимулирующем звуковом воздействии, может быть применен в различных диагностических целях, включая диагностику личности в экстремальных, предэкстремальных, постэкстремальных и условно экстремальных ситуациях. Использование методики аудиодиагностики существенно повышает доверие военнослужащих к психологу и их мотивацию к психологическому обследованию, а также точность оценки ведущих личностных характеристик.
модель оценки, аудиодиагностика, аудиофрагмент, психоакустика, личностные характеристики, личность военнослужащего, методика «Секвойя».
Современные требования к личности военнослужащих и методам их оценки обусловливают необходимость совершенствования психодиагностической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одной из перспективных является задача разработки инновационных методик оценки профессионально важных качеств военнослужащих. Проведенный нами анализ диагностического инструментария показал, что если традиционные подходы к оценке психологических характеристик, как правило, базируются на стимульном материале в виде текста или графического изображения [2, 3], то аудиостимул применяется крайне редко. Делая акцент на изучении индивидуального восприятия звука и музыки, в 2008-2018 гг. нами было проведено масштабное научное исследование, в котором приняло участие 630 человек. Его целью ставилась разработка методики аудиодиагностики для изучения личности представителей силовых ведомств. Исследование позволило обосновать создание методики психологической аудиодиагностики, получившей название «Секвойя» (от англ. sequence (последовательность)), что отражает последовательный характер экспозиции стимульного аудиоматериала (определенный порядок воспроизведения звуковых фрагментов). Методика лежит на стыке современной психодиагностики, психофизики, физиологии высшей нервной деятельности и дифференциальной психофизиологии [1, 4].
Общее количество диагностических аудиофрагментов составляет 45 единиц (10 вспомогательных (предтестовых) и 35 базовых). Экспозиция фрагментов отделяется паузой – временем, необходимым для принятия решения об оценивании того или иного компонента. Без дополнительной обработки и компрессии аудиостимулы последовательно предъявляются программным комплексом – автоматизированным рабочим местом психолога АРМ «Психотест» (PsychoTest).
Применяется пятибалльная шкала оценивания аудиофрагментов, которая была построена по принципу семантического дифференциала («фрагмент очень нравится, вызывает восторг»; «фрагмент воспринимается достаточно позитивно»; «фрагмент заслуживает нейтральной оценки»; «фрагмент воспринимается несколько отрицательно»; «фрагмент вызывает неприязнь, отвращение»). Результаты тестирования по каждой диагностической шкале представляются в шкале стен.
В 2014-2018 гг. на выборке 116 человек (курсанты Военного университета – 85 чел.; сотрудники полиции – 31 чел.; количество валидных протоколов – 110 ед.) осуществлена настройка моделей оценки таких характеристик личности военнослужащих как: 1) самоконтроль – импульсивность; 2) адаптированность (адаптивность) – дезадаптированность, отчужденность; 3) поленезависимость – полезависимость; 4) когнитивная лабильность – ригидность; 5) гармоничность психоэмоционального состояния. Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 13.0 for Window.
Разработке моделей оценки ведущих личностных характеристик предшествовал попунктный корреляционный анализ. В качестве критерия «работы» того или иного аудиофрагмента применялись: 1) самооценочные показатели; 2) экспертные оценки (табл. 1).
Таблица 1. Попунктная корреляция личностных характеристик, оцениваемых с помощью методики «Секвойя», с внешними критериями
Инди-катор |
Самооценка |
Экспертная оценка |
||||||||
Scl |
Adp |
Pin |
Lab |
Hps |
Scl |
Adp |
Pin |
Lab |
Hps |
|
r1 |
-0,031 |
-0,189 |
0,081 |
-0,106 |
0,028 |
-0,048 |
-0,166 |
0,067 |
-0,102 |
0,009 |
r2 |
-0,076 |
0,033 |
0,023 |
-0,053 |
0,204* |
-0,110 |
0,011 |
0,052 |
-0,080 |
0,213* |
r3 |
-0,159 |
-0,041 |
0,043 |
0,078 |
0,201* |
-0,132 |
-0,027 |
0,004 |
0,073 |
0,199* |
r4 |
0,067 |
0,057 |
-0,130 |
-0,081 |
0,262** |
0,057 |
0,035 |
-0,136 |
-0,093 |
0,237* |
r5 |
-0,118 |
0,044 |
0,000 |
-0,090 |
0,107 |
-0,113 |
0,060 |
0,019 |
-0,093 |
0,056 |
r6 |
-0,044 |
-0,065 |
0,013 |
0,152 |
0,041 |
-0,027 |
-0,013 |
0,011 |
0,167 |
0,014 |
r7 |
-0,070 |
-0,115 |
0,033 |
0,003 |
0,105 |
-0,072 |
-0,102 |
0,037 |
-0,002 |
0,117 |
r8 |
-0,030 |
-0,037 |
0,079 |
-0,004 |
0,012 |
-0,034 |
-0,028 |
0,074 |
-0,008 |
0,025 |
r9 |
0,201* |
0,223* |
0,138 |
0,163 |
-0,142 |
0,216* |
0,236* |
0,128 |
0,161 |
-0,118 |
r10 |
0,077 |
0,178 |
-0,054 |
0,018 |
0,161 |
0,115 |
0,222* |
-0,045 |
-0,006 |
0,085 |
r11 |
-0,022 |
0,026 |
0,104 |
0,064 |
-0,024 |
-0,005 |
0,034 |
0,094 |
0,060 |
-0,031 |
r12 |
0,061 |
0,113 |
0,284** |
0,219* |
-0,274** |
0,072 |
0,150 |
0,317** |
0,240* |
-0,229* |
r13 |
-0,037 |
-0,048 |
0,272** |
0,146 |
-0,134 |
-0,033 |
-0,021 |
0,301** |
0,158 |
-0,162 |
r14 |
0,188 |
0,149 |
0,281** |
0,202* |
0,011 |
0,129 |
0,114 |
0,257** |
0,176 |
-0,050 |
r15 |
-0,034 |
-0,043 |
0,035 |
-0,011 |
0,143 |
-0,033 |
-0,031 |
0,012 |
-0,041 |
0,151 |
r16 |
-0,090 |
-0,052 |
0,016 |
0,022 |
0,010 |
-0,113 |
-0,053 |
0,006 |
0,012 |
0,038 |
r17 |
0,013 |
0,013 |
0,021 |
0,082 |
0,201* |
-0,007 |
0,010 |
0,017 |
0,072 |
0,205* |
r18 |
0,052 |
-0,006 |
0,094 |
-0,058 |
0,166 |
0,043 |
0,003 |
0,093 |
-0,050 |
0,195 |
r19 |
0,136 |
0,179 |
0,150 |
0,181 |
0,005 |
0,100 |
0,159 |
0,141 |
0,177 |
0,018 |
r20 |
-0,050 |
-0,122 |
0,025 |
-0,035 |
0,040 |
0,028 |
-0,073 |
0,018 |
-0,023 |
0,095 |
r21 |
0,108 |
0,041 |
0,143 |
0,011 |
0,209* |
0,100 |
0,038 |
0,151 |
0,025 |
0,201* |
r22 |
0,066 |
0,186 |
0,014 |
0,040 |
0,052 |
0,096 |
0,227* |
0,009 |
0,046 |
-0,024 |
r23 |
-0,016 |
-0,169 |
-0,014 |
-0,130 |
0,042 |
0,005 |
-0,165 |
0,058 |
-0,136 |
0,048 |
r24 |
0,152 |
0,131 |
0,033 |
-0,018 |
0,054 |
0,145 |
0,145 |
0,038 |
0,003 |
0,050 |
r25 |
0,019 |
0,126 |
0,257** |
0,200* |
-0,027 |
-0,010 |
0,137 |
0,251* |
0,168 |
-0,059 |
r26 |
0,051 |
0,106 |
0,277** |
0,174 |
-0,083 |
0,017 |
0,105 |
0,260** |
0,167 |
-0,113 |
r27 |
0,056 |
0,089 |
0,006 |
0,008 |
-0,106 |
0,056 |
0,087 |
0,007 |
-0,032 |
-0,093 |
r28 |
0,206* |
0,221 |
0,112 |
0,267** |
-0,046 |
0,161 |
0,215* |
0,096 |
0,249* |
-0,069 |
r29 |
0,009 |
-0,155 |
0,208* |
0,040 |
-0,062 |
0,055 |
-0,125 |
0,107 |
0,010 |
-0,016 |
r30 |
0,070 |
0,028 |
0,100 |
0,068 |
0,109 |
0,035 |
0,005 |
0,085 |
0,057 |
0,053 |
r31 |
0,181 |
0,071 |
0,181 |
-0,066 |
-0,026 |
0,162 |
0,054 |
0,161 |
-0,023 |
-0,041 |
r32 |
-0,016 |
0,060 |
0,118 |
0,013 |
0,217* |
-0,065 |
0,049 |
0,098 |
-0,005 |
0,219* |
r33 |
-0,056 |
-0,024 |
0,088 |
0,027 |
0,083 |
-0,063 |
-0,030 |
0,070 |
-0,032 |
0,114 |
r34 |
0,135 |
0,075 |
0,123 |
0,119 |
0,067 |
0,112 |
0,074 |
0,093 |
0,090 |
0,091 |
r35 |
0,067 |
0,151 |
0,082 |
0,104 |
-0,073 |
0,008 |
0,120 |
0,099 |
0,111 |
-0,139 |
r36 |
-0,057 |
-0,051 |
0,073 |
-0,144 |
0,189 |
-0,082 |
-0,058 |
0,103 |
-0,163 |
0,113 |
r37 |
0,103 |
0,050 |
0,094 |
-0,145 |
0,129 |
0,057 |
0,018 |
0,089 |
-0,138 |
0,113 |
r38 |
0,095 |
0,134 |
0,137 |
0,028 |
0,179 |
0,105 |
0,162 |
0,153 |
0,020 |
0,125 |
r39 |
0,078 |
0,111 |
0,217* |
0,057 |
0,029 |
0,050 |
0,094 |
0,188 |
0,009 |
-0,013 |
r40 |
0,024 |
0,169 |
0,118 |
0,004 |
0,029 |
-0,021 |
0,142 |
0,089 |
-0,019 |
0,074 |
r41 |
-0,176 |
-0,060 |
-0,074 |
-0,062 |
0,177 |
-0,136 |
-0,006 |
-0,051 |
-0,065 |
0,159 |
r42 |
0,083 |
0,148 |
0,086 |
0,084 |
0,195 |
0,025 |
0,121 |
0,097 |
0,053 |
0,168 |
r43 |
-0,011 |
0,045 |
-0,105 |
-0,118 |
0,170 |
-0,042 |
-0,005 |
-0,099 |
-0,148 |
0,177 |
r44 |
-0,068 |
0,153 |
0,013 |
0,040 |
-0,062 |
-0,067 |
0,158 |
0,048 |
0,028 |
-0,069 |
r45 |
0,118 |
0,230* |
-0,042 |
0,006 |
0,069 |
0,129 |
0,244* |
-0,054 |
0,020 |
0,058 |
t1 |
0,130 |
0,042 |
0,091 |
0,057 |
-0,081 |
0,088 |
0,033 |
0,076 |
0,007 |
-0,055 |
t2 |
0,023 |
-0,066 |
0,041 |
0,026 |
-0,076 |
0,043 |
-0,086 |
-0,002 |
-0,026 |
-0,032 |
t3 |
0,018 |
-0,108 |
0,027 |
-0,003 |
-0,002 |
-0,015 |
-0,107 |
-0,032 |
-0,036 |
0,036 |
t4 |
0,086 |
-0,106 |
0,085 |
0,042 |
-0,087 |
0,092 |
-0,076 |
0,020 |
-0,035 |
-0,124 |
t5 |
-0,005 |
-0,009 |
0,006 |
-0,028 |
-0,037 |
-0,001 |
-0,014 |
0,085 |
0,048 |
-0,025 |
t6 |
0,026 |
0,065 |
-0,056 |
0,089 |
0,046 |
-0,013 |
0,000 |
-0,026 |
0,101 |
0,025 |
t7 |
0,071 |
-0,064 |
0,053 |
0,056 |
-0,024 |
0,017 |
-0,114 |
0,026 |
0,068 |
-0,041 |
t8 |
0,019 |
-0,053 |
0,142 |
-0,042 |
0,018 |
0,035 |
-0,032 |
0,125 |
-0,032 |
0,038 |
t9 |
0,130 |
0,118 |
0,147 |
0,157 |
-0,229 |
0,166 |
0,160 |
0,206* |
0,176 |
-0,173 |
t10 |
0,060 |
-0,027 |
0,042 |
0,007 |
-0,083 |
0,039 |
-0,023 |
-0,003 |
-0,003 |
-0,119 |
t11 |
0,135 |
0,068 |
0,005 |
0,065 |
-0,010 |
0,177 |
0,099 |
0,057 |
0,092 |
-0,003 |
t12 |
0,077 |
0,049 |
0,023 |
-0,109 |
0,143 |
0,054 |
0,047 |
-0,044 |
-0,104 |
0,086 |
t13 |
0,015 |
0,042 |
-0,011 |
0,016 |
0,081 |
0,005 |
0,018 |
0,015 |
0,002 |
0,053 |
t14 |
0,131 |
0,022 |
0,188 |
0,065 |
0,037 |
0,099 |
0,007 |
0,199 |
0,068 |
0,026 |
t15 |
0,096 |
0,071 |
-0,010 |
-0,044 |
0,106 |
0,100 |
0,063 |
-0,111 |
-0,128 |
0,096 |
t16 |
0,125 |
0,016 |
0,035 |
0,068 |
-0,086 |
0,136 |
0,016 |
-0,035 |
-0,008 |
-0,070 |
t17 |
-0,030 |
-0,027 |
0,007 |
0,091 |
0,028 |
-0,028 |
-0,021 |
-0,078 |
-0,002 |
0,103 |
t18 |
0,147 |
-0,131 |
0,076 |
-0,124 |
0,050 |
0,098 |
-0,172 |
0,063 |
-0,128 |
0,012 |
t19 |
0,184 |
0,089 |
-0,001 |
0,088 |
-0,084 |
0,131 |
0,022 |
0,012 |
0,046 |
-0,140 |
t20 |
-0,067 |
-0,025 |
0,074 |
0,050 |
0,039 |
-0,052 |
-0,090 |
0,037 |
-0,009 |
0,047 |
t21 |
0,116 |
0,073 |
0,198* |
0,056 |
0,095 |
0,044 |
0,088 |
0,207* |
0,132 |
0,105 |
t22 |
-0,071 |
-0,042 |
0,008 |
-0,068 |
-0,103 |
-0,076 |
-0,044 |
-0,009 |
-0,075 |
0,025 |
t23 |
0,012 |
-0,123 |
0,055 |
-0,041 |
0,045 |
0,025 |
-0,101 |
0,010 |
-0,087 |
0,017 |
t24 |
-0,028 |
-0,108 |
0,047 |
-0,205* |
0,161 |
-0,010 |
-0,132 |
-0,034 |
-0,182 |
0,132 |
t25 |
0,087 |
-0,061 |
0,009 |
-0,129 |
0,110 |
0,067 |
-0,020 |
0,074 |
-0,025 |
0,113 |
t26 |
0,103 |
-0,064 |
0,026 |
-0,044 |
0,279** |
0,007 |
-0,064 |
-0,027 |
-0,026 |
0,282** |
t27 |
0,097 |
0,033 |
0,006 |
-0,058 |
0,034 |
0,014 |
0,017 |
-0,002 |
-0,023 |
0,084 |
t28 |
0,034 |
-0,015 |
-0,001 |
-0,054 |
0,025 |
-0,015 |
-0,048 |
-0,031 |
-0,019 |
0,073 |
t29 |
0,028 |
-0,044 |
-0,019 |
-0,042 |
-0,031 |
0,039 |
-0,067 |
0,016 |
0,008 |
-0,029 |
t30 |
-0,002 |
-0,013 |
-0,006 |
-0,004 |
0,112 |
0,001 |
0,011 |
0,006 |
-0,011 |
0,140 |
t31 |
-0,145 |
-0,241* |
-0,125 |
-0,061 |
-0,148 |
-0,134 |
-0,260** |
-0,188 |
-0,055 |
-0,027 |
t32 |
-0,033 |
-0,011 |
-0,072 |
0,017 |
0,085 |
-0,047 |
0,005 |
-0,081 |
0,029 |
0,063 |
t33 |
0,008 |
-0,076 |
-0,027 |
0,032 |
-0,065 |
0,008 |
-0,113 |
-0,072 |
0,009 |
0,001 |
t34 |
-0,028 |
-0,167 |
-0,057 |
-0,075 |
0,012 |
0,002 |
-0,164 |
-0,113 |
-0,116 |
0,055 |
t35 |
0,099 |
-0,071 |
0,022 |
-0,071 |
0,046 |
0,105 |
-0,059 |
0,018 |
-0,059 |
0,079 |
t36 |
-0,087 |
-0,141 |
-0,033 |
0,032 |
-0,060 |
-0,057 |
-0,098 |
-0,050 |
-0,018 |
-0,054 |
t37 |
0,152 |
0,092 |
0,065 |
0,010 |
0,000 |
0,142 |
0,124 |
0,032 |
0,065 |
0,065 |
t38 |
0,079 |
0,061 |
0,044 |
0,130 |
-0,182 |
0,026 |
0,017 |
0,054 |
0,085 |
-0,196 |
t39 |
-0,058 |
-0,065 |
-0,020 |
0,076 |
-0,092 |
-0,043 |
-0,049 |
0,000 |
0,071 |
-0,062 |
t40 |
0,018 |
-0,069 |
0,050 |
0,078 |
0,015 |
-0,011 |
-0,090 |
0,073 |
0,139 |
-0,065 |
t41 |
-0,054 |
-0,124 |
-0,098 |
-0,087 |
-0,024 |
-0,059 |
-0,164 |
-0,079 |
-0,111 |
-0,033 |
t42 |
-0,057 |
-0,184 |
-0,135 |
-0,137 |
-0,018 |
-0,005 |
-0,107 |
-0,082 |
-0,097 |
-0,033 |
t43 |
-0,024 |
-0,079 |
-0,135 |
-0,093 |
0,083 |
-0,025 |
-0,117 |
-0,236* |
-0,172 |
0,156 |
t44 |
-0,069 |
-0,153 |
-0,020 |
-0,077 |
-0,068 |
-0,037 |
-0,119 |
0,007 |
-0,027 |
-0,112 |
t45 |
0,063 |
-0,022 |
-0,035 |
-0,026 |
0,025 |
0,024 |
-0,024 |
-0,123 |
-0,047 |
-0,057 |
Условные обозначения:
* – корреляция на уровне 0,05;
** – корреляция на уровне 0,01.
r1..r45 – варианты субъективного оценивания аудиофрагментов;
t1..t45 – длительность реакций на аудиофрагменты;
Scl – «Самоконтроль – импульсивность»;
Adp – «Адаптированность – отчужденность»;
Pin – «Поленезависимость – полезависимость»;
Lab – «Когнитивная лабильность – ригидность»;
Hps – «Гармоничность психоэмоционального состояния».
Корреляционные зависимости показателей (индикаторов) были положены в основу разработки соответствующих диагностических моделей.
Оценивались временные характеристики реакций на аудиофрагменты (табл. 2). Так, среднее значение общей продолжительности тестирования составило 432,12 секунды (стандартное отклонение – 140,25 сек.).
Таблица 2. Длительность реакций на аудиофрагменты методики
№ базового аудиофрагмента |
Хср |
sх |
№ предтестового аудиофрагмента |
Хср |
sх |
1 |
11,4 |
5,2 |
|
|
|
2 |
11,1 |
5,1 |
|
|
|
3 |
9,3 |
4,1 |
|
|
|
4 |
10,6 |
4,5 |
|
|
|
5 |
10,6 |
6,9 |
|
|
|
6 |
9,5 |
4,6 |
|
|
|
7 |
8,8 |
5,7 |
|
|
|
8 |
8,2 |
3,9 |
7 |
9,9 |
5,3 |
9 |
12,1 |
5,2 |
|
|
|
10 |
6,8 |
3,4 |
3 |
9,9 |
7,1 |
11 |
9,7 |
4,5 |
|
|
|
12 |
8,4 |
3,5 |
5 |
12,6 |
6,5 |
13 |
8,9 |
3,8 |
|
|
|
14 |
6,1 |
3,1 |
8 |
8,3 |
4,1 |
15 |
12,4 |
6,6 |
|
|
|
16 |
9,5 |
4,9 |
|
|
|
17 |
10 |
4,5 |
|
|
|
18 |
7,9 |
3,7 |
9 |
12,1 |
5,7 |
19 |
8,3 |
3,8 |
|
|
|
20 |
10 |
4,2 |
|
|
|
21 |
8,7 |
3,9 |
1 |
20,8 |
13,3 |
22 |
8,9 |
3,2 |
|
|
|
23 |
8,7 |
3,6 |
|
|
|
24 |
8,4 |
4 |
|
|
|
25 |
11 |
4,1 |
|
|
|
26 |
7,2 |
3,1 |
2 |
13,8 |
8,2 |
27 |
7,7 |
3,7 |
|
|
|
28 |
6,8 |
3,1 |
6 |
10,4 |
5,1 |
29 |
7,6 |
3,6 |
|
|
|
30 |
9,1 |
4,4 |
|
|
|
31 |
6,7 |
2,7 |
10 |
11,5 |
5,9 |
32 |
8,9 |
6,1 |
|
|
|
33 |
6 |
2,8 |
4 |
11,4 |
5,7 |
34 |
7,5 |
3,5 |
|
|
|
35 |
8,8 |
5,7 |
|
|
|
Информативным оказался частотный анализ выбора различных аудиофрагментов (табл. 3). Сведения были использованы как при уточнении моделей оценки личностных характеристик военнослужащих, так и для разработки алгоритма определения валидности протокола обследования.
Таблица 3. Статистика выбора аудиофрагментов
№ |
Процент выбора варианта ответа |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
1,82 |
0,00 |
13,64 |
68,18 |
16,36 |
2 |
7,27 |
31,82 |
41,82 |
13,64 |
5,45 |
3 |
62,73 |
30,91 |
6,36 |
0,00 |
0,00 |
4 |
0,91 |
18,18 |
60,00 |
20,00 |
0,91 |
5 |
0,00 |
8,18 |
40,91 |
42,73 |
8,18 |
6 |
18,18 |
42,73 |
24,54 |
10,91 |
3,64 |
7 |
6,36 |
34,55 |
40,00 |
18,18 |
0,91 |
8 |
24,55 |
47,27 |
20,00 |
6,36 |
1,82 |
9 |
1,82 |
5,45 |
24,55 |
40,91 |
27,27 |
10 |
2,73 |
22,73 |
63,63 |
10,00 |
0,91 |
11 |
0,00 |
8,18 |
31,82 |
28,18 |
31,82 |
12 |
2,73 |
14,55 |
29,09 |
36,36 |
17,27 |
13 |
0,00 |
0,00 |
9,09 |
47,27 |
43,64 |
14 |
2,73 |
10,00 |
13,64 |
46,36 |
27,27 |
15 |
0,00 |
3,64 |
17,27 |
44,54 |
34,55 |
16 |
0,00 |
4,55 |
18,18 |
54,54 |
22,73 |
17 |
5,45 |
17,27 |
26,37 |
34,55 |
16,36 |
18 |
8,18 |
31,82 |
43,63 |
14,55 |
1,82 |
19 |
4,55 |
23,64 |
40,90 |
22,73 |
8,18 |
20 |
60,00 |
35,45 |
2,73 |
1,82 |
0,00 |
21 |
9,09 |
24,55 |
17,27 |
35,45 |
13,64 |
22 |
0,91 |
11,82 |
34,54 |
38,18 |
14,55 |
23 |
5,45 |
38,18 |
47,28 |
6,36 |
2,73 |
24 |
32,73 |
40,91 |
19,09 |
5,45 |
1,82 |
25 |
2,73 |
17,27 |
46,37 |
27,27 |
6,36 |
26 |
7,27 |
13,64 |
37,28 |
26,36 |
15,45 |
27 |
14,55 |
40,00 |
35,45 |
7,27 |
2,73 |
28 |
2,73 |
9,09 |
29,09 |
39,09 |
20,00 |
29 |
1,82 |
2,73 |
5,45 |
42,73 |
47,27 |
30 |
0,91 |
17,27 |
30,91 |
36,36 |
14,55 |
31 |
0,91 |
0,91 |
10,00 |
50,91 |
37,27 |
32 |
12,73 |
35,45 |
37,27 |
13,64 |
0,91 |
33 |
14,54 |
48,18 |
32,73 |
2,73 |
1,82 |
34 |
0,91 |
10,00 |
20,91 |
47,27 |
20,91 |
35 |
9,09 |
30,00 |
41,82 |
7,27 |
11,82 |
36 |
10,00 |
34,54 |
40,91 |
10,91 |
3,64 |
37 |
5,45 |
21,82 |
58,19 |
9,09 |
5,45 |
38 |
15,45 |
43,64 |
23,64 |
14,54 |
2,73 |
39 |
7,27 |
33,64 |
43,64 |
14,54 |
0,91 |
40 |
1,82 |
11,82 |
66,36 |
16,36 |
3,64 |
41 |
4,55 |
26,36 |
61,82 |
6,36 |
0,91 |
42 |
0,91 |
10,00 |
56,37 |
26,36 |
6,36 |
43 |
1,82 |
15,45 |
61,82 |
18,18 |
2,73 |
44 |
2,73 |
27,27 |
56,36 |
12,73 |
0,91 |
45 |
1,82 |
14,55 |
60,90 |
20,91 |
1,82 |
Условные обозначения: 5 – «фрагмент очень нравится, вызывает восторг»; 4 – «фрагмент воспринимается достаточно позитивно»; 3 – «фрагмент заслуживает нейтральной оценки»; 2 – «фрагмент воспринимается несколько отрицательно»; 1 – «фрагмент вызывает неприязнь, отвращение».
Проведенный нами комплексный анализ позволил сформировать регрессионные модели оценки ведущих характеристик личности военнослужащих.
1. Параметры модели оценки степени выраженности показателя «Самоконтроль – импульсивность». Первичный балл (Scl) определяется по уравнению множественной регрессии.
где:
r14, r24, r28, r31, r34, r45 – варианты субъективного оценивания аудиофрагментов под номерами 14, 24, 28, 31, 34, 45, соответственно;
t11 – длительность реакций на аудиофрагмент по номером 11 (Хср=11,4; sх =5,2).
2. Параметры модели оценки степени выраженности показателя «Адаптированность – отчужденность». Первичный балл (Adp) определяется по формуле:
где здесь и далее условные обозначения аналогичны вышеприведенным.
3. Параметры модели оценки степени выраженности показателя «Поленезависимость – полезависимость». Первичный балл (Pin) определяется по формуле:
4. Параметры модели оценки степени выраженности показателя «Когнитивная лабильность – ригидность». Первичный балл (Lab) определяется по формуле:
5. Параметры модели оценки степени выраженности показателя «Гармоничность психоэмоционального состояния». Первичный балл (Hps) определяется по формуле:
Первичные баллы по всем показателям переводятся во вторичные стандартизированные шкалы, например, стен. Нормативные значения рассчитаны и применяются для различных видов деятельности (табл. 4).
Таблица 4. Нормативные значения для условно экстремальной деятельности
Шкала |
Scl |
Adp |
Pin |
Lab |
Hps |
Среднее значение |
2,027 |
2,060 |
3,226 |
1,363 |
1,027 |
Стандартное отклонение |
0,315 |
0,507 |
0,598 |
0,446 |
0,449 |
Для определения результативности работы диагностических моделей (критериальная валидность) был проведен корреляционный анализ соответствующих оценок, полученных по методике «Секвойя», и экспертных оценок (табл. 5). Поскольку все коэффициенты корреляции по К. Пирсону оказались статистически значимыми, можно прогнозировать хорошие способности методики диагностировать заявленные характеристики личности.
Таблица 5. Корреляция шкал с экспертными оценками
Шкала |
Scl |
Adp |
Pin |
Lab |
Hps |
Коэффициент корреляции по Пирсону |
0,354 |
0,519 |
0,587 |
0,460 |
0,466 |
Примечание: корреляция значима на уровне 0.01.
В процессе исследования был разработан алгоритм оценки валидности протокола обследования. Алгоритм реализуется в двух направлениях:
1. Анализ типичности (атипичности) ответов построен на основе соответствующей статистики. В решающее правило включены пункты, которые имеют оценки лишь одного плана (только позитивные или негативные). Достоверность оценивается по формуле:
Нормативные значения для шкалы достоверности: Хср=88,58; sх =5,64. Согласно этого критерий валидности протокола обследования можно дифференцировать (табл. 6).
Таблица 6. Критерии оценки валидности протокола обследования
Значение критерия |
Вербальное заключение |
83 и более |
Протокол валиден |
77..82 |
Протокол валиден, но доминирует необычность ответов |
76 и менее |
Протокол невалиден |
2. Анализ сензитивности ответов основан на оценке общей продолжительности тестирования. Принимая во внимание то, что продолжительность тестирования составляет 432,12 секунды (стандартное отклонение – 140,25 сек.), минимальное (пороговое) значение критерия может быть определено как 291 секунда (включительно). Таким образом, если фактическая продолжительность обследования не превышает 291 сек. (т.е. в среднем 6,5 сек. на один аудиофрагмент), то протокол тестирования относится к невалидным.
Протокол психологического обследования признается валидным, если по каждому из оцениваемых направлений выражена достоверность ответов.
Таким образом, проведенное нами масштабное научное исследование позволило уточнить диагностические возможности программного комплекса «Секвойя», основанного на стимулирующем звуковом воздействии. Разработанные модели оценки ведущих личностных характеристик отличаются высокой точность психологического измерения. Методика может применяться в различных диагностических целях, включая диагностику личности в экстремальных, предэкстремальных, постэкстремальных и условно экстремальных ситуациях. Прогнозируется, что использование методики аудиодиагностики существенно повысит возможности психологов по изучению личности военнослужащих, их доверие и мотивацию к психологическому обследованию, а также точность оценки профессионально важных качеств. В конечном счете, это будет способствовать совершенствованию психодиагностической практики в Вооруженных Силах Российской Федерации.
1. Алдошина И.А. Основы психоакустики // Звукорежиссер. 2001. № 2. 76 с.
2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб: Братство, 1994. 364 с.
3. Копылова О.Ю. Педагогические условия развития творческой активности // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 2 (7). С. 44-47.
4. Ратанова Т.А. Психофизическое шкалирование. Сила ощущений, сила нервной системы и чувствительность. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2008. 318 с.