ПРАКТИКА ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрен процесс становления существующей в Италии системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, которая построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами. В отличие от США и Великобритании, ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в Италии, является Министерство экономики и финансов. В работе представлен анализ деятельности национального подразделения финансовой разведки Италии — L’Unita` di informazione finanziaria per l'Italia (UIF), созданной в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии, а также Национальной комиссии по компаниям и фондовой бирже и Института по надзору за страхованием. На основе полученных данных авторы обращают внимание на то, что в Италии функционирует хорошо продуманный режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках удачно разработанной правовой базы. При проведении исследования авторами применялись исторический, логический, статистический, системный и прогностический методы исследования. Основным выводом проведенного исследования стало то, что отличительной чертой итальянской системы является тесное взаимодействие национального подразделения финансовой разведки с Банком Италии, чьим хоть и формально независимым, но по сути структурным подразделением оно является.

Ключевые слова:
легализация доходов, полученных преступным путем, Валютно-финансовое управление Италии, Финансовая разведка Италии, Национальная комиссия, Институт по надзору, предикатные преступления, Финансовая гвардия, подозрительные операции, правовая культура.
Текст

Сфера оказания услуг, в особенности финансовых, считается одной из тех, где, зачастую, правоохранительные и контролирующие органы сталкиваются с проблемой выявления и расследования случаев легализации доходов, полученных преступным путем.

Особенности исторического развития криминальных структур, а также серьезные проблемы, с которыми столкнулись правоохранительные органы Италии в ходе борьбы с мафией, подтолкнули законодателей этой страны к созданию правовой базы для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, раньше, чем во многих других странах Европы.

Уже в 1982 г., задолго до создания ФАТФ, был принят закон «О борьбе с мафией» № 646. Указанным законом правоохранительные органы наделялись следующими правами:
• проверять счета лиц при наличии достаточных оснований полагать об их причастности к мафии;
• расследовать случаи осуществления этими лицами операций по продаже недвижимости (на момент принятия закона это был один из наиболее распространенных способов легализации дохоов, полученных преступным путем, используемых в этой стране);
• получать сведения, не только в отношении лиц, подозреваемых в причастности к мафии, но также:

а) в отношении членов их семей,
б) в отношении иных физических и юридических лиц, имуществом которых заподозренные в причастности к мафии лица имеют возможность воспользоваться.


Италия является членом Европейского союза и законодательная база в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем строится в соответствии с Директивами ЕС в этой сфере (в частности, с Третьей директивой ЕС о борьбе с отмыванием денег), а также другими международными стандартами.
В настоящее время в соответствии с Legislative Decree 231/2007 под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение операций по отмыванию денег как самими лицами, совершившими преступление, так соучастниками, т.е. лицами, которым эти доходы передаются.
В Италии за участие в легализации доходов, полученных преступным путем, предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.
В качестве мер ответственности для юридических лиц могут применяться:
• штраф;
• лишение права заниматься определенными видами деятельности;
• публикация решения суда [1].
Существенный интерес представляет последняя среди упомянутых мер ответственности, так как по мнению автора, она не является универсальной и не может быть рекомендована к имплементации в законодательство любой страны. Такая мера способна оказывать эффективное воздействие в странах с высоким уровнем развития правовой культуры и в случае, если финансовое учреждение в значительной степени дорожит своей репутаций, а не было создано исключительно в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Значительное количество таких учреждений, например, было создано в России в 1990-е годы, а в 2000-е у них начали массово отзывать лицензии.
Статья 648-bis Уголовного кодекса Италии предусматривает следующие виды наказания за легализацию доходов, полученных преступным путем:
• лишение свободы на срок до 12 лет;
• штраф в размере до 15 493 евро.
Отдельно стоит отметить, что в этой же статье указано, что в случае, если преступление было совершено в сфере осуществления профессиональной деятельности, то наказание должно быть увеличено. При этом уголовным кодексом не установлено конкретных ограничений на этот счет.
В 2015 г. с принятием итальянским парламентом закона 95/2015 положения американского FATCA были имплементированы в национальное законодательство.
Существующая в Италии система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами.
Министерство экономики и финансов является ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
В отличие от США и Великобритании подразделение финансовой разведки Италии — L’Unità di informazione finanziaria per l’Italia (UIF), создано в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии.

Список литературы

1. «United Nations Office on Drugs and Crime. Country Review Report on Italy [Электронный ресурс] // UNODOC Official web-site-URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/CountryVisitFinalReports/Italy_Report_Final.pdf.

2. «Unità di Informazione Finanziaria’s Annual Report 2015 [Электронный ресурс] // FIU Italy Official web-site-URL: http://uif.bancaditalia.it/pubblicazioni/rapporto-annuale/2016/ Annual_Report_2015_8.pdf?language_id=1

3. «The Role of the Financial Information Unit (FIU) [Электронный ресурс] // URL: https://uif.bancaditalia.it/sistemaantiriciclaggio/uifitalia/index.html?com.dotmarket ing.htmlpage.language=1

4. «FATF Mutual Evaluation Report.Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures Italy 2016 [Электронный ресурс] // FATF official web-site. - URL:http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/MER-Italy-2016.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?